Разработка урока алгебры на тему: "Преобразование графиков". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Дидактическая структура урока:

– Актуализация прежних знаний.

– Формирование полученных знаний и способов действий в новых условиях (типы заданий).

– Закрепление умений.

Технические средства:

1. Кодоскоп.

2. Магнитная доска.

Перечень раздаточного материала:

– Карточки с домашним заданием на следующий урок.

– Карточки с индивидуальными заданиями.

– Плёнка для кодоскопа.

– “Комната смеха” (изображение графиков).

Цели:

Образовательные:

Привести в систему знания о различных видах преобразований графиков функций (уметь по графику определить какое выполнено преобразование и, зная порядок преобразований, построить график этой функции).

Воспитательные:

1) Воспитывать умение организовать себя для кропотливой пошаговой работы.

2) Воспитывать уважительное отношение к преодолению трудностей своих одноклассников.

Развивающие:

Развивать умение строить логические цепочки для перехода от простых заданий к более сложным.

Ход урока.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами строили графики функций, познакомившись с видами преобразований. Сегодня у нас заключительный урок по этой теме, цель его: обобщить полученные знания. Каждый из вас тоже ставит на этот урок перед собой цель. Кто желает, может высказать вслух:

1. Ещё раз повторить, какие преобразования я узнал.

2. Продолжить учиться моделировать графики функций, зная график исходной функции.

3. Где мы можем использовать, применять известные нам преобразования.

Учитель поправляет и подводит итог.

Учитель: На каждой парте перед вами лежит рабочий пакет и в том числе памятка, которая помогла нам на предыдущих уроках быстрее ориентироваться в математических ситуациях, сегодня она тоже пригодится.

1 Этап.

Учитель: Вы дома готовились, повторяли преобразования графиков функций, зная исходную функцию.

На кодоскопе: ответьте на вопросы при помощи, каких преобразований можно получить график функции, если исходная функция у = f(х). Можете использовать карточку – помощника.

1. у = f(х –a)

2. у = f(x –a) – b

3. y = f(ax)

4. y = bf(x)

5. y = f( – x)

6. y = – f(x)

7. y = f(|x|)

8. y = |f(x)|

9. y =

10. y = f(x)+b

 2 Этап.

Ученики работают на месте (одного вызываю к кодоскопу). Преобразования графика функций у = | х |.

1. у = | х|+2

2. у = | х+2|

3. у = – | х |

4. у = | – х |

5. у = – | х+2 |

6. у =

7. у =

(Через кодоскоп, заготовив координатную плоскость и из проволоки график функции у = | х |).

Пока мы продолжаем работать устно над преобразованием графика функции у = |х |, предлагаю выполнить индивидуальные задания, вызываю 6 учеников, которые выполняют задания с карточек на листах А-3.

Задание: построить графики функций, объяснив алгоритм своей работы, т.е.: какая исходная функция и какие преобразования нужно выполнить, чтобы построить график данной функции.

1.

2.

3. у = 2tgx•ctgx

4. у = xtgx•ctgx

5. у = |sin x|

6. у = sin |x|

3 Этап.

А теперь послушаем ребят, работающих индивидуально. Каждый ученик защищает своё решение перед классом.

4 Этап.

Проверим домашнее задание на сегодняшний урок. Сначала обговаривает с ребятами ответы, потом только включает кодоскоп. Сообщает критерии оценок.

1. Построить график функции у = sin | х |

2. Графически решить уравнение:

“4” cos х = | х |

3. Графически решить систему уравнений:

Проверка:

№1. Какое преобразование графика функции у = sin х?

Проговариваем и рисуем через кодоскоп.

Построить график функции:

у = sin | х |; учащиеся отвечают, что: график симметричен относительно оси Оу (Показать на кодоскопе).

№2. Графически решить уравнение:

cos x = | х |; учащиеся поясняют: для этого построим график функции у = cos x и график функции у = | х |. Называют приблизительные значения корней этого уравнения:

х1 0,8 х2 – 0,8

Построенные графики выглядят так (на кодоскопе).

№3.

Учащиеся поясняют, что:

решением является пара чисел (х; у): (0; 0) и (0,9; 0,9).

Смотрим на построенные графики:

1) у = | sin 2x| – график получен из графика функции у = sin x.

– Растяжение вдоль оси Ох с коэффициентом 2.

– Находится в верхней полуплоскости.

2) у = х – графиком функции является прямая, биссектриса 1 и 2 координатной четверти.

Учитель: Не забываем при решении уравнений, неравенств и систем уравнений графически, значения приближённые.

Обратите внимание на листы с домашним заданием на следующий урок. Учитель сообщает критерии оценки.

1. Решите графически уравнение:

а) ; б) |х2-1| = sin x; — “3”

2. Решите графически неравенство:

х3+х – 6<0. — “4”

3. Решите графически систему уравнений:

Выполняя эти задания, вы ещё раз увидите, где и как можно применить преобразование графиков функций.

5 Этап.

Сейчас работаем в тетради и ученик на доске.

№1. Графически решить неравенство:

| х – 1 | – 1<

Для этого построим графики функций: 1) у = | х – 1| – 1.

1) у = | х |.

– Параллельный перенос вправо по оси Ох на 1 единицу.

– Параллельный перенос вниз по оси Оу на 1 единицу.

2) – график кривая, в первой четверти.

Графиком является у = | х | – биссектриса 1 и 2 координатных четвертей.

Нам надо решить неравенство. Мы смотрим, при каких значениях х график функции располагается выше (его ординаты больше), чем график функции у = | х – 1| – 1.

2. Решить графически систему уравнений:

1) у = | х |

Графиком являются биссектрисы 1 и 2 координатных четвертей.

2) у = – 2х2+3

Графиком функции является парабола, полученная из у = х2 растяжением вдоль оси Ох и параллельным переносом вдоль оси Оу, ветви параболы направлены вниз.

Вершина параболы (0; 3)

Дополнительные точки

х = 1; у = 1 х = 2; у = -5
х = – 1; у = 1 х = -2; у = -5

Координаты точек пересечения этих графиков являются решением системы.

Ответ: (– 1;1) и (1; 1)

6 Этап.

Учитель: На то, что мы изучаем, можно посмотреть с юмором, назовём этот вид работы “Комната смеха”. Французский писатель Анатоль Франсуа (1844-1924) писал: “Учиться можно весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. Перед вами на магнитной доске прикреплены рисунки.

1. График исходной функции y = f(x)

Глядя на рисунок, где изображены улыбающиеся графики, определите

1) Какие преобразования выполнены с графиком исходной функции, чтобы получить данный график.

2) Какой вид будет иметь формула, задающая этот график?

2. у = f(х)+3

3. y = 3f(x)

5. y = f(x+3)

6. y = (| x |)

7. y = | f(x)|

Эти формулы пока закрыты, открывает учитель, когда дети ответят.

Учитель: Прежде чем перейти к последнему этапу урока, подведём итог: мы учились сегодня

1) Строить графики, моделировать, зная формулу или график исходной функции.

2) Применяли преобразование графика при решении графически: уравнений систем уравнений, неравенств.

7 Этап.

Перед вами тест в виде шифрограммы. Ответив на вопросы теста, вы получите слово. Ребята работают 3-5 минут. Кто справится первый – выходит к доске и записывает.

Тест.

р

и

п

в

н

а

о

з

д

я

Чётная

у = 1

Да

(3;2)

у = |х – 2|

Нечётная

[2; +)

Чётная

у = | х | – 2

  Задания к тесту.

1. График функции у = cos2 x+ sin2 x

2. Если график симметричен оси Оу, то функция …

3. Определите чётность функции

f(x) = x3 – 3x+sin 2x.

4. Наименьший период f(x) = cos 7x

5. Найти D(f), если

6. Совпадают ли графики у = | х | и

7. Если график симметричен началу координат, то функция ...

8. у = 3х – х2+5 – график является парабола, ветви направлены вверх.

9. Укажите точки минимума у = (х – 3)2+2.

10. Запишите функцию, изображённую на графике.

1. у = 1 П
2. Чётная Р
3. Нечётная О
4. И
5. [2; +) З
6. Да В
7. Нечётная. О
8. Нет. Д
9. (3; 2) Н
10. у = | 2х | А
11. у = | х | – 2 Я

Итак, вы получили слово “производная”. Смысл этого слова мы узнаем на последующих занятиях, а в дальнейшем с помощью производной будем учиться исследовать и строить графики функций.

Спасибо за внимание и хорошую работу на уроке. Задания, над которыми вы трудились на уроке и дома взяты из вступительных экзаменов различных ВУЗов нашего города. Проверив на следующем уроке домашнее задание и учтя работу на сегодняшнем уроке – вы узнаете свои оценки. Урок закончен.

Приложение