Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки"

Разделы: Литература


Тема: Василий Макарович Шукшин. Нравственные уроки рассказа “Волки”.

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя. Дать краткий анализ его творчества. Подробно проанализировать рассказ “Волки”, выявить основную проблему, проследить нравственное падение одного героя – Наума Кречетова и возвышение другого – Ивана Дегтярева.

Воспитательная цель: Обратить внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях корневые свойства человеческой души: правду, совестливость, любовь к человечеству.

Оборудование: Стенгазета по творчеству В. Шукшина, выставка его произведений.

Стенд со стихами о совести, правде. (Э. Асадов “Доброта”, Ю.Левитанский “Каждый выбирает по себе” и др.) стенд с афоризмами (см. в ходе урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством писателя, имя которого многим из вас стало известно недавно. Его творчество зовет к обсуждению, спору. Хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека, так как в них поставлены вопросы и проблемы, волнующие любого человека: вступающего только что на жизненный путь и прожившего жизнь. Каков же он – Василий Шукшин, что волнует его, тревожит?

III. Сообщение ученицы. Биография писателя (Приложение 1).

IV. Обратить внимание учащихся на стенгазету.

Рис. 1.

Рис 2. Фильм “Простая история.

Рис .3 Фильм “Золотой эшелон”)

Обсуждаем эпиграф.

Легче живется тем, кто умеет приспосабливаться в жизни, гораздо труднее говорить правду, но без правды невозможно исправить жизнь, улучшить ее.

Шукшин подметил не совсем приятную особенность в людях:

“Когда нам плохо, мы думаем:
А где – то кому-то хорошо. Когда
нам хорошо, мы редко думаем:
А где-то кому-то плохо”.

V.

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек.

(Обратить внимание учащихся на запись на доске).

Разобрав рассказ Шукшина “Волки”, мы должны ответить на проблемный вопрос: “Что лежит в основе поступков человека? Почему в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному?”

VI. Аналитическая беседа по рассказу и составление схемы.

– Кто является героями рассказа?

Тесть Наум Кречетов,
Зять Иван Дегтярев.

Обратить внимание, что герои – родственники.
В дальнейшем поставим вопрос:

– Случайно ли, специально так сделал Шукшин?

– Какими мы увидели героев в начале рассказа?

Оба не любят друг друга.

– Как Шукшин хочет проверить своих героев?

Ставит в экстремальные условия. Встреча с волками.

Внимательно наблюдая за текстом, учащиеся доказывают нравственное падение одного, нравственное возвышение другого героя. (Чертим схему, подписываем каждый этап цитатой из текста).

– Кто сможет ответить на вопрос, почему герои ведут себя по-разному?

Что лежит в основе их поступков? (Проблемный вопрос урока).

У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей. Таким образом, человек, начиненный всяческими правилами, но лишенный совести – это не человек.

Рассказ “Волки” с глубоким подтекстом.

Как вы поняли смысл названия?

Волки – это не только хищники, лесные звери, это люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану. Они ради спасения собственной “шкуры”

Волки

Звери

Люди, типа
Наума

Любопытство – страх –
бессилие – “ваша взяла”

Смех – злость – изумление
желание – заставить тестя
осознать неправоту

– Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками (зверями)?

– Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?

– Какие слова повторяет Иван в ссоре тестем? Почему?

“Хотел папаню твоего поучить. Как надо человеком быть, “...чтоб ты человеком был”. Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова “надо быть” “чтоб был” человеком заставляет понять, что Наум – не человек.

– Как вы думаете, смириться ли Иван с волчьей натурой тестя?

– Нет. Он повторяет слова: “Учить я тебя все равно буду”. Но пока Иван только изумляется: “Нет, это же...что ж это за человек?”

– Что кроется за фразой?

“Нет, это же... что ж это за человек?” (Обратить внимание на многоточие).

И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционерам слова, которые были на уме: “Это же не человек!” (о Науме). Сказал более мягко: “Что ж это за человек!”.

– Определяем основную идею рассказа.

На доске

– Какие из афоризмов вы бы выбрали для эпиграфа?

VII. Вывод.

Нет с нами большего писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли... И каждый его рассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Чтение стихов.

Э. Асадов

Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе
Ты потом ему все же прости
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за всякого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той обиды и горьких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной,
Это все же твоя любовь.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не уступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай никому:
Ни любимой, ни другу.

Ю. Левитанский

Каждый выбирает…
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже – как умею,
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.

VIII. Итоги. Оценки.