Рекомендации по мастер-классу

Разделы: Математика


Основополагающим стержнем опыта учителя являются уроки.

У каждого учителя свой метод работы. На своих уроках я использую 4 вида мастерских:

– построение знаний по предмету;

– мастерские вводные уроки (цель – ввести в тему);

– мастерские погружения;

– мастерские обобщающего характера.

Основная задача “МАСТЕР-КЛАССА” – уметь добиваться свободного восприятия и творческого развития. Принцип “МАСТЕР– КЛАССА” – личностно – ориентированное образование. Цель “МАСТЕР– КЛАССА” – обеспечение у школьников способа самовыражения.

Я хочу выделить основные принципы обучения:

  1. Интеграция.
  2. Ценностно-смысловое равенство учащихся. Мнение учителя – одно из многих.
  3. Право на ошибку и исправление.
  4. Безоценочность.
  5. Учет личностных смыслов.
  6. Принцип нелинейности.
  7. Диалогичность.
  8. Рефлексия, самоанализ (найти ошибку и пути исправления).

Особенности конструирования урока.

  1. Принцип неожиданности.
  2. Использование неадаптированного текста.
  3. Избыточность материала (тема неисчерпаема).
  4. Разнообразие заданий (нарисуй, представь,…).
  5. Эмоционально – чувственная сфера.

Особенности организации.

  1. Творчество, поиск и исследование.
  2. Групповое взаимодействие (группы из 3-4 учащихся).
  3. Свобода выбора на всех этапах.
  4. Допускается незавершенность поиска ответа.
  5. Мастер не объясняет материал, сотворчество с учащимися.

Результаты.

  1. Внешние результаты (видимые).
  2. Внутренние результаты (невидимые).

Индикаторы (наводящие приемы для завоевания внимания класса).

  1. Вспомните, как шли в школу, опишите дорогу и дальше…
  2. Прочитайте фразу “Гений и злодейство две вещи несовместимые” (какой знак препинания вы поставите?)
  3. Представьте себе, что мы подготовили вам…
  4. Запишите ассоциации к словам: цветы и зло в два столбика и затем перечислите варианты их взаимодействия.
  5. Представьте себе, что вам дали волшебную палочку, которая исполнит только одно желание. Что вы пожелаете?
  6. Перечислите вечные с вашей точки зрения проблемы.
  7. Нарисуйте время, опишите свои ощущения.
  8. Закончите фразу: любовь должна быть…
  9. Нарисуйте счастье…
  10. Опишите ситуацию, которую можно озаглавить “Горе от ума”.

Методы проведения “Мастер-класса”.

1. Метод символического видения.

Отыскать связь между объектами и символами.

2. Метод сравнения версий.

Сравнить собственный вариант с историческим или

культурным аналогом.

3. Метод “ Если бы…”

4. Метод ключевых слов.

Предлагается текст. Предложить подчеркнуть или выписать ключевые слова,

затем обменяться и сравнить.

5. Метод эвристического исследования.

Объектом выступает лист, камень, часть речи.

– Цель исследования.

– План работы.

– Факты объекта.

– Новые факты.

– Возникшие вопросы.

– Версии ответа.

6. Метод конструирования вопроса.

– Поставить вопрос.

– Озвучить вопрос.

– Обмен мнениями, диалог.

7. Метод смысловых ассоциаций.

Пробудить ассоциации и соотнести предлагаемый материал с их внутренними ощущениями.

– Предлагаются слова.

– Высказать свои ассоциации.

– Выбирают ключевое слово.

– Определяют исходное слово.

– Текст-миниатюра (2,3 предложения).

8. Метод вживания.

Перевоплотиться в объект и озвучить чувства: что вы видите (можно в движении).

9. Метод “Панель”.

На доске записано слово, учащиеся выходят и высказывают свою точку зрения по желанию, мастер только провоцирует.

Я хочу предложить вам разработку одного урока по алгебре в 7 классе. Данный урок я провела на районном семинаре для молодых учителей. При разработке урока я воспользовалась представленными рекомендациями по “МАСТЕР-КЛАССУ”.

7 класс, алгебра, Ю.Н.Макарычев и другие.

Тема: Вынесение общего множителя за скобки.

Цели:

Познавательная – рассмотреть понятия разложения многочлена на множители и вынесения общего множителя за скобки, научить применять эти понятия при выполнении упражнений.

Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, умение выделить главное, оценивать значения.

Воспитывающая – воспитание общей культуры, активности, самостоятельности, умение общаться.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Чтобы завоевать внимание класса, я даю неожиданное для учащихся на данный момент задание: запишите два слова – цветы и зло. Теперь запишите ассоциации к этим словам в два столбика. Давайте приведем варианты их взаимодействия, свяжем эти взаимодействия с нашей жизнью. Не говоря много лишнего, подвожу учащихся к мысли, что знание свет, а от незнания происходят все беды.

2.Постановка цели урока.

3.Вводная беседа учителя.

Давайте рассмотрим выражения

2 2 + 3 = 22 * 23; 34 : 32 = 34 – 2 .

Вопрос: Что означает знак равенства в этих выражениях?

Ответы учащихся:

  1. Знак равенства означает, что выражения, стоящие в правой части и левой части относительно знака равенства равны между собой.
  2. Знак равенства означает, что одно выражение можно заменить другим.
  3. Знак равенства показывает, что из одной части можно получить другую часть путем преобразований.

Учитель: Давайте проверим. (Учащиеся работают у доски.)

1). В равенстве преобразуем правую часть .

Итак, мы получили, что .

2) В равенстве обе части представим в виде десятичных дробей:

и . Итак, 0,4 = 0,4 или .

3) 2 2+3 = 22 * 23.

2 2+3 = 25 = 32 и 22 * 23 = 41*8 = 32.

4) 34 : 32 = 34 – 2 .

34 : 32 = 81 : 9 = 9 и 34 – 2 = 32 = 9.

Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели, что означает знак равенства в выражении!

Учитель: Когда человек узнает какую – то новую информацию, он воспринимает ее с помощью трех биологических анализаторов: зрительного, слухового и путем соприкосновения. Как это происходит?

Отвечают учащиеся.

Одним людям, чтобы лучше запомнить новую информацию нужно только увидеть. Другим недостаточно увидеть, им надо еще и услышать информацию. Ну а третьим надо увидеть, услышать и еще пощупать, чтобы они убедились в новой информации.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Имея у себя в багаже все выше изложенное, давайте приступим к изучению новой темы, которая называется : “ Вынесение общего множителя за скобки ”.

Я ставлю перед вами задачу: рассмотреть понятие разложения многочлена на множители и правило вынесения общего множителя за скобки.

Для начала я предлагаю вам пример на умножение одночлена на многочлен:

2 х ( х2+4 х у – 3).

Учащаяся формулирует правило умножения одночлена на многочлен у доски и раскрывает скобки.

Другая учащаяся просится к доске и говорит: “ То, что сделала Амина, я напишу в виде схемы ”.

На доске появляется запись:

Учитель: Скажите, пожалуйста, какое свойство напоминает нам эта схема? Учитывая, что между выражениями стоит знак равенства, я могу написать это свойство в виде:

Какой анализатор здесь воспринимает информацию?

Отвечает учащийся.

Оказывается, что разложение на множители выражения – это операция, обратная почленному умножению одночлена на многочлен. Рассмотрим тот же самый пример, который решала Амина, но в обратном порядке. Разложить на множители – значит вынести за скобки общий множитель.

2 х2 + 8 х2 у – 6 х = 2 х ( х2 + 4 ху – 3).

Ученик: Я приведу пример вынесения множителя за скобки в русском языке. В выражении “Взять книгу, взять ручку, взять тетрадь” функцию общего множителя выполняет глагол “взять”, а книга, тетрадь и ручка – это дополнения.

Это же выражение можно сказать по другому “взять книгу, тетрадь и ручку”. Это то же, что 3а + 3в + 3с = 3 (а+в+с).

Учитель: А в этом примере какой биологический анализатор работает?

Итак, давайте подведем черту. Что значит вынести общий множитель за скобки?

Отвечают учащиеся.

5. Закрепление новой темы:

1) Работа с учебником.

К какой главе, к какому параграфу, к какому пункту относится наша тема?

Как найти ответ на этот вопрос?

2) Выполнить №703 на странице 130 учебника устно.

3) Решить у доски и в тетрадях № 705.

– 6 а в + 9 в2 = 3 в ( – 2а + 3 в);

– 6 а в + 9 в2 = – 3 в ( – 2а – 3 в).

Вопрос учителя. Почему у одного примера два разных ответа?

Отвечают учащиеся.

4) Решить у доски и в тетрадях № 711 (а).

5) Решить у доски и в тетрадях № 718 (б).

6. Фронтальная работа (на внимательность, на усвоение новых правил).

На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить.

1. 2 х3 – 3 х2 – х = (2 х2 – 3 х).

2. 2 х + 6 = 2 ( х + 3 ).

3. 8 х – 12 у = 4 (2 х + 3у).

4. а6 – а2 = а22 – 1).

5. 4-2а = – 2 (2 – а).

6. Х2 + 4у2 =4 (х32 ).

7. Самостоятельная работа.

Задания заготовлены и вывешены на доске. Ответы указаны на обратной стороне бумаги. Работа выполняется в двух вариантах. После работы соседи по парте обмениваются своими работами и оценивают по следующим критериям:

Оценка “5” – все решено верно.

Оценка “4” – две ошибки.

Оценка “3” – три ошибки.

Оценка “2” – четыре и больше ошибок.

Оценка “1” – все неверно.

Вариант – 1 Вариант – 2

Вынести за скобки общий множитель.

  1. 10 а – 10 в
  2. 3 ху – х2 у2 .
  3. 5 у2 + 15 у 3
  4. авс + а2 в2 с2.
  5. 3 а + 9 а в.
  6. 7 а х – 7 в х.
  7. – 5 m n + 5 n
  1. 8 а + 8 в.
  2. 4 х у + х3 у3.
  3. 3 в у – 6 в.
  4. х2 у2 z2 + х у z.
  5. а2 – а в.
  6. – 8 m n + m2
  7. 9 а в – 9 с в.

Удачи!

8. Занимательная математика.

Любимая цифра ”.

Задание выполняется параллельно с самостоятельной работой. Пока учащиеся решают самостоятельную работу, один учащийся обращается к гостям: “ Я хочу сделать нашим гостям подарок. Возьмите, пожалуйста, ручки и запишите свою любимую цифру. Умножьте эту цифру на 9. Полученное число умножьте на 12345679 . Если вы все сделали правильно, то у вас получится букет из ваших любимых цифр. Этот букет я дарю вам от нашего класса. А теперь припишите справа к полученному числу 9 нулей. Пусть у вас будет столько богатства и соответствующее здоровье! ”

9. Задание на дом.

Прочитать материал пункта 27 учебника, выполнить № 704, № 707. для желающих: № 825 (д), № 826 (в). И еще одно задание – нарисовать счастье в своем понимании.

10. Подведение итогов урока.

  1. Что нового мы узнали на этом уроке?
  2. В любом ли выражении можно выносить общий множитель за скобки?
  3. Всегда ли при решении одного и того же примера получаются одинаковые ответы?

Учитель: Это был урок – поиск, мы с вами раскрыли один из многочисленных из методов объяснения новой темы и это безоценочный урок. Оценки будут тогда, когда мы покажем степень усвоения материала.

Спасибо всем за урок!