Урок информатики в 5-м классе "Кодирование информации"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний о представлении информации;
  • освоение различных способов кодирования информации;
  • развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • развитие аккуратности и последовательности в выполнении заданий

Задачи урока:

  • воспитательная – развитие познавательного интереса;
  • учебная – повторение и обобщение знаний по теме;
  • развивающая – развитие памяти, внимательности, логического мышления

Дополнительные материалы к уроку: карточки с кодами, перфокарты с закодированным текстом, цветные карандаши (или фломастеры), чистые листочки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Вопросы классу:

а) какие вы знаете формы представления информации?

Ответы: (зрительную, звуковую, вкусовую, запахи, осязание).

б) в какой форме представляется информация в компьютере?

Ответы: (символьной - буквами, цифровой, графической, звуковой, видео).

2. Учащиеся должны были указать, в каком виде представлена информация в следующих примерах: (учитель демонстрирует примеры)

  • книга (символьный);
  • плитка шоколада (вкусовой);
  • репродукция картины (графический);
  • музыка (звуковой);
  • год рождения (числовой).

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Кодирование информации - это преобразование информации в удобную форму.

Текст кодируется символами: буквами и знаками препинания, причём одна и та же информация может кодироваться по-разному: по-русски, по-татарски, по-английски, по-французски и т.д.

Например: школа – мэктэп – ecole - school.

Числа кодируются цифрами (арабскими или римскими).

Например: 54- LIV.

Радисты на кораблях передают сообщения по рации при помощи специальных сигналов азбуки Морзе (точек и тире).

Например, сигнал бедствия SOS это ... _ _ _ ...

Информация в компьютере кодируется при помощи электрических сигналов. Это связано с тем, что электронная начинка любого компьютера состоит из множества элементов, каждый из которых может находиться только в двух состояниях: есть ток - нет тока. Эти состояния обозначаются 0 и 1. Поэтому информация в компьютере кодируется числами, состоящими из 0 и 1. В каждом числе может быть только восемь 0 и 1, и каждое такое число кодирует один какой-то символ: букву, цифру, знак препинания.

III. Закрепление материала.

1. Вопросы классу:

  • что кодируется при помощи букв и знаков препинания?
  • как кодируются числа?
  • как кодируется информация в компьютере?

2. Задания.

Учитель раздаёт детям чистые листочки и специальный кодировщик

а). Закодировать предложение "Мы изучаем информатику", поставив вместо букв числа, соответствующие номеру буквы в алфавите.

б) Используя кодировщик, расшифровать предложение

“h 8 L f _ L h L f L b ^ I Q N Q _ S 1 ^ 1 a ^ f _ ^ a Q 8 ”

 Кодировщик:

а б в г д е ё ж з и й к л м н
Q ` h N c L J T µ [ ? g b 8 "
о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы
^ 1 a f _ O O E { ? I o z K
ь э ю я
S j \ ?

 в) Детям раздаются по вариантам карточки с нарисованным прямоугольником, разбитым на клетки. В каждой клетке стоит цифра. Используя ключ, расшифровать рисунок, изобразив его в пустых клетках:

1 вариант (Рисунок 1)

Ключ: 1- жёлтый, 2- синий, 3- чёрный, 4- красный, 5- белый.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 3 2 1 1 1 1 1 1 1
4 5 3 1 1 1 1 1 1 1
1 3 3 3 3 3 3 3 3 1
1 1 1 3 3 3 3 3 1 1
1 1 1 3 1 1 1 3 1 1
2 2 2 3 2 2 2 3 2 2

2 вариант

Ключ: 1 – синий; 2 – красный; 3- белый; 4 – коричневый; 5 – зелёный

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1
1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1
1 1 1 2 2 3 2 2 1 1 1
1 1 2 3 2 2 2 3 2 1 1
1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1
5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Это задание выполняют дети, закончившие задание б).

г). Учитель раздаёт детям, закончившим предыдущие задания, перфокарты <Рисунок1>, на которых тоже закодирован текст. Текст нужно читать по вертикали сверху - вниз, т.е. каждая колонка- это символ. Мы уже знаем, что символ-это число, состоящее из восьми 0 и1. Если цифра закрашена, то это 1, если нет- то 0.

(Надпись на перфокарте “ЭВМ полезна всем”). Дети должны раскодировать этот текст.

Для этого к каждой перфокарте прилагается таблица кодов:

А – 11000000 К – 11001010 Х – 11010101
Б – 11000001 Л – 11001011 Ц - 11010110
В – 11000010 М – 11001100 Ч - 11010111
Г – 11000011 Н – 11001101 Ш - 11011000
Д – 11000100 О – 11001110 Щ - 11011001
Е – 11000101 П – 11001111 Ъ - 11011010
Ж – 11000110 Р – 11010000 Ы - 11011011
З – 11000111 С – 11010001 Ь - 11011100
И – 11001000 Т – 11010010 Э - 11011101
Й – 11001001 У – 11010011 Ю - 11011110
Ф – 11010100 Я - 11011111

 Это задание выполняют дети, закончившие задание в).

Все задания выполняются на листочках и сдаются учителю для оценивания.

IV.Домашнее задание. Придумать свой шифр и закодировать свои фамилию и имя.