Урок литературного чтения по учебно-методическому комплексу "Начальная школа XXI в." на тему: "Произведения Л.Н. Толстого" (авт. Виноградова Н.Ф.)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные:

  • углубить представления учащихся о жизни детей в далеком прошлом;
  • развивать умение вчитываться в текст и анализировать язык рассказа;
  • формировать умение правильно называть произведение;
  • закреплять литературоведческие понятия, читательские умения: выделять голосом главную мысль произведения, наблюдать за тоном, темпом;

воспитательные:

  • воспитание коллективных отношений (работа в парах, группах);
  • развивающие: развитие интеллекта через память, речь, воображение.

I. Оргмомент

На доске Рисунок 1.

– Назовите тему урока.

– Что означает рубрика “Проверь себя”?

– Прочитайте план нашего урока

ПЛАН УРОКА:

  • Перечитай
  • Вспомни
  • Докажи
  • Сравни

(Выставка книг Л.Н. Толстого)

II. Повторение пройденного. (Рисунок 1)

– Что знаете о писателе Л.Н. Толстом? (факты из жизни, о его творчестве, какие писал рассказы, былины, сказки, научно-познавательные..)

– Докажите это из текста. (Ученик говорит: какой рассказ, какая страница, какой по счету абзац на этой странице)

III. Работа в группах.

– У вас на столах карточки. Переверните ее. Вам дается 1 минута, чтобы ее заполнить (обложку книги).

– Проверим

1 группа “Два брата”

2 группа “Лев и собачка”

3 группа “Белка и волк”

4 группа “Как боролся русский богатырь”

5 группа “Лебеди”

– Какие еще знаете произведения Л.Н. Толстого? (учащиеся перечисляют)

– Сравните мои модели (на доске) обложки с вашими (учитель перепутал заместителей жанров, учащиеся говорят, что неправильно, (каждый ученик говорит произведения своей группы), а учитель исправляет. (Приложение № 1)

– Свои модели соберите в книжку и приготовьте АННОТАЦИЮ

(учащиеся собрали книжку, в каждой группе скрепили листы, получилась книжка-малышка)

– Обсудите, кто будет выступать о книжке-малышке.

ПРОВЕРКА

1 группа.

– Мы выпустили книжку-малышку. Издательство: детская классная библиотека, г. Киселевск, школа № 27, 3 класс. Автор Л.Н. Толстой, сказка …, в ней рассказывается о людях …. Советую прочитать. Сделали книжку-малышку … (перечислить фамилии учащихся группы).

ФИЗМИНУТКА

– Когда вы читали произведения Л.Н. Толстого, то встречали в произведениях литературные слова.

– Кто правильно ответит, тот сядет (учитель показывает слова, написанные на карточках, учащиеся говорят, что оно означает)

(Приложение № 2)

IV. Работа в группах

(На карточках написаны цитаты)

– Прочтите и скажите из каких произведений эти строчки (обсуждение).

ПРОВЕРКА

(Ученик зачитывает цитату и говорит из какого произведения. По одной цитате от каждой группы.)

– Вам всем понравился какой-то рассказ, а именно какой отрывок?

– Прочтите этот отрывок и скажите: почему?

– Какой прием использует автор в произведении? (сравнение, олицетворение, др.)

(ОТВЕТ ученика после чтения):

– Мне понравился этот эпизод, в нем автор применяет прием ... .

– Зачем автор сравнивает?

– У нас в классе выставка книг автора. Здесь такие произведения… . Их можно взять в школьной библиотеке, городской, после прочтения, обменяются друг с другом.

V. Самостоятельная работа.

– До конца урока пять минут. Откройте тетрадь на стр. …. Выполните задания. На выполнение задания 2 минуты.

– Кто выполнил, закройте тетради.

– Оценки будут выставлены за выполнение заданий в тетради. В оценочной карте поставьте себе оценку.

VI. Итог урока.

– возьмите оценочную карту. (Приложение № 3)

– Я вас оценю и посмотрю вашу оценочную карту.

– Вернемся к плану урока. Скажите, когда мы перечитываем? (….)

– Когда вспоминаем? … Когда доказываем? А когда сравниваем?

На доске весь урок (Приложение № 4)