Использование информационных компьютерных технологий на уроке экономики по теме: "Основные вопросы экономики и типы экономических систем"

Разделы: Экономика


Класс делится на 3 группы по 3 человека. Группа называется “научный совет”. Лидер в группе называется “научный руководитель”.

Цель нашего урока: преумножение уровня образованности, развития и воспитания. Рассмотреть конкретные методы, посредством которых различные экономические системы разрешают основные вопросы экономики.

  • Образовательная цель: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, доказывать преимущества и недостатки каждой системы, обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах.
  • Развивающая цель: развивать у учащихся аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес.
  • Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

- “Прежде чем говорить об экономических системах, отгадайте загадку”:

  1. Загадка: Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, а просто-напросто… (Товар). Продукция, произведенная для обмена или продажи – ответ “Товар”
  2. Сложить из букв слово Р А Т Б Р Е. Объяснить его значение. (Обмен товара на товар – ответ “Бартер”).

- “Это были самые простые экономические термины. А теперь переходим к изучению нового материала”.

Объяснение материала: Сопровождается презентацией, сделанной в редакторе РоwerPoint <Приложение 1>

Существуют различные способы организации товарного хозяйства, то есть различные экономические системы. Каждая экономическая система отвечает своим способом на три главных экономических вопроса:

  1. Что следует производить (какие товары и услуги)?
  2. Как их производить (каким способом изготавливать товары)?
  3. Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет получать в свою собственность)?

Исторически сложились три способа решения этих вопросов обществом:

1) по традиции;
2) командными методами;
3) с помощью рынка.

А систем экономических в мире четыре.

- “Так что же такое экономическая система?”

Определение, что такое экономическая система - определенный способ организации экономической жизни общества.

“Как вы думаете… Если экономическая система строится с учетом национальных традиций страны, патриархальности – то как бы вы назвали эту экономическую систему?...

1) традиционная;

затем дается научное определение традиционной системы… (Какие, на ваш взгляд, достоинства и недостатки традиционной системы? – вернуть научное определение на экране). В раздаточном материале №1 <Приложение 2> самостоятельно определяются достоинства и недостатки традиционной экономики (совещаются в группах) и научный руководитель дает ответ, … затем смотрим на экран - что говорит наука, и добавить следует с экрана в раздаточный материал достоинства и недостатки.

Как вы думаете?... Если экономическая система использует хозяйственный механизм командного типа в соответствии с государственными планами – то как бы вы назвали эту экономическую систему?...

2) командная (плановая);

затем дается научное определение командной системы… (Какие, на ваш взгляд, достоинства и недостатки командной системы? – научное определение на экране). В раздаточном материале №1 <Приложение 2> самостоятельно определяются достоинства и недостатки командной экономики (совещаются в группах) и научный руководитель дает ответ, … затем смотрим на экран - что говорит наука, и добавить следует с экрана в раздаточный материал достоинства и недостатки.

Если экономическая система базируется на частной собственности на ресурсы и производимые блага с помощью рынка – то как бы вы назвали эту экономическую систему?

3) рыночная;

затем дается научное определение рыночной системы… (Какие на ваш взгляд достоинства и недостатки рыночной системы? – научное определение на экране). В раздаточном материале №1 <Приложение 2> самостоятельно определяются достоинства и недостатки рыночной экономики (совещаются в группах) и научный руководитель дает ответ, … затем смотрим на экран - что говорит наука, и добавить следует с экрана в раздаточный материал достоинства и недостатки.

Если экономическая система решает вопросы и с помощью рыночных механизмов, и на основе государственного вмешательства смешанно – то как бы вы назвали эту экономическую систему?

4) смешанная.

затем дается научное определение смешанной системы…

Практически все существующие в современном мире экономики следует отнести к смешанному типу. Смешанная экономика сочетает государственный и частный сектор (одни предприятия принадлежат государству, другие – частным лицам). В одних странах велика роль государства (правительства) в экономике, в других – мала, но зато возрастает роль частных фирм.

А теперь давайте попробуем, используя полученные знания по экономическим системам ответить на основные вопросы экономики: что производить?, как производить?, для кого производить? заполнив таблицу (раздаточный материал № 2). Даны 9 карточек с определениями, их надо распределить по экономическим системам.

Карточки (раздаточный материал №2)

1.1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1.2. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1.3. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

2.1. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2.2..Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2.3. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3.1. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто.

3.2. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3.3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

Экономическая система Способ принятия решения
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Традиционная      
Командная (плановая)      
Рыночная      

Класс делится на три группы. Первая группа подбирает карточки к традиционной экономической системе и т.д.

- “А теперь проверим, правильно ли все подобрали карточки с определениями?”

1 группа озвучивает правильный ответ, затем смотрим на экран.

- “Подведем итог работы (5 баллов - это оценка 5)”

- “А теперь давайте проведем работу по закреплению изученного материала”. Раздаточный материал №3. Закрепление материала (Электронное учебное пособие “Обществознание” урок 34 упр.7 стр.13). Следует заполнить схему каждой группе. <Рисунок 1>

Дать немного время для самостоятельной работы в группах.

Проверка правильности заполнения схемы с использованием электронного учебника по экономике.

Отвечает 1 группа по 1 экономической системе (и на экран) – 2 группа анализирует.

- “Подведем итог работы (5 баллов - это оценка 5)”

<Рисунок 2>

Проверочная работа. Тест на три группы. Раздаточный материал № 4.

<Приложение 3>

Проверка правильности заполнения теста с использованием презентации, сделанной в редакторе РоwerPoint

“Подведем итог работы по тестированию (5 баллов - это оценка 5)”

А теперь подведем итог всей работы, поставим оценки.

- “Нам осталось получить домашнее задание” К какой экономической системе относится современная Россия? Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях.