Реализация логических функций в Excel. План-конспект урока

Разделы: Информатика


Профиль: социально-экономический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office.

Цель урока: совершенствование навыков работы в офисном приложении Excel.

Задачи урока:

  • изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
  • развитие теоретического и творческого мышления, направленных на выбор оптимальных решений;
  • воспитание информационной культуры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос

1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)

2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)

3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)

4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)

5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)

III. Изложение нового материала

Тема урока “Реализация логических функций в Excel”.
В Excel предусмотрены логические функции, которые предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий.
Рассмотрим функцию ЕСЛИ которая является функцией условного выражения. Функция ЕСЛИ позволяет определить, выполняется ли указанное условие. Если Лог_выражение истинно, то значением ячейки будет выражение1, в противном случае – выражение2.

Лог_выражение  это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100 — это логическое выражение; если значение в ячейке A10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае — ЛОЖЬ. Этот аргумент может быть использован в любом операторе сравнения.

Значение_если_истина    — это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА. Например, если этот аргумент — строка “В пределах бюджета” и лог_выражение равно ИСТИНА, тогда функция ЕСЛИ отобразит текст “В пределах бюджета”. Если лог_выражение равно ИСТИНА, а значение_если_истина пусто, то возвращается значение 0. Чтобы отобразить слово ИСТИНА, необходимо использовать логическое значение ИСТИНА для этого аргумента. Значение_если_истина может быть формулой.

Значение_если_ложь    это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ. Например, если этот аргумент — строка “Превышение бюджета” и лог_выражение равно ЛОЖЬ, то функция ЕСЛИ отобразит текст “Превышение бюджета”. Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь опущено (то есть после значение_если_истина нет точки с запятой), то возвращается логическое значение ЛОЖЬ. Если лог_выражение равно ЛОЖЬ, а значение_если_ложь пусто (то есть после значение_если_истина стоит точка с запятой с последующей закрывающей скобкой), то возвращается значение 0. Значение_если_ложь может быть формулой.

Синтаксис:

=ЕСЛИ ( Лог_выражение; выражение1;выражение2)

Например , =ЕСЛИ (D5>1000;скидка 5%; нет скидки)

Если значение в ячейке D5>1000, то выводится сообщение о предоставлении скидки 5%, в противном случае нет скидки.

  • До 7 функций ЕСЛИ могут быть вложены друг в друга в качестве значений аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь для конструирования более сложных проверок.
  • Когда значения аргументов значение_если_истина и значение_если_ложь вычислены, функция ЕСЛИ возвращает полученное значение.
  • Если один из аргументов функции ЕСЛИ является массивом, при выполнении функции ЕСЛИ вычисляются все элементы массива.
  • Microsoft Excel предлагает дополнительные функции, которые можно применять для анализа данных с использованием условий. Например, для вычисления числа появлений текстовой строки или числа в диапазоне ячеек используется функция СЧЁТЕСЛИ. Для вычисления суммы значений, попадающих в интервал, заданный текстовой строкой или числами, используется функция СУММАЕСЛИ.

Совместно с функцией ЕСЛИ используются и другие логические операции И, ИЛИ, НЕ. При использовании этих функции прописывается более сложное составное логическое выражение.
Например логическая функция “И”.

Синтаксис:

=ЕСЛИ ( И ( Лог_выражение; Лог_выражение; ) выражение1;выражение2)

Разберем простой пример который рассматривался ранее, использование функции ЕСЛИ, выполнив на ПК

Задание 1

Составить и заполнить таблицу по образцу. Заполнить произвольными данными в столбцах “Наименование”, “кол-во”, “цена”. Выполнить необходимые расчеты. По итоговой сумме заказа определить предоставляемой клиенту скидки в размере 5%.

 

А

В

С

D

E

1

заказ  № 2453

cкидка 5%

2

Наименование

кол-во цена сумма

3

1

тетрадь

80

2

160

4

2

ручка

20

3

60

5

3

бумага офисная

3

135

405

6

      итого

625

Алгоритм выполнения задания:

1. Создать таблицу в Excel, заполнить ячейки столбцов “№”, “Наименование”, “кол-во”, “цена” данными.

2. Выполнить расчет столбца “сумма” =C3*D3 с помощью автозаполнения. Установите курсор мыши на ячейку Е3 и наведите указатель мыши на маркер заполнения этой ячейки, щелкнув левой кнопкой мыши (не отпуская) протащите маркер вниз до ячейки Е5.

3. Посчитать итоговую сумму с помощью функции СУММ ( ? ).

4. Объедините ячейки D1 и Е1 , с помощью мастера функции fx (откроется окно мастера функций ), выбрать функцию ЕСЛИ, по Лог_выражение установить курсор ввести ручным методом Е6>500; перейти на Значение_если_истина    и вписать “скидка 5%”, перейти на Значение_если_ложь - “нет скидки”. Нажать на кнопку ОК.

IV. Выполнение практической работы

Задание 2.

Создать и заполнить таблицу данными, выполнить необходимые расчеты поступления и наценки товара магазина “Все для дома” . Использовав логическую функцию ЕСЛИ в столбце “%скидки” по столбцу “сумма закупа”.

В столбце “наценка”, проставить значения в промежутке 1,1 до 1,3.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

НАЦЕНКА ТОВАРА ПО МАГАЗИНУ “Все для дома”

Наименование товара

Кол-во

Стоимость
ед.тов.

Сумма
закупа

% скидки

Скидка Цена с
учетом
скидки
Наценка

Стоимость товара с учетом нацнеки

Сумма по продажам

Доход
1      

=

=Если

=

=

=

= = =
2       = =Если

=

=

=

= = =
3       = =Если

=

=

=

= = =
4       = =Если

=

=

=222

= = =
                       

V. Проверка и оценка выполненной работы учащихся

Учителем проверяются все работы учеников, после чего учитель отмечает тех учащихся которые выполнили работу на “отлично”, и соответственно дает рекомендации учащимся которые по некоторым причинам не смогли завершить задание.

VI. Домашнее задание

– Повторить принцип работы логических функций . Составить таблицу в которой обязательно присутствовала бы одна из логических функций.

Приложение