Урок-путешествие по теме: "Решение уравнений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Образовательная цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при решении уравнений, развивать умение решать различные типы уравнений.

Оборудование урока: проектор, фрагменты мультфильма “Ледниковый период - 2”, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, таблички с названиями команд.

Ход урока

Класс делиться на 4 команды. В скобках дается время фрагмента мультфильма.

Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего урока решение уравнений. Но сегодня у нас необыкновенный урок. На этом уроке мы на некоторое время окажемся на месте героев всеми вами любимого мультфильма “Ледниковый период - 2”. Давайте вспомним главных героев. Ребята вспоминают героев мультфильма: тигра Диего, ленивца Сида, мамонта Мени, мамонтиху Элли.

1. Постановка цели урока.

Проецируется фрагмент мультфильма (12.29 - 13.08)

Учитель. Ребята, я думаю, что вы поняли нам необходимо спастись от наводнения и добраться до горы, на которой стоит корабль. Но это не так-то просто. Нас ждут серьезные испытания. Для этого нам необходимо повторить свойства вычитания числа из суммы, вычитания суммы из числа, а также распределительные законы умножения относительно сложения. Нам предстоит решать уравнения и задачи. Итак, вы готовы? Хорошо тогда в путь.

2. 1 этап. Математический завтрак.

Устная работа.

Учитель. Перед тем как отправиться в путь нам необходимо подкрепиться, для этого давайте вспомним все необходимые свойства. Каждая команда выбирает себе листочек, на котором записано свойство и дают полное определение. По итогам ответов командам присваивается название команды: команда Сида, команда Диего, команда Мени, команда Элли.

3. 2этап. Путь по тонкому льду.

Индивидуальная работа.

Проецируется фрагмент мультфильма (29.17 – 30.15)

Учитель. Ребята, вы все видели, что лед очень тонкий, а подо льдом плавают страшные чудовища. Нам необходимо быстро перебраться на другой берег и не попасть в зубы к хищникам. Для этого нам необходимо выполнить индивидуальную работу.

Вар -1

у:37 = 15

(х - 8)*12 = 132

4х + 3х = 84

19х – 3х + 5 = 133

Вар – 2

891:у = 81

(х - 4)*6 = 66

5х – 2х = 69

(9 - а) + 14 = 94

Вар – 3

х:17 = 34

18*(15 - х) = 216

15х + 5х = 120

у + 6у – 5 = 72

Вар – 4

84:х = 12

(х - 18)*17 = 408

18х + 11х = 116

7а + а – 12 = 28

Вар -5

У:56 = 65

14*(16 - х) = 168

21х – 12х = 126

16а – а + 5 = 50

Вар – 6

198:х = 18

(у - 11): 4 = 244

41а – 19а = 330

6у – у + 18 = 434

Вар – 7

х:47 = 423

26*(44 - х) = 78

15х + 12х = 216

2у + 7у – 12 = 69

 

По завершению работы, капитан команды отдает работы учителю на проверку.

4. 3 этап. Верный путь.

Работа в группах. Командам выдаются решенные уравнения, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо не только решить уравнения правильно, но и выяснить, какая ошибка была допущена.

Учитель. Ребята, вы наверное помните, что мамонтиха Элли считала себя опоссумом и поэтому она настояла продолжить путь и темной ночью. Давайте посмотрим к чему это привело. Проецируется фрагмент мультфильма (47.37 – 48.18).

Учитель. Ребята, посмотрите, до чего нас довела уверенность Элли в том, что она опоссум. Нам срочно необходимо найти правильный путь, нахватало нам еще и заблудиться.

Командам выдаются карточки с заданиями.

Найдите ошибку, допущенную в уравнении. Запишите верное решение.
4х – (2х + 16) = 64

4х – 2х + 16 = 64

2х + 16 = 64

2х = 64 – 16

2х = 48

х = 48:2

х = 24

 
(12х + 21) – 6х = 51

12х – 6х – 21 = 51

6х – 21 = 51

6х = 51 + 21

6х = 72

х = 72:6

х = 12

 
24:(х – 15) = 12

х – 15 = 12*24

х – 15 = 288

х = 288 + 15

х = 303

 
4х + 6х + 10 = 120

20х = 120

х = 120:20

х = 6

 

5. 4 этап. Привал.

Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.

Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть.

Задача №1.

Во время привала мамонтиха Элли приготовила 3 кг 240 гр. салата. Для приготовления салата она взяла 3 части цветков ромашки, 2 части сладких корешков и 4 части листьев одуванчика. Сколько грамм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.

Задача № 2.

Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принес в три раза меньше веточек, чем Диего, а Диего на 20 веточек больше, чем Сид. Сколько веточек принес каждый?

Задача №3.

Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вмести, они поймали 49 светлячков.

Задача №4.

Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше, чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.

5. 4 этап. Дорога через гейзеры.

Проецируется фрагмент мультфильма (59.09 – 59.46)

На доске записано 5 уравнений. Капитаны команд выходят к доске выбирают уравнение и решают. Участники команд в тетрадях решают уравнение, которое выбрал капитан.

21*5х – 11*5х = 250

25 – 10 – 10х = 159

(44х + 16) – 24х = 356

21у – (23 + 11у) = 77

5у*25 + 5у*35 = 1200

По окончанию проделанной работы проецируется последний фрагмент мультфильма

(58.42 – 59.02), где показывается, что герои добрались до корабля.

6. Подведение итогов.

Подведение итогов урока, выставление оценок.