Проект "Экологическая почта" в номинации "Детская общественная организация – школа социального взросления"

Разделы: Классное руководство


Цель: сочетание экологического воспитания с экономическим в интересах развития творческих способностей детей.

Задачи:

  • вовлечь учащихся в конкретную природоохранную деятельность;
  • определить круг растений и животных своего края, требующих особого внимания;
  • формировать потребность в общении с природой.

Форма реализации.

“Экологическая почта” - детское экологическое объединение младших школьников, созданное на базе гимназического класса.

Учет возрастных особенностей.

Возраст участников проекта – 7-8 лет, поэтому и деятельность детского объединения будет организована в форме сюжетно-ролевой игры. Младшие школьники смотрят на окружающий мир как бы через увеличительное стекло, которое не только укрупняет природные объекты, но и одушевляет, очеловечивает их. Именно деятельность в игре оказывает огромное влияние на развитие экологической культуры ребенка.

Наглядность.

Символика детского экологического объединения (девиз, эмблема), программа деятельности. Печатные, рисованные письма, листовки-обращения, видеоматериалы. Красная книга Красноярского края, энциклопедии.

Подготовительная работа.

Я увидела, что моими хорошими помощниками в деле формирования детского коллектива, его сплоченности являются родители. Они себя уже зарекомендовали ответственными, понимающими, активными участниками учебно-воспитательного процесса. Для реализации замысла данного проекта понадобятся материальные и человеческие ресурсы. Родители с готовностью откликаются на просьбы учителя, активно участвуют в жизни класса, изъявили готовность быть спонсорами данного проекта. Воспитатели детского сада, работники станции юных натуралистов, учителя музыки и изобразительного искусства оказывают взаимодействие по ходу игры “Экопочта – это мы!”

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

На базе 1 класса А я планирую создать детское экологическое объединение младших школьников “Экологическая почта”.

“Экологическая почта” - это программа деятельности детского объединения продолжительностью в один учебный год.

“Экологическая почта” - это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное – автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира.

Содержание деятельности в “Экологической почте” - это создание писем и другого рода корреспонденции экологического содержания при активном участии родителей, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.

Группа, для которой осуществляется проект Количество человек
1. Учащиеся 1 класса А

2. Родители

3. Жители микрорайона

4. Сверстники

5. Дошкольники из ближайшего детского сада

29 человек

54 человека

более 500 человек

около 130 человек

50 человек

В сентябре дан старт игры. Введена символика, распределены роли. Учащиеся совместно с родителями будут создавать письма-рисунки, музыкальные письма, листовки, изготовят кормушки и скворечники, будут подкармливать птиц, благоустроят школьный двор.

В данном проекте можно выделить

I. Подготовительный этап;

II. Основной этап. Создание писем и другого рода корреспонденции; экскурсии и встречи с природой, посадка саженцев, оформление клумб, изготовление скворечников и кормушек, подкормка птиц, выступление перед сверстниками, взаимодействие со станцией юных натуралистов (СЮН), с дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ);

III. Заключительный этап (подведение итогов – обеспечение ситуации успеха учащихся).

В каждом из этапов будут участвовать ученики, родители, а также в основном этапе и учащиеся других классов, привлечены и работники станции юных натуралистов.

Самые важные мероприятия моего проекта:

  1. видеопутешествие “Какой я хотел бы видеть Землю”;
  2. новогодняя почта. Акция “Мама, я не хочу живую елочку!..”;
  3. ярмарка-раздача кормушек всем желающим подкармливать птиц;
  4. “День Земли”;
  5. посадка саженцев сирени, оформление альпийской горки, клумб на территории школьного двора.

Календарный план реализации проекта.

Месяц и год

Что будет сделано?

Для кого?

Кто примет участие?

Подготовительный этап

Сентябрь

Старт игры. Открытие “Экологической почты”. Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, СЮН. Разведка адресов. 1класс А Участники проекта, классный руководитель, команда проекта
Основной этап

Октябрь

Видеопутешествие в исто-рию “Антропогенное воз-действие на природные объекты”, письмо “Какой я хотел бы видеть Землю”, выставка писем-рисунков. Международный день жи-вотных (4 октября) 1класс А Участники проекта, учитель изобразительного искусства
Ноябрь Встреча на лесной поляне. Открытое письмо “От имени природы”, спецвыпуск школьной газеты 1класс А Участники проекта, Гончарова Н.В., руководитель клуба “Виват, гимназисты”
Декабрь Новогодняя почта. Листовки разным адресатам. Цель - сохранение елей. Сверстники, жители микрорайона, родители Участники проекта,

родители

Январь Письмо от имени птиц с призывом о помощи – подкормке. Ярмарка – раздача кормушек. Выступление учащихся. День заповедников и Национальных парков (11 января). ДОУ № 39,

1класс А

Участники проекта, воспитатели

ДОУ

Февраль Письма в Красную книгу. Подкормка птиц, белок. Изготовление скворечников 1 класс А, родители Участники проекта, родители, сверстники
Март Всемирный день Земли (21 марта). Всемирный день водных ресурсов (22 марта). Экономное расходование воды. Письма от различных представителей природной среды. 1 класс А,

родители

Участники проекта,

родители, сверстники

Апрель Международный день птиц (1 апреля), День Земли (22 апреля). Праздничная корреспонденция для Земли. Письма-задания от администрации гимназии, от педагогов СЮН и др. 1 класс А, родители Участники проекта, администрация гимназии, педагоги СЮН
Месяц и год Что будет сделано? Для кого? Кто примет участие?
Заключительный этап

Май

День Солнца (3 мая), обращения-листовки к любителям пребывания на свежем воздухе, походы. Посадка саженцев сирени, оформление цветочных клумб, альпийской горки, уход за растениями. Подведение итогов Дачники, туристы,

1 класс А

Участники проекта, родители, администрация гимназии

Команда проекта

  Ф.И.О. Должность/ класс Школа/ название организации
Руководитель проекта Витюкова Любовь Павловна Классный руководитель 1класса А Гимназия № 1 города Канска
Председатель родительского комитета Адаменко Ольга Михайловна Родительница Город Канск
Казначей Бурнусова Наталья Викторовна Родительница Город Канск
Школьники Бурнусова Е.

Тубашев А.

Панкратова Е.

Филиппов А.,

Дебелая Ю.

1 классА Город Канск

Предполагаемые результаты.

Я считаю, что главным результатом проекта будет:

  1. формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности не менее чем у 25 учащихся класса, что составит 89%;
  2. продвижение учащихся в интеллектуальном развитии (28 учащихся, что составит 100%). Имеется методика наблюдения за личностным развитием учащихся, разработана карта и прилагается шкала оценки. [1]
  3. милосердие, потребность в общении с природой у 28 учащихся, что составит 100% (экскурсии, походы);
  4. духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений;
  5. сплоченный детский коллектив. Анкета для учащихся. [1]

В результате участия в проекте учащиеся научатся

  1. создавать разного рода корреспонденцию (письма, листовки) – 28 человек;
  2. работать со справочной и научно-популярной литературой – 28 человек;
  3. выступать с сообщениями по теме “Растения и животные, внесенные в Красную книгу” – 28 человек;
  4. строить скворечники – 15 человек.

20 человек освоят технологию изготовления кормушек, 28 детей будут подкармливать птиц. 5 учащихся выберут тему исследовательской работы в следующем учебном году по региональным экологическим проблемам. Таким образом, будет реализована активная нравственно-экологическая позиция учащихся.

Бюджет.

Реализация проекта Стоимость 1 ед. Количество Итого
Расходные материалы      
Кормушки 65-00 20 штук 1300-00
Скворечники 150-00 15 штук 2250-00
Саженцы сирени 75-00 16 штук 1200-00
Семена цветочных культур 25-00 5 пакетов 125-00
Бумага для корреспонденции 115-00 2 пачки 230-00
Гуашь 87-00 2 набора 174-00
Маркеры-краски 24-00 6 штук 144-00
Скотч 35-00 1 штука 35-00
Ватман 8-00 5 листов 40-00
Картридж 920-00 1 штука 920-00
Поощрение участников проекта     1000-00
Итого по реализации проекта     7418-00

Спонсором проекта являются родители 1 класса А.

Используемая литература.

  1. Г.В. Бородкина, О.А. Куревина, Е.А. Лутцева Дневник учителя начальной школы. Педагогическая диагностика.Москва, Айрис-пресс, 2003 г.
  2. Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Учебное пособие. Москва, Педагогическое общество России, 2001 г.