Тема урока: "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Класс заранее разделила на 4 команды, примерно равные по силам, ребята сами выбирают капитана команды. Урок состоит из нескольких конкурсов. Ребятам сообщаю, что учитывается активность каждого и всей команды в целом. Приготовила ведомость «Итоги соревнований» и помещаю её на доску. В итоге побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать ЗУНы учащихся.
  2. Добиться того, чтобы учащиеся прониклись чувством ответственности перед своими товарищами.
  3. Развить интерес к предмету; чтобы учёба стала для них интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов.

Ход урока.

Разминка.

I). Ответив на 6 вопросов и взяв из ответа нужную букву, мы получим пароль нашего урока.

1) Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями ( из ответа взять 3 букву). (Ответ: газообразное).

2) Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (взять из ответа 4 букву). (Ответ: трение)

3) Назовите вещество, которое все видели в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. (взять 4 букву). (Ответ: вода).

4) Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (взять 2 букву). (Ответ: инерция).

5) Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением? (взять 2 букву). (Ответ: сила).

6) Назовите явление, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга( взять 8 букву). (Ответ: диффузия).

Итак, получили слово «ЗНАНИЯ» Они вам очень нужны!

II. Дорогие друзья! Перед вами 4 буквы:

V, U, m, F, обозначающие физические величины.

Назовите приборы, которыми можно их измерить. Из названий приборов возьмите указанные буквы:

из первого – 5 букву,

из второго – 6 букву,

из третьего – 2 букву,

из четвёртого – 3,2,8 буквы.

(Ответ: мензурка, спидометр, весы, динамометр).

Итак, получили слово «УМЕНИЕ». Это «ценнейшее качество!»

III. Без чего ещё невозможно изучение физики?

Ответ учащихся: без ОПЫТА.

I конкурс – «Знаешь ли ты формулы?»

На альбомных листах написаны формулы по теме «Теплота»:

Q=cm(t2 –t1), Q=qm, Q=rm, Q=

Выходят по одному человеку из команды и вытягивают по одному листу с формулой. Прикрепляют свой лист на магнитную доску и объясняют её назначение, физический смысл каждой величины, в неё входящей. Команды – соперницы задают по этой формуле дополнительные вопросы, используя таблицы учебника. Например,

С олова=230 Дж/(кг градус). Как ты это понимаешь?

II конкурс – «Смекалистые».

Состоит из 2 заданий: а) качественные задачи; б) опыты.

а) На столах лежат конверты, в которые вложены карточки с качественными задачами (по 5 задач в каждом конверте). Команды обсуждают задачи (время ограничено).

Представители команд отвечают на вопросы. Если не справляется команда – помогает команда – соперница, но первая команда баллы теряет.

Качественные задачи типа:

- В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему?
- Почему близость водоёмов влияет на температуру воздуха?
- В каком доме теплее – в деревянном или кирпичном? Почему?
- В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? В тёплую или холодную?
- Какие явления наблюдаются в жидкости перед тем, как она начинает кипеть?

б) Опыты.

1) Как вынуть?

Опустите небольшой кусочек льда в стакан с водой и попытайтесь вытащить лёд из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли (рис. 1). Как надо поступить?

Ответ: положите нитку на лёд и присыпьте солью. Образуется охлаждающая смесь, и нитка примёрзнет к льдинке. Подождав немного, поднимите нитку вверх, а вместе с ней поднимется и льдинка.

2) Полосатый стакан.

Стакан из тонкого стекла заклейте изнутри полосками белой и чёрной бумаги одинаковой ширины (рис. 2). Снаружи к стакану прикрепите воском на одной высоте гвоздики по одному против каждой белой и чёрной полосок. Поставьте на тарелку стакан, а в него свечку строго в центре. Фитиль должен быть немного ниже уровня, где прикреплены гвоздики. Зажгите свечку с помощью лучинки. Через некоторое время гвоздики начнут отпадать. Какие гвоздики отпадут первыми? Почему?

III конкурс – «Соревнование любителей кроссвордов».

Каждая команда получает листок с кроссвордом.

Задание. В каждую клетку, включая нумерованную поставьте по букве так, чтобы слова по горизонтали означали: 1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. 2. Физическая величина, измеряемая в джоулях. 3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое. 4. Переход молекул из пара в жидкость. 5. Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии. 6. Переход молекул из жидкости в пар. 7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу. 8. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. 9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре.

Ответы.

Плавление. 2 . Энергия. 3. Отвердевание. 4. Конденсация. 5. Снег. 6. Испарение. 7. Кипение. 8. Парообразование. 9 . Бензин.

IV конкурс – на понимание графиков.

Учащиеся каждой команды берут по карточке, на которой приготовлено три графика.

Рядом - вопросы; на них нужно ответить.

Вопросы к графикам:

- Какой из графиков соответствует: процессу плавления,

процессу отвердевания,

нагреванию вещества без перехода в другое агрегатное состояние?

V конкурс – « Найди ошибку ».

Небольшой рассказ с физической ошибкой. Побеждает команда, которая быстрее найдёт ошибку и правильно её объяснит.

Текст.

Один поэт писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».

Ответ. Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли. При отвердевании капля отдаёт теплоту «в мир» - воздуху, стеклу.

VI конкурс – «Поиск».

Проверка домашнего задания. Группы заранее получили задание: найти в журналах, книгах материал и подготовить небольшое сообщение (2-3 мин. ) о практическом применении тепловых явлений.

Жюри подводит итог урока. Самые активные участники получают грамоты с памятной надписью и оценку за урок.