Урок внеклассного чтения по теме: "Человек на войне" (по рассказу В.П. Некрасова "Сенька"). 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

1) Познакомить учащихся с краткой биографией В.П.Некрасова.
2) Показать поведение, поступки, чувства героя рассказа В. П. Некрасова Сеньки перед лицом смерти.
3) Продолжить работу по формированию умения обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Оформление:

1) Выставка книг «ВОВ в художественной литературе».
2) Портрет В. П. Некрасова.
3) Иллюстрации к рассказу: «Налет вражеской авиации»,

«Взорванный мост».

Музыкальное оформление:

1) «Священная война» музыка Александрова
2) «До свидания, мальчики» в исп. Б. Окуджавы.

Эпиграфы:

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина.

Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное
величие человека, бросающего вызов своему
сильнейшему врагу-смерти.
Генрих Гейне.

Ход урока

I. Вступительная часть.

Звучит мелодия «Вставай, страна огромная».

Впервые эта песня прозвучала в 1941 году. Слова этой песни принадлежат Лебедеву-Кумачу, музыка - Александрову.

— Какому событию в истории нашей страны посвящена эта песня?

— Когда началась война?

— Кто встал на защиту Отечества?

Эта песня стала своеобразным народным гимном, объединившим все силы страны на борьбу с гитлеровским фашизмом. И в наши дни эта песня хорошо известна всем и является символом нашей победы.

— Ребята, а откуда вам известно о ВОВ?

Подтверждением ваших ответов прозвучит стихотворение Николая Старшинова:

Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в наилучших фильмах.
Война! Твой горький след-
И в книгах, и на полках…

С каждым днем становятся все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Скоро наш народ будет отмечать 62-ю годовщину Победы над фашисткой Германией. Это уже более полувека.

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений.

В числе ушедших защищать Родину - тысячи писателей и поэтов. Многие из них не вернулись домой.

По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму.

Мы подготовили выставку книг писателей – фронтовиков, с творчеством которых вы уже знакомы и будете знакомиться на уроках. Перед вами книги Г. Бакланова, Василя Быкова, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Твардовского, В. Некрасова.

Писатели – фронтовики основной темой своего творчества избрали тему: «Человек на войне». Именно об этом мы сегодня будем говорить на уроке.

II. Основная часть.

Тема нашего внеклассного чтения – «Человек на войне» по рассказу В. П. Некрасова «Сенька».

Чем живет человек на войне, его мысли, чувства, поступки, переживания – все это легло в основу произведений В. П. Некрасова, в основу его рассказа «Сенька». В. П. Некрасов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опаленное огнем войны.

а) Семиклассник приготовил небольшое сообщение о В.П.Некрасове (доклад).

б) Работа с текстом.

Звучит песня Б. Окуджавы.

Ах, война,
Что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры
На пороге едва помаячили,
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики…
Постарайтесь вернуться назад…

На защиту Отечества встали все: от мала до велика. Ушел на фронт и Сенька – главный герой рассказа. Сенька – молодой парень из далекого сибирского села.

— Что еще вы можете сказать о главном герое рассказа?

И вот Сенька попадает в совершенно другой мир, страшный, неизвестный. Он на передовой, один в окопчике.

— Вспомните, каким эпизодом автор начинает рассказ? Почему?

Что изображено на иллюстрации?

— Какое чувство охватывает Сеньку?

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Автором этих слов является поэтесса, фронтовик Юлия Дунина.

— Какое слово является главным, ключевым в этих строчках?

Страх!

Именно чувство страха испытывает герой рассказа Сенька, оставшись в окопчике один.

— Чему учили Сеньку перед тем, как отправить на передовую?

Хочу привести воспоминание В. П. Некрасова о том, как он, будучи 30-летним, попадает впервые на фронт.

«Учили солдат тому, что сами не знали. На весь батальон – в нем было около 1000 человек – одна боевая винтовка образца 1891 года. На стрельбах за всю зиму каждому полагалось по одному патрону. В результате, в первом же бою полегла половина ребят».

— Учили одному, а получалось совсем другое. Найдите подтверждение в тексте.

Страх постепенно овладевает Сенькой. Автор стремится к максимальной точности в передаче чувств и мыслей Сеньки.

— Какая мелькнула мысль у Сеньки, когда он увидел проползающего Титкова?

Сейчас Титкова перевяжут, и он будет лежать в медсанбате на соломе.

— Какой поступок совершает Сенька?

— Понимает ли он, что совершил, осознает ли Сенька свой поступок?

— Что движет Сенькой, когда он простреливает себе руку?

Только страх, ни о чем другом Сенька и не думает.

— Слышит ли Сенька, что о его поступке говорят окружающие?

— Вспомните слова лейтенанта, доктора.

Сенька ничего не видит, не слышит. Им руководит только одна мысль – уйти из этого ада, от этого гула самолетов и рвущихся бомб.

— Каким выражением описывает автор психологическое состояние Сеньки?

Осознание того, что он совершил, происходит позднее. И слова, сказанные лейтенантом, только потом доходят до Сенькиного мозга.

— Куда попадает Сенька после «ранения»?

— Чем палатка №4 отличается от других палаток?

— С кем встречается здесь Сенька?

— Что узнаем мы об Ахрамееве из рассказа?

Сенька и Ахрамеев – оба «леворучники».

— Можно ли между ними поставить знак равенства? Если нет, то почему?

— С кем еще встречается в «санбате» Сенька?

— Что мы знаем о Николае?

— Почему Сенька тянется к Николаю, а Ахрамеев вызывает чувство брезгливости?

Важно вспомнить о том, какие взаимоотношения складывались у Сеньки с окружающими до совершения проступка, и как они изменились после того, как все узнали, что Сенька – «леворучник».

Внешне ничего не изменилось, но возникла стена молчаливого отчуждения. А самое страшное – это молчание Николая.

— Как воспринимает это молчание Сенька?

— Что происходит дальше с героем?

(Ученик подробно рассказывает эпизод, который изображен на этой иллюстрации).

Сенька не просто попадает на передовую, он совершает подвиг, при этом не осознавая того, что это подвиг.

— Через что сумел перешагнуть Сенька?

Через свой страх, Сенька сумел победить в себе свой страх.

— Можно ли высказывание немецкого поэта Генриха Гейне (2 эпиграф) отнести к Сеньке?

Да, Сенька сумел обнаружить в себе духовное величие, поборов в себе страх, бросив вызов своему врагу – смерти.

в) Наше время. Вывод.

Более шестидесяти лет отделяет наше поколение от тех трагических событий, почему нужно вновь и вновь говорить о страшной войне?

Потому что опять идут кровопролитные войны.

Звучит песня дальше «До свидания, мальчики».

— Почему и для чего поведал Некрасов судьбу Сеньки?

И сегодня есть судьбы, похожие на судьбу Сеньки. Идут на войну его ровесники. И им страшно, и им нужно преодолеть, перешагнуть свой страх, и они опять стоят перед выбором: выжить или умереть. Работают суды, ведутся следствия по делу «леворучников».

Рассказ «Сенька» был написан В. П. Некрасовым в 1956 году. Но он как нельзя подходит к событиям наших дней.

III. Домашнее задание:

1) Дописать рассказ о судьбе Сеньки.
2) Подбор материалов из газет об участниках сегодняшних войн, об их судьбах, похожих на судьбу Сеньки.