Опыт, проблемы и перспективы развития профильного обучения в ГОУ СОШ № 263

Разделы: Администрирование школы


Школа №263 существует с1979 года.

В соответствии с задачами программы “ Модернизация московского образования”, в рамках семинаров, конференций ГЭП, сотрудничества с МИОО и на основе данных , полученных в результате социологических исследований , проведенных в школе, педагогический коллектив разработал образовательную программу , где одним из приоритетных направлений определил переход на вариативность обучения, создание условий для непрерывного, личностно-ориентированного образования.

С этой целью в школе №263 созданы классы, спрофилированные на вуз, а с 2002года функционируют лицейские 10,11 классы.

Разработка модели класса, спрофилированного на вуз, в общеобразовательной школе необходима в предверии профильного образования. При профилизации образования старшая ступень СОШ должна существовать совместно с высшей школой. На III ступени СОШ будет осуществляться профилизация, углубление знаний учащихся по тем наукам, которые станут базой для их профессиональной подготовки. В нашей школе это физика и математика. Естественно, что не во всех школах будут такие классы, а только в тех, где есть необходимые условия для решения ряда задач, связанных с профильным обучением. А открываться эти классы будут уже на основе разработанного пакета документов научно-методического и нормативно-правового обеспечения данной проблемы. Этим и занимается сейчас школа №263 в составе городской экспериментальной площадки.

Это одна сторона актуальности темы эксперимента, по которому работает школа. Важно отметить и другую сторону. Актуальна тема тем, что решает задачу, поставленную программой “Модернизация московского образования”: создание условий для непрерывного личностно-ориентированного образования, переход от единообразного к вариативному образованию. С этой целью в нашей школе созданы профильные классы, способствующие индивидуализации развития познавательных способностей личности в рамках работы по 6-ти педагогическим системам.

Серьезные социальные изменения, происходящие в стране, поставили выпускников школ в сложные, противоречивые условия:

с одной стороны – увеличение свободы выбора дальнейшего пути, признание обществом индивидуальных ценностей жизни личности как не менее значимых, чем коллективные и общественные цели. с другой стороны – сохранение в значительной части образовательных учреждений привычных традиционных форм и методов обучения, уже не отвечающих в полной мере требованиям времени.

В связи с этим в нашей школе с помощью профильного обучения, с помощью связи с вузами идет разработка индивидуальных подходов к образованию и его вариативности с учетом индивидуальных способностей, творческого потенциала и личностных интересов учащихся.

Первоначально, в 1992году одним из средств создания адаптивной модели школы являлось заключение договора о сотрудничестве с одним вузом (МГСУ). При этом удовлетворялись запросы учащихся и родителей, заинтересованных в техническом профиле. Но в 1997 году в результате анкетирования родителей, учащихся, учителей, по результатам проведенных микроисследований стал очевидным тот факт, что большая часть учащихся желала бы продолжить образование на III ступени СОШ, ориентируясь на гуманитарный вуз. Учитывая запросы социума, с 1998 года школа заключила договор о сотрудничестве с МГСУ (продолжение сотрудничества) и с МГПУ(юридический факультет).

Работая в составе ГЭП по вышеуказанной теме, школа №263 выполняет важнейшую задачу программы “ Модернизация московского образования” и важнейшую задачу программы профильного обучения образования.

В школе разработан системный подход к управлению образовательным процессом в классах, спрофилированных на вуз.

Четко разработан и успешно действует алгоритм комплектования профильных классов. На примере данного алгоритма можно проследить действующий в школе системный подход к анализу собранной информации.

Системный подход к анализу собранной информации.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.Сбор информации о состоянии управляемого объекта. 1.Сбор информации об уровне  ЗУН учащихся 9 классов.

прогноз структуры 10 классов:

а) выявление предпосылок для создания профильных 10 кл.
б) собеседование с учащимися по вопросам продолжения обучения.
в) собеседование с кл.рук. 9 кл., учителями, работающими на параллели 9 кл.
г) собеседование с родителями
д) анкетирование учащихся и родителей.
е) микроисследования на парал лели 9 кл.
ж) классно-обобщающий контроль на параллели 9 кл.
з) результативность обучения уч-ся 9 кл. (итоги года, результат итоговой аттестации)
и) родительские собрания совместно с представителями вузов.

2. Переработка  и анализ информации 2.Переработка информации,  полученной из анкет, по итогам микроисследований, по итогам успеваемости уч-ся за год, по результатам итоговой аттестации, в ходе собеседований , в результате родительских собраний
3.Принятие управленческого решения 3.Принятие решения о создании классов. Подбор кадров.
4.Выдача командной информации 4.Приказ директора о создании   профильных классов.  Принятие заявления от родителей о зачислении в профильный класс.
5.Исполнение 5.Формирование класса. Последующее отслеживание успеваемости учащихся.

Алгоритм комплектования профильных классов действует. Но школьная практика подсказала, что успешность комплектования профильных классов и стабильность дальнейшего обучения учащихся в этих классах зависит от устойчивой, твердой мотивации учащихся. Начало формирования последней стало возможным с введением расширенного обучения ряда предметов на параллели 8-9 классов и оптимального подхода к организации факультативных, предметных кружков, научно-исследовательской и проектной деятельности.

8кл -> 9 кл -> 10кл -> 11кл, -> спроф.на МГПУ (расширенное изучение истории, русск.яз, обществознания) 8кл -> 9 кл -> 10кл -> 11кл, -> спроф на   МГСУ, МГТУ «Станкин» с 2004  (расширенное изучение, математики , физики) 8 кл -> 9 кл -> 10 кл -> 11кл -> общеобразовательной  направленности изучение всех предметов в рамках базисного учебного плана

В школе №263 четко определен алгоритм перекомплектования параллели 7-х классовпримечания

1.Анализ качественного состава параллели ноябрь разработаны спец.анкеты,   микроисследования уровня развития ОУУН уч-ся,  системы отношений в кл, включения уч-ся в познавательную деятельность; самооценка учащимися с/р на уроке, уровня познавательного интереса к предмету, урок глазами учителя и ученика
2.Анкетирование учителей, уч-ся 7кл., их родителей декабрь
апрель
3.Микроисследования параллели на 7 классов. декабрь
март
4.Диагностика результативности ЗУН уч-ся 7 классов декабрь,
май,
в теч.года
5.Диагностика уровня развития уч-ся 7кл. март
6.Обобщение результатов собеседований, анкетирований, микроисследований, диагностики ЗУН уч-ся, диагностики развития уч-ся. Анализ полученных данных. Подтверждение потребности в перекомплектовании классов с учетом уровней обучения. Малый педсовет. Составление характеристик уч-ся учителямипредметниками, кл.рук, психологом с целью прогнозирования дальнейшей успешности обучения. Принятие решения о перекомплектовании параллели. Ознакомление родителей и уч-ся со списками вновь скомплектованных классов. апрель

апрель

май

май

В течение обучения в 8-9 классах учащиеся имеют возможность по собственному решению или по рекомендации педагогов, психолога, по итогам успеваемости изменить класс, изменяя при этом направленность обучения. Посещая элективные курсы, учащиеся получают возможность проявить свои способности в ряде образовательных областей. А к концу 9 класса каждый учащийся для себя уже четко определяет дальнейшие условия обучения:

-обучение в специальных учебных заведениях (колледжи т.д.)
-обучение в школе №263 в 10 классе общеобразовательной направленности
-обучение в 10 классе школы №263, спрофилированном на МГПУ (юридический факультет)
-обучение в 10 классе школы №263, спрофилированном на МГСУ, МГТУ «Станкин».

За 14 лет сотрудничества с Московским государственным строительным университетом им. Куйбышева школой №263 разработаны пакеты документов, готовые к трансляции в педагогическую практику.

1. Внедрена процедура трехсторонней разработки программы по математике и физике в профильных классах (школа-ОУМЦ-вуз)

2. Составление учебного плана школы с выделением дополнительных часов на расширенное изучение ряда предметов в 8,9 классах, на изучение профильных предметов в 10,11 кл.

Распределение часов школьного компонента с учетом профильного обучения. Всему вышеизложенному имеется грамотно построенное обоснование в пояснительной записке к учебному плану, в характеристике каждой образовательной области.

3. Разработана система интегрирования учебных курсов, включающая тематическое планирование данных курсов, согласованное в ОУМЦ.

4. Разработана и внедрена в практику комплексно-целевая программа “Школа-вуз”.

5. Имеется опыт системного подхода к анализу результатов итоговой аттестации учащихся классов, спрофилированных на вуз.

7. Имеется опыт работы школы по авторскому учебнику и задачнику Парфентьевой Н.А., написанных ею специально для классов средней общеобразовательной школы, спрофилированных на вуз. Преподавание физики в профильных классах школы №263 ведет профессор МГСУ, кандидат физико-математических наук Парфентьева Н.А.

Парфентьевой Н.А. разработаны конкретные темы учебного курса физики, конкретные уроки определенных тем курса физики. Имеются многочисленные публикации данных материалов. С этими публикациями, с опытом работы по своему учебнику и задачнику Парфентьева Н.А. знакомит учителей школы №263, учителей физики других школ г.Москвы в рамках действующего семинара на базе ГЭП по теме : ”Модель класса, спрофилированного на вуз, в общеобразовательной школе. Разработка научно-методического и нормативно-правового обеспечения взаимодействия общеобразовательных учреждений и вузов”. (Школа №263 с 1999года входит в состав городской экспериментальной площадки по данной теме) в 2004 году измененной на «Формирование профильного обучения на основе взаимодействия старшей и высшей школы».

Профильность – это перспективное направление модернизации образования. В соответствии с концепцией профильного обучения возможны несколько моделей (вариантов) организации профильного обучения.

Наша школа имеет лицейские классы, многолетнюю связь с вузом и для организации профильного обучения, очевидно, будет выбрана модель внутришкольной профилизации, т.е. возможность самостоятельно реализовывать однопрофильное и многопрофильное обучение на базе своей школы. Для этого необходимо иметь хороший уровень материально-технической базы обучения, высокий кадровый потенциал.

В сложившихся условиях очень важно сохранить богатый опыт взаимодействия школы с вузом.

Отменен совмещенный экзамен, но вопрос взаимодействия средней и старшей школы остается быть важным. Сотрудничество московских общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений России в столичном регионе, имея свою, в чем-то уникальную, историю в развитии всего российского образования, в настоящее время приобрело новое качество, стало по-особому актуальным. С 1999 года школа входит в состав ГЭП по проблеме «Школа-вуз». В школе №263 более 10 лет существуют классы, спрофилированные на вуз (МГСУ) и с 2002 года функционируют лицейские классы. За это время в школе наработан богатый опыт по взаимодействию с вузом.

Результаты исследований, проведенных в 10-11 классах, показывают, что успеваемость (а это один из основных показателей состояния системы образования) учащихся профильных классов повышается, несмотря на увеличение учебной нагрузки, устойчивая мотивация плюс серьёзное отношение к учебе со взглядом в будущее - вот, что характерно для учащихся лицейских классов. Отмечено и повышение успеваемости в спрофилированных на вуз классах от10-го к 11-ому, что свидетельствует о повышении мотивации на обучение, адаптации учащихся к возросшей учебной нагрузке.

С каждым годом возрастает количество учащихся, желающих учиться после окончания школы (социальный аспект). Положительным фактором профильного обучения является более выраженная сформированность целевой установки учащихся на продолжение образования после окончания школы.

Причём , как показало проведенное исследование, большинство опрошенных учащихся желают в дальнейшем получить образование в вузе, на который спрофилирован класс. Заметим, что и направление профиля, выбранного учащимися, не меняется.

После окончания школы я 10кл 11кл
Хочу получить высшее образование в вузе, на который спрофилирован класс 59% 73%
Хочу получить высшее образование в другом вузе того же профиля 41% 27%

Учащиеся профильных классов являются более подготовленными к системе вузовского обучения, ориентированы на будущую профессию. (Пример: старосты групп, красные дипломы после окончания вуза, быстрое принятие вузовской нагрузки, выпускники стабильно учатся в вузе, активно участвуют в научной работе).

Профильное обучение играет важнейшую роль в развитии методической службы школы, научно-исследовательской и проектной деятельности.

В школе работают преподаватели МГСУ – профессора кафедры физики, математики. Ими выпущены учебники и задачники для профильных классов, другие методические материалы, которые используются в преподавании профильных предметов в школах.

Совместная деятельность преподавателей вуза и школы дает возможность решить многие важные вопросы в организации образовательного процесса в школе (приложение)

В перспективе при переходе на профильное обучение, очевидно, необходимо предусмотреть существенное увеличение часов школьного компонента, за счет которых можно варьировать профильное обучение, их можно использовать на дополнительные спецкурсы с учетом специализации в рамках сотрудничества с вузом.

Таким образом, профильное обучение предполагает:

  • курсы базового уровня
  • профильные курсы
  • спецкурсы (модули по выбору) /элективные курсы/

В стадии модернизации образования находятся и вузы. Новые условия приема в институты, ЕГЭ заставляет и вузы многое менять в своей работе со школами. При этом вузы не спешат разрушать сложившуюся систему работы со школьниками. Это система олимпиад, система спецкурсов, ориентированных на обучение в данном вузе и т.п. Идёт процесс модернизации одновременно и в вузе и в школе, где намечаются , разрабатываются новые пути сотрудничества. У школы есть опыт и успехи работы с вузами, но есть и определенные проблемы при переходе к профильному обучению:

  • не подготовлена нормативно-правовая база перехода на профильное обучение;
  • отсутствие четких критериев оценки знаний;
  • недостаточная проработанность взаимоотношений в системе «Школа-вуз»;
  • необходимость пересмотра БУП для профильных классов;
  • неопределенность в системе «профиль -ЕГЭ»;
  • необходимость составления программ профильного обучения, курсов по выбору (необходимо ли это дополнительно лицензировать?)