Комбинированный урок по теме "Размножение и его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений"

Разделы: Биология


Основные понятия:

  1. Бесполое размножение
  2. Деление
  3. Почкование
  4. Спора
  5. Спорангии
  6. Вегетативное размножение

I. Актуализация знаний

Работа с терминами

  1. Нервная система
  2. Рефлекс
  3. Инстинкт
  4. Мозжечок
  5. Большие полушария
  6. Гормон
  7. Ростовые вещества
  8. Нервный импульс
  9. Надглоточный узел
  10. Безусловный рефлекс
  • Самый крупный отдел головного мозга (на бегунке закрывается цифра 5)
  • Врожденный комплекс определённых, особых для каждого вида реакций 3
  • Регулирует работу всех органов 1
  • Ответная реакция организма на раздражение, при участии нервной системы 2
  • Рефлексы, передающиеся по наследству 10
  • Регулируют жизнедеятельность растений 7
  • Отдел заднего мозга, ответственный за координацию движений 4
  • Волна возбуждения, которая распространяется по нерву 8
  • Активные химические вещества 6
  • Самый крупный нервный узел 9

Бегунок

1 6
2 7
3 8
4 9
5 10

Проверь свои знания:

Учебник "Биология. Живой организм" Н.Ч.Сонин 6 кл. стр. 121

Мотивация новой темы:

На зелёной лужайке,
На полянке в лесу,
В огороде на грядке
И на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный,
Клубника огромная,
Сирень пахучая,
Роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Яблоня плоды дающая.
Собрались ненапрасно
Фотосинтез дающие
И заспорили меж собой,
Как им род продолжить свой?

Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?

II. Объяснение и осмысление нового материала

Среди свойств присущих всем живым организмам – способность к размножению

С помощью текста учебника стр.122 составьте особенности бесполого размножения

  1. Участвует только один родительский организм
  2. Образуется два идентичных организма
  3. Происходит без образования половых клеток и последующего их слияния

Формы бесполого размножения

Деление Почкование Спорообразование
1 Бактерии 1 Грибы – дрожжи 1 Многоклеточные водоросли
2 Простейшие 2 Гидра – животное 2 Мхи
3 Одноклеточные 3 Растение – каланхое 3 Папоротники
Водоросли 4 Высшие грибы
5 Животные
  • Чем спора отличается от семени?
  • Где образуются споры?
  • Какие органы растений называют вегетативными? (корень, побег)

Вегетативное размножение – увеличение числа особей данного вида растения с помощью вегетативных органов.

  • Что произойдёт, если лист растения циперус поставить в воду? (Размножение листом)
  • Почему древние греки называли пырей ползучий “огонь полей”? (Размножение корневищем)
  • У мамы – дочки на шнурочке? (размножение усами земляники)
  • Чем отличается размножение малины от размножения смородины, крыжовника? (Корневищем, черенками, отводками)
  • Какой орган употребляем в пищу у картофеля? (Клубень)

Биологическое лото.

  

 III. Закрепление.

а) Выполнение теста.

1. Вегетативным размножением называется:

  • размножение с помощью семян;
  • размножение с помощью вегетативных органов;
  • размножение с помощью генеративных органов.

2. С помощью видоизмененных побегов-луковиц размножаются растения:

  • тюльпан;
  • нарцисс;
  • редис.

Стеблевыми черенками размножаются:

  • смородина;
  • картофель;
  • фиалка.

Крыжовник, черемуха, рябина размножаются:

  • делением куста;
  • листом;
  • отводками.

5. Как можно размножать растение, если оно не имеет подземных
побегов, клубней, корневищ, луковиц;

  • стеблевыми черенками;
  • корневыми черенками;
  • корневыми отпрысками.

б) Работа с таблицей

Вегетативное размножение растений

Способы вегетативного размножения Примеры растений
1. Луковицы 1. Лук, тюльпан, нарцисс
2. Клубнелуковицы 2. Гладиолусы
3. Корневище 3. Ирис, ландыш, мята
4. Усы и столоны 4. Земляника, хлорофитум
5. Стеблевые клубни 5. Картофель
б. Корневой клубень б. Георгины
7. Листовые черенки 7. Сенполия, сансевиерия
8. Стеблевые черенки 8. Традесканция, смородина
9. Отводки 9. Крыжовник
10. Выводковые почки 10. Бриофиллум

IV. Практическая работа:

“Черенкование комнатных растений”

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

Оборудование: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.

Ход работы

  1. Выберите растение.
  2. Выберите субстрат для укоренения черенков.
  3. Срежьте черешок ножом.
  4. Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте теплой водой.

 V. Итог урока.

Домашнее задание: в рабочей тетради выполнить задания на стр. 35 – 36.