Игра-викторина "Автограф"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ:

  • Воспитание на шедеврах мировой культуры;
  • Формирование интеллектуально-развитой личности;
  • Развитие личностных качеств: ответственности, взаимовыручки, доброты и милосердия.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстративный материал, аудиосопровождение.

Ход занятия

ПРОЛОГ

Автор: В светелке няни удивительно тихо, покойно, пахнет яблоками.

Пушкин: Я к тебе, няня.

Няня: Сказку, что ли послушать?

Пушкин: Нет, спой-ка мне ту самую про Стеньку Разина.

Няня: Да что ты, батюшка Александр Сергеевич, куда мне.

Пушкин: Да ты тихонько, нужно мне, спой.

(садится на низенькую скамейку, слушает, подперев руками голову)

Няня: (поет)

Как по утренней заре, вдоль по Каме, по реке,
Вдоль по Каме по реке, легка лодочка плывет,
Во лодочке гребцов ровно двести молодцов
Посреди лодки хозяин, Стенька Разин-атаман.

Автор: Няня замолкает, продолжает вязать, молчит и Пушкин. Клубочек падает к ногам Пушкина: няня заснула, она стара. Пушкин, осторожно ступая, чтобы не разбудить старушку, выходит…

ПЕРВЫЙ БЛОК ВОПРОСОВ “Друзья и лица, даты и мгновенья…”

На доске портреты П. Чаадаева, С. Л. Пушкина, И. Пущина, Арины Родионовны, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, В. И. Даля, Н. Н. Пушкиной.

1. Всмотритесь в лица этих людей. Они причастны к судьбе поэта. Назовите их имена. Как они связаны с Пушкиным? Прочитайте стихи, посвященные этим людям.

2. Назовите места Петербурга, которые изображены на этих рисунках.

Подсказка: В пушкинские времена на этой окраине Петербурга устраивались гулянья и сдавались дачи, но зимой1837 года здесь было пустынно и безлюдно… В 1887 году на этом месте был поставлен бюст А. С. Пушкину.

Подсказка:

“Где прежде финский рыболов, печальный пасынок природы,
Один у низких берегов бросал в неведомые воды,
Свой ветхий невод, ныне там по оживленным берегам
Громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли к богатым пристаням пристаням стремятся…”

Подсказка: “От самого начала сей улицы направо и налево сплошной ряд магазинов с различными товарами. Иностранцы здесь выковывают себе золото, мода и непостоянство вкуса, руда, обогащающая их…Все, все найдете вы здесь. Наш читатель. ”

Из исторического путеводителя по Москве, изданного в 1831 году.

Ответы: 1. Черная речка. 2. Набережная Невы. 3. Кузнецкий мост.

ВТОРОЙ БЛОК ВОПРОСОВ “Что за прелесть, эти сказки!”

Пушкин с пером в руке идет, глубоко задумавшись. Он что-то вполголоса говорит, затем садится за стол, зажигает свечу, начинает писать…

Пушкин:

Там чудеса, там Леший бродит, Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках следы неведомых зверей,
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей,
Там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны…

Он увлеченно работает, а перед ребятами появляются герои пушкинских сказок, они проходят группами друг за другом, разыгрывая небольшие диалоги и сцены. (Например: Балда и Черт, царь Дадон и Шамаханская царица, Старик и Золотая рыбка и т. д. )

Пушкин уходит следом за своими героями, продолжая мысленно сочинять, с пером в одной руке, с рукописью – в другой.

Ребятам предлагаются вопросы по сказкам Пушкина.

1. В какое насекомое превратился царь Гвидон во время последнего визита к отцу? (в комара)

2. Как звали жениха спящей царевны? (Елисей)

3. Кто помог Елисею найти царевну? (ветер)

4. В кого влюбился царь Дадон? (в Шамаханскую царицу)

5. С чем в конце сказки осталась старуха? (с корытом)

6. Чем хотел Балда море морщить? (веревкой)

7. Как раньше называли купцов? (гости)

8. Под каким деревом жила белка? (под елью)

9. Сколько богатырей выходило из вод? (33)

10. Кто говорил царице комплименты? (зеркало)

ТРЕТИЙ БЛОК ВОПРОСОВ “…Не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”

Пушкин выходит быстрым шагом, в руках у него конверт. Он торопливо открывает, читает, улыбается, садится за стол, начинает писать.

Пушкин: Спасибо, друг мой, за письмо, огромное удовольствие получил, читая его. Ты интересуешься моими творческими планами, поверь, все мои мысли сейчас лишь об одном. Всецело принадлежу я замыслу написать роман о русской нашей жизни: о деревне, о Петербурге, о людях, любви и разлуке, о мечтах юности и надеждах зрелости, о верности, честности и вероломстве – о том, чем полна жизнь каждого. Разница лишь в том, что роман мой в стихах, а это, знаешь ли, дьявольская разница…

Пушкин запечатывает письмо, налагает на него свою именную печать и выходит…

1. Определите, к каким главам романа подобрал Пушкин эти эпиграфы?

“И жить торопится, и чувствовать спещит” (1 гл. )

“Она была девушка, она была влюблена” (3 гл. )

“Нравственность в природе вещей” (4 гл. )

“О rus!” (2 гл. )

“Прости. И ежели так судьбой нам суждено. Навек прости” (8 гл. )

“Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно” (6 гл. )

2. Восстановите строки романа.

Богат, хорош собою ……. (Ленский)

Везде был принят как ……(жених)

Таков обычай ……(деревенский)

Все дочек прочили ……. (своих)

За полурусского ……. (соседа).

***

Но наконец она ……. (вздохнула)

И встала со скамьи ……(своей)

Пошла, но только ……(повернула)

В аллею, прямо ……. (перед ней)

Блистая взорами, ……. (Евгений)

Стоит подобно грозной ……. (тени).

3. “Минутка для шутки” Выберете правильный вариант ответа.

Какую книгу читал дядюшка Онегина?

А) Псалтырь

Б) Календарь осьмого года

В) Придворный календарь

Г) Сонник Мартына Задеки

В каком головном уборе появилась Татьяна перед Евгением в своей петербургской гостиной?

А) В шелковом капоте

Б) В шляпе с райской птицей

В) В малиновом берете

Г) В тюлевом чепце

4. Кулинарный конкурс “Люблю я час определять обедом, чаем, ужином”

1. Составьте меню обеда в доме Лариных и в ресторане Talon.

Список блюд: roast-beef окровавленный, жаркое, лимбургский сыр, русские блины, “Стразбурга пирог нетленный”, трюфли, “ананас золотой”, варенье, “вино кометы”, цимлянское вино, квас, чай с ромом, брусничная вода.

Ответ: У Лариных – русские блины, жаркое, варенье, цимлянское вино, варенье, квас, чай с ромом, брусничная вода. Все остальное – в ресторане.

2. Почему Пушкин называет ростбиф окровавленным? (обычно его подавали непропеченным)

3. Почему он называет пирог из Страсбурга нетленным? (он долго не портился)

4. Какому алкогольному напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга? (шампанскому)

5. Почему лимбургский сыр Пушкин называет живым? (его готовили по особой технологии, долго заквашивая)

6. В чей кабинет мы заглянули?

“Забытый в зале кий на бильярде отдыхал,
На смятом канапе лежал манежный хлыстик,
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном,
Кровать, покрытая ковром,
И этот бледный полусвет, и лорда Байрона портрет…

(это кабинет Онегина в деревне)

“Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил…
Нашел тетрадь расхода…
Наливок целый стой
Кувшины с яблочной водой…”

(это кабинет дядюшки Евгения Онегина)

ЭПИЛОГ

Пушкин: Я должен был на тебе жениться. Всю жизнь был бы я без тебя несчастлив. С твоим лицом ничего нельзя сравнить, а душу твою я люблю еще больше…Я тебя ничем не заслужил перед богом.

Натали: Мне как-то не по себе.

Пушкин: ты в большой моде.

Натали: Ты меня ревнуешь?

Пушкин: Нет. Но свет мерзкая куча грязи.

Натали: Уедем в деревню.

Пушкин: Плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином.

Натали: Там нет дома.

Пушкин: Мое положение ложно и сомнительно. Я пожалован в камер- юнкеры, что не прилично моим летам. Двору хотелось, чтобы ты танцевала в Аничковом дворце…

Натали уходит, Пушкин садится, сжимает голову руками.

Натали: (издалека) Саша! Саша! Что с тобой?

Пушкин: Я готов умереть за тебя. Я знаю, что ты не виновата…

Уходит. Через минуту звучит выстрел.

Предлагается закончить занятие высказываниями участников о значении имени Пушкина в их жизни, начиная фразу словами “Мой Пушкин…. ”

Например:

  1. Мой Пушкин…Я осознала это, когда взахлеб прочла его “Евгения Онегина”, это чтение было для меня настоящим откровением, никогда раньше не думала что о сложной жизни можно говорить так просто и серьезно одновременно.
  2. Мой Пушкин…Мой с самого раннего детства. Его сказочный мир был со мной, мне кажется, всегда. Герои сказок Пушкина давали мне первые уроки жизни.
  3. Мой Пушкин, потому что он научил меня быть откровенной в проявлении своих чувств. Он научил меня говорить о любви просто и естественно.
  4. Мой Пушкин…Он всегда рядом, его стихи запоминаются на всю жизнь, его произведения дают ответы на все вопросы.
  5. Мой Пушкин…Мне дорого все, что связано с его именем, он по настоящему русский, он понимал своих современников и, каким-то образом понял и нас, тех, кто живет уже в XXI веке.