Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика.

Эпиграфом к уроку (Приложение 1) взяты слова Солера: “Лети же, мысль, на крыльях золотых…”. Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы - “Набукко” - закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название неудобопроизносимо – “Навуходоносор”. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену.

История эта пронизана тайной – это библейская история (Приложение 4).

Справка.

Библия (гр. biblia – книги) – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного писания. Признаваемая той и другой религиями часть Библии, древняя, получила у христиан название Ветхий Завет; другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологии стоит христианское представление, согласно которому “завет” (договор или союз), заключенный Богом с одним еврейский народом, сменён благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключённым уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход, в принципе признаёт и святость, и персонажи обеих частей Библии.

Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12-2 веков до н.э.

Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины 1 в. и начала 2 в. н.э.

Прежде чем обратиться к сокровищам Библии, имеет смысл провести небольшую терминологическую разминку в виде экспресс-викторины.

  1. Как называется вид духовного освоения действительности, удовлетворяющий универсальной человеческой потребности – творчески преобразовывать окружающий мир по законам красоты? [Искусство = культура художественная.]
  2. Каким термином обозначается праобраз, устойчивая схема первичного образа, сформированного в “коллективном бессознательном”? [Архетип.]
  3. Как называется “культурный”, искусственно созданный объект? [Артефакт.]
  4. Реальное лицо, послужившее основой для создания образа персонажа? [Прототип.]
  5. Одна поэтическая строка? [Стих.]
  6. Дайте определение оперы; можете воспользоваться материалами “Шпаргалки дня”.
  7. Как называется литературная основа оперы? [Либретто.]
  8. В каком образе собраны пороки развратного города-государства? [Вавилон.]
  9. Кто считается автором большинства библейский псалмов? [Царепророк Давид.]

Как объяснить это странное слово – царепророк? Давид был вторым царем древнееврейского народа, но он был и пророком. Это был богато одарённый юноша – сын Иессея, самый младший и скромный. Когда его старшие братья сражались в армии царя Саула, он мирно пас овец и сочинял стихи. Сам смастерил свою арфу. Но если на овцу нападал лев, Давид побеждал его голыми руками, раздирая пасть. Шестнадцатилетний Давид победил в поединке могучего богатыря Голиафа (Приложение 3) и тем самым спас страну от нашествия филистимлян. Его любили и уважали, его царствование было удачным, государство при нём расширилось и укрепилось. Но царепророк Давид предвидел будущие невзгоды.

За 1000 лет до нашей эры он пишет в одном из псалмов о предстоящих страданиях своих соплеменников, попавших в вавилонский плен. Через несколько столетий пророчество сбылось: примерно в 600 году до н.э. Вавилонский царь Навуходоносор II разрушает Иерусалим, разоряет храм Богу живому на горе Сион и уводит в плен тысячи израильтян.

В православной Библии этот псалом значится под номером 136, в католической – 137 (там чуть-чуть другая нумерация). Имеет смысл вслушаться в звучание этого высокохудожественного торжественного и мужественного текста на церковнославянском, современном русском и староанглийском языках (Приложение 2) и прокомментировать: пленение – воздаяние за грехи перед Господом; Сион – священная гора, место для храма, указанное самим Богом; прекрасные еврейские песни – гимны Господу, которыми не подобает развлекать угнетателей-язычников; клятвы лишиться руки и онеметь в случае измены своей религии – монотеизму; молитва об отмщении; дочь Вавилона – блудница – символ всех наших греховных склонностей; призыв “разбивать её младенцев о камень” - совет в зародыше побеждать собственные греховные наклонности.

Справка.

Пророки – провидцы, прозорливцы; в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям; могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего.

Псалмы (гр. psalmoi – хвалебная песня) - песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.); в мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого ).

Вавилонское пленение – период в истории с 586 по 539 до н. э., от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима царем Навуходоносором II до возвращения их в Палестину после завоевания Вавилонии персидским царем Киром II; потеря политической самостоятельности: Иерусалим вместе с храмом и дворцами, разрушен был до основания, все сокровища были увезены в Вавилон.

Массовое переселение покоренных народов с родной земли в страну победителя было обычным явлением в древнем мире. Эта система действовала с большим успехом, целые народы теряли свой этнографический тип и язык и расплывались в среде окружающего чужого населения. Но иудеи управлялись своими собственными старейшинами, строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, и именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух. Но для большинства память о Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих “реках вавилонских”, пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении “окаянной дочери Вавилона, опустошительнице”. Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку плененный народ находил в своих пророках.

Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние ее на язык, который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык был забыт и на его место выступил язык арамейский, т.е. сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы.

Шло время: годы, века, тысячелетия. К этому сюжету обращались не раз. В классической музыке он воплотился гениально. Ему посвяти оперу Джузеппе Верди (1813 – 1901) - знаменитый итальянский композитор, автор 26 прекрасных опер. Он работал очень плодотворно, например, хронология одного периода творчества:

1847  – “Жанна д’Арк”;

1847 – “Макбет”;

1851  – “Риголетто”;

1853, январь – “Трубадур”;

1853, март – “Травиата”;

1871 – “Аида”;

1887 – “Отелло”;

1890 – “Фальстаф”.

Известность Верди принесла его третья опера, “Навуходоносор”, созданная в 1941 году. В марте 1842 года состоялась её премьера в знаменитом миланском театре “Ла Скала”. Чаще эту оперу называют “Набукко”.

Как вы считаете: 28 лет – это молодость, зрелость или уже старость?

Так вот, Джузеппе Верди было примерно 28 лет, когда он уже разочаровался в жизни, в музыке и в своем таланте. Словом, впал в глубокую депрессию. Однажды во время прогулки по городу ему чуть ли не насильно вручили либретто некоего Солеро о Навуходоносоре…

“Я вернулся домой, - расскажет спустя много лет Верди, - и со злостью швырнул рукопись на стол. Падая, тетрадь раскрылась. Я неволь взглянул на лежавшую передо мной страницу и прочитал: “Лети же, мысль, на крыльях золотых…” Я прочел стихи дальше, и они глубоко взволновали меня. Это был к тому же почти парафраз из Библии, которую я всегда любил читать…”

Справка.

Парафраз (гр. paraphrasis – пересказ) - 1) виртуозная сольная музыкальная пьеса, написанная на оперные темы или народные мелодии; близка фантазии; известность приобрели многие фортепьянные парафразы Ф. Листа; 2) сокращенное изложение (адаптация) больших художественных произведений (издания для детей “Дон Кихота” М. Сервантеса) или переложение текста другими словами (часто – прозы в стихи или стихов в прозу).

Унисон (ит. unison < лат. nus один + snus звук) - одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты; равенство частот двух источников звуковых колебаний.

В унисон – согласно, совместно. Действовать в унисон.

Итак, продолжим читать воспоминания Джузеппе Верди: “Это был к тому же почти парафраз из Библии… Я пробежал одну строфу, другую. Но, всё ещё твёрдый в своём намерении не писать больше музыки, сделал над собой усилие, закрыл тетрадь и лёг спать. Только где там… “Набукко” сверлил мне мозг, сон не приходил. Я поднялся и прочел либретто не один, не два, не три раза, а много раз, так что к утру, можно сказать, уже знал сочинение Солеры наизусть”.

Представляете?

И началось творчество. Музыка полилась как бы сама собой – вслед за поэтическими строками. Верди вспоминает: “День – строфа, день – другая, так постепенно опера и была написана”.

Музыка рождалась легко, свободно, почти без видимого усилия, лилась широкой напевной мелодией.

Героем оперы является угнетённый народ, стремящийся освободиться от оков. Композитор выделяет в опере именно эту тему.

Опера “Набукко” выходит на сцену 9 марта 1841 года. Успех потрясающий. Безудержный, безумный восторг публики вызывает хор “Va, pensiero, sull’ali dorate” (“Лети же, мысль, на крыльях золотых”). Это молитва необычайной чистоты и солнечной ясности. Хор поёт её в унисон.

Спустя ещё более ста лет псалом Давида “На реках Вавилона” был исполнен по-новому и, одновременно, традиционно “Boney M” - диско-группой. Она была основана в 1976 Франком Фарианом (Frank Farian; настоящее имя Франц Ройтер – Franz Reuter; родился 18 июля 1942). В начале 1960-х годов Фариан собрал свою первую группу, в которую вошли любители черной музыки. Но за пределы родного города группа не выезжала. В 1970-е гг. две его песни: “Dana My Love” (1972) и “Rocky” (1976) вошли в золотой фонд немецкой англоязычной поп-музыки.

Вскоре, сменив стиль на модный в то время диско Фариан, набрал группу темнокожих сессионных музыкантов, эмигрантов из стран Карибского бассейна, большинство из которых неплохо пели – так появилась “Boney M” (название от Бонни – бравого полицейского из австралийского телесериала, любителем которого был Фариан). За следующие пять лет группа сделала серию танцевальных хитов с простейшими англоязычными текстами и запоминающимися диско-ритмами. Неизменная солистка группы – Лиз Митчелл. В 1983 группа распалась, но каждый год продолжает собираться в разных составах для выступлений и записи ремиксов.

Эта европейская группа никогда не пользовалась особой популярностью в Америке, в родной Европе они произвели настоящий фурор – её называли европейским феноменом. В 1978 году “Boney M” поднялась на пик популярности с песней “Pivers of Babyion”. Она стала второй по продаваемости песней в Объединённом Королевстве – Великобритании за всю её историю. Эта песня вошла в альбом “Nighflight to Venus”. В этой композиции сочетаются религиозная лирика, народный мотив и современный бит, что позволило ей стать гимном поп-музыки в 60-80-е годы ХХ века.

Итак, у нас получилась хронологическая таблица, приглашающая призадуматься.

1000 до н.э. – Давид пишет псалом № 136 (137) “На реках Вавилона”.

600 до н.э. – Навуходоносор II разрушает Иерусалим с Храмом Богу живому на горе Сион и уволит в плен тысячи израильтян.

1841 – Верди Дж. пишет оперу “Навуходоносор” (“Набукко”).

1976 – “Boney M” создаёт композицию “На реках Вавилона”.

За тысячу лет до нашей эры царепророк Давид предсказал своему народу, за грехи перед Господом, вавилонское пленение. Спустя примерно четыреста лет это предсказание сбылось. В середине XIX века молодой композитор Дж.Верди прославился тем, что передал жажду свободы своего народа при помощи библейского сюжета. А в ХХ веке группа “Boney M” завоевала популярность, потому что положила на музыку текст псалма Давида, бережно его сохранив.

Литература

  1. Библия: Книги священного писания ветхого и нового завета на церковнославянском языке. – М.: Российское библейское общество, 1997.
  2. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Российское библейское общество, 1999
  3. Библейский биографический словарь. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  4. Большой путеводитель по Библии. – М.: Республика, 1993.
  5. БСЭ: В 30 тт. – М., 1971. – Т.4.
  6. БЭС, Музыка. – М., 1998. – С. 102.
  7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Проф. Д.Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996.
  8. Уайт Е. Конфликт веков: в 5 тт. – Заокский: Источник жизни, 2001. – Т. 1 (“Патриархи и пророки”).
  9. Лопухин А.П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: в 5 тт. – СПб., 1900. – Т. 2.
  10. Верфель Ф. Верди: Роман оперы. – М.: Музыка, 1991.
  11. Гузик М.А. Культура Древнего Востока: Занимательные игры. – М.: Просвещение, 1997.
  12. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1996.
  13. Тароцци. Дж. Верди: Серия ЖЗЛ. – М.: Мол. Гвардия, 1984.