Обобщающий интегрированный урок по информатике и биологии в 8-м классе по теме "Анализаторы"

Разделы: Биология, Информатика


Цели урока:

  • обобщить знания, полученные на уроках биологии при изучении темы “Органы чувств”. Углубить знания о гигиене органов чувств, показать влияние окружающей среды на функционирование органов чувств;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями; развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • показать возможности применения информационных технологий на уроках биологии;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, компьютерную грамотность;
  • воспитывать информационно грамотную личность;
  • соблюдать гигиенические нормы и технику безопасности при работе на ПК.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • демонстрационный;
  • самостоятельная работа с дидактическим материалом;
  • индуктивный метод;
  • дедуктивный метод;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Приемы деятельности:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • сообщения учащихся;
  • эвристическая беседа;
  • работа за ПК.

Оборудование:

  • творческие работы учащихся (модели органов зрения, органа слуха), рисунки с изображением органов слуха;
  • таблицы “Органы чувств” (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса);
  • персональные компьютеры (10 штук);
  • карточки с заданиями по биологии;
  • видеопроектор.

Программное обеспечение:

  • 1С: Репетитор. Биология (CD);
  • Учебный диск. Анатомия человека;
  • MS PowerPoint (презентация);
  • MS Word (текстовый редактор).

Оформление доски: тема урока, основные понятия, творческие задания учащихся.

По предмету биология.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • органы чувств человека;
  • части зрительных и слуховых анализаторов, находить их на рисунках, таблицах, моделях;
  • роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды, их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельности;
  • характеризовать гигиену органов зрения, обоняния и вкуса;
  • объяснять свойства рецепторов, воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).

По предмету информатика и ИКТ.

Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности в кабинете информатики;
  • состав основных устройств ПК, их назначение и информационное взаимодействие;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • назначение программного обеспечения и его состав;
  • что такое табличная модель;
  • формы информационных моделей (табличные, графические).

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать ПК;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, прикладными программами;
  • выполнять основные операции: копирование, удаление, вставка, переименование, поиск;
  • приводить примеры табличных моделей;
  • ориентироваться в таблично-организованной информации;
  • создавать табличные модели.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Тема, цели урока
  3. Актуализация знаний
  4. Физминутка
  5. Компьютерный практикум
  6. Оценки за работу на уроке.
  7. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).
  2. Тема, цели урока.
  3. Актуализация знаний

Б: Ребята! Как иначе мы можем прочитать эту схему? (Приложение слайд 1)

У: Информация из окружающей среды воздействует на органы чувств, как раздражитель, а раздражение воспринимают рецепторы органов чувств, которые преобразуют раздражение в нервный импульс, и по пути проводнику (нервы) – поступает в определенные отделы головного мозга

И: Сейчас прозвучало понятие “мозг”. Но ведь это понятие мы можем использовать не только в биологии, но широко используется и в простой речи людей, например, “мозг компании”, “мозговой центр”. Как вы понимаете это выражения?

У: Это человек или люди, выполняющие умственную работу, продумывающие идеи, создающие проекты и т.д.

И: Вы правильно понимаете и рассуждаете. А компьютер обладает мозгом?

У: Да. Процессор выполняет функции мозга.

И: А какие же функции выполняет процессор?

У: Прием, обработка, хранение, передача.

И: Совершенно верно. Так вот, прежде чем говорить об информационных процессах, хотелось бы сказать о том, что компьютер создал человек для облегчения и автоматизации человеческого труда. И все информационные процессы, перечисленные вами, были заимствованы у человека. Так как человек непосредственно обладает в первую очередь всеми эти процессами: прием (через органы чувств), обработка (мозг, мышление), хранение (память), передача (речь, двигательная система). И сегодня я хотела вам рассказать об искусственном интеллекте. Искусственный интеллект (ИИ) как самостоятельное научное направление оформился в конце 60-х годов. Первый международный конгресс по искусственному интеллекту проходил в США в 1969 году. Интеллект с латинского переводится как познание, понимание, способность мышления. В полной мере эта способность свойственна лишь людям. Предметом изучения науки ИИ является человеческое мышление, и ученые ищут ответ на вопрос: как человек мыслит? Цель этих исследований состоит в том, чтобы создать модель человеческого интеллекта и реализовать ее на компьютере, то есть заставить машину мыслить. ИИ создал интеллектуальных роботов, которые в отличие от роботов работающих по жесткой схеме управления, обладают способностью адаптации к внешней обстановке, самоорганизации и самообучения. И вашему вниманию я хочу представить сегодня пример искусственного интеллекта – это интеллектуальный робот собака “Ай-сайби”. (Приложение слайды 2-10)

Б: Сейчас нужно на обратной стороне доски 1 ученик перечислит рецепторы кожной чувствительности и рассказать о них, с другой стороны с помощью схемы показать как возникает изображение на сетчатке. (у доски работают 2 ученика)

Б: Начинаем работать по следующему плану. Я хотела бы услышать ваши ответы на поставленные мною вопросы (ответы с места по основным понятиям, написанным на доске)

Б: А теперь проверим работу учащегося у доски. (Приложение слайд 11)

Б: Посмотрите, на экране вам предложены вопросы, ваша задача дать ответы на эти вопросы. (Приложение слайды 12-16)

Б: Шум – это один из видов звука – называют его нежелательным звуком. Каково же воздействие шума на организм человека? (Приложение 1 “Сообщение 1”)

Б: Мы с вами отметили, что запах является раздражителем обонятельных клеток носовой полости, какова же площадь чувствительной поверхности в носовой полости? (Приложение 1 “Сообщение 2”)

Б: А как же происходит восприятие звука? (Приложение 1 “Сообщение 3”)

Б: Перед тем, как мы с вами будем работать по предложенным вопросам, 10 учащихся будут выполнять тест за компьютерами, а 5 учащихся работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 2)

(отведенное время 5-7 минут)

Б: Итак, предлагаемые вопросы. (Приложение слайды 17-21)

IV. Физминутка.

1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

V. Компьютерный практикум - закрепление.

Б: Работа в малых группах. Задание: создать таблицу “Органы чувств” и заполнить ее. (Приложение 3)

И: Вспомнили технику безопасности при работе за ПК. Ребята вы будете работать в программе MS Word. Прежде чем создавать таблицу, посмотрите, сколько столбцов и строк вам необходимо установить. Главное меню – Таблица – Вставить – Таблица - Количество столбцов - Количество строк – OK. Ваша оценка будет зависеть от того, насколько правильно вы работаете по образцу. Будьте внимательны при заполнении таблицы, обращайте внимание на правописание.

VI. Закрепление.

И: Скажите, пожалуйста, что называется искусственным интеллектом?

Какие роботы называются интеллектуальными?

Приведите примеры интеллектуальных роботов.

VII. Оценки за урок.

И: Оценки за работу на уроке вы получите все, как по биологии, так и по информатике – за тест, карточки, групповую работу.

VIII. Итог урока.

Итог урока подводят учащиеся.

Спасибо.