Внеклассное занятие для детей 8–10 лет с отклонениями в развитии

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: “День русской загадки”.

Цели:

  • познакомить с русской народной загадкой;
  • развивать слуховую память, внимание, воображение, связную речь, логическое мыщление;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма; уважение к русскому
  • народному творчеству.

Действующие лица: Ведущий, Машенька, Солнце, Василиса, Ворон.

Оформление: на сцене слева – лавка, стол; справа – терем с надписью “Мудрая Василиса”, в центре – дуб.

Ход праздника:

Ведущий: – Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Тема нашего праздника – “День русской загадки”. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесный мир загадок. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте посмотрим на доску, прочитаем и запомним словарные слова, которые будут встречаться на протяжении всего нашего путешествия.

Первое слово – загадка. Как вы можете объяснить это слово? Как вы его понимаете? (ответы детей)

Загадка – это выражение, содержащее в себе вопрос и нуждающееся в ответе на него, то есть в разгадке.

Второе словарное слово – взаимопомощь. А как это слово вы понимаете?

Это слово состоит из двух слов: взаимная помощь, помощь друг другу. Ты – мне, я – тебе.

И последнее словарное слово – это коромысло. Кто объяснит это слово?

Это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на конце для ношения вёдер на плече.

Обратите внимание на нашу выставку. В нее вошли множество различных книг с загадками. Загадки в этих книгах подобраны по темам, чтобы легче было их разгадывать. Например: о человеке, об одежде, о доме, о предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. После занятия вы можете подойти и посмотреть книги.

Ну, а теперь в путь!

Действие 1:

(Пригорюнившись, сидит Машенька. Входит Солнце.)

Солнце: – О чем призадумалась, девица красная? Что не весела?

Машенька: – Как же мне не кручиниться, Солнышко Ясное, когда потеряла я братца своего,  Иванушку. Унесли его Гуси-Лебеди, не доглядела, упустила. Как же мне найти его,  посоветуй, Солнышко?

Солнце: – Знаю я, где Гуси-Лебеди живут. Пойдешь по дорожке, а клубочек тебе путь указывать  станет. Лови!

Машенька: – Спасибо, Солнышко! Век тебя помнить буду!

Действие 2:

(Машенька кидает клубочек и идет за ним к терему. Останавливается, читает вслух надпись: “Василиса Премудрая”, стучится.)

Василиса: – Кто там?

Машенька: – Это я – Маша. Ищу я братца своего, Иванушку. Унесли его Гуси-Лебеди.   Солнышко путь мне указало, да клубочек тут остановился и дальше не катится. Помогите мне, Василиса Премудрая!

Василиса: – Попробую. Но моя чудесная сила поможет лишь тем, кто загадки сумеет отгадать и с тремя заданиями справиться.

Машенька: – Ну, что же, загадывайте! Только можно, мне ребята помогать будут?

Василиса: – Хорошо. Вот первое испытание. Слушайте! (читает загадки)

(Дети отгадывают).

– Молодцы, ребята, и ты, Машенька! Все загадки отгадали, отлично справились с первым испытанием. А теперь, свое умение и смекалку во втором испытании покажите.

– Научу я вас, ребята, игре в загадки. Справитесь – поможете Машеньке братца найти. Нет – не обессудьте!

Я скажу свою загадку вот этому мальчику. Как только он ее отгадает, может загадать следующему своему соседу, тот – следующему, и так далее. Так и пойдут “вопросы – ответы”, по цепочке. А если кто-то отгадать не сумеет – идет в конец  ряда и ждет своей очереди. 

Начинаю:

“Вокруг проруби
Сидят белые голуби”.

(Дети дают ответ: зубы, рот. Игра продолжается по цепочке.)

Василиса: – Справились вы и с этим испытанием, были активными, дружными в игре. Все молодцы!

И осталось у нас еще одно, последнее испытание. Я думаю, что и с ним вы быстро   справитесь. Успехов вам!

(Звучит спокойная музыка.)

– В третьем испытании – сказка “Золотой венок”. Слушайте!

Жила-была крестьянская дочь Машенька. Осенью пришли для нее радостные дни.  А чтобы на свадьбе себя украсить, отправилась она в поле – на голову венок свивать. По полю она ходила, редкие цветы срывала и в рукав подкладывала. Вдруг, откуда ни возьмись – буйный Ветер, шибкий Вихорь, дробный Дождь.  Схватили они у Маши венок с головы и понесли по чистому полю, по сырому бору, да пустили-бросили в синее море. Пошла Маша, заплакавши. Навстречу ей идут три сильных молодца. Остановились они и спрашивают:

- Здравствуй, красна девица! Куда идешь?

- Я иду, свой венок ищу,- отвечает Машенька.

- Отгадай наши загадки и мы твой венок найдем.

Согласилась Маша на этот уговор. Вот, добрые молодцы и загадывают:

- Что без огня горит? (солнце)

- Что чаще в лесу? (звезды на небе)

- Что шумит без приметы? (ветер)

- Что бежит без прогону? (вода)

- Что цветет без расцвету? (ель)

- Что растет без коренья? (камень)

- Что в воде лежит, да не тонет? (тень)

Василиса: – Молодцы, ребята! Помогли Маше. Ну, а теперь сказку дослушайте.

– Добро – хорошо отгаданы наши загадки,- говорят молодцы. – А знаешь ли ты, кто мы такие?

- Нет,- отвечает Маша.

- Мы,- сыновья матушки Осени: буйный Ветер, шибкий Вихорь и дробный Дождь. Это мы у тебя свадебный венок унесли. Да за смекалку твою, догадливость мы венок тебе вернем. Пошли они и скоро венок принесли.

Только Маша надела его на голову, вдруг венок голубой стал золотой. Так Матушка Осень ее наградила, свадебным подарком одарила.

И мы нашу Машу наградим свадебным подарком – вот тебе колечко. Куда оно покатится, туда и ты иди.

Машенька: – Спасибо Вам всем! Низкий поклон.

Действие 3:

(Звучит музыка. Маша кланяется, бросает колечко и идет за ним к дубу, около которого расхаживает важный ворон.)

Машенька: – Здравствуй, Мудрый Ворон! Долго я ходила по лесам, по долам, искала, где Гуси-

Лебеди живут. Унесли они братца моего любимого. Помоги его из беды выручить.

Ворон: – Будь по-твоему. Где братец твой, знаю. Да, вот, сумеешь ли ты загадку мою отгадать? Без этого путь тебе указать не смогу.

Машенька: – Я слушаю тебя, Мудрый Ворон.

Ворон:

– Висит калач,
Укусить нельзя
И пройти нельзя.

(Дети помогают Маше. Отвечают: замок.)

– Добро! А теперь сама выбери загадку. Вот они на моем дубе растут. Срывай любую!

(Машенька срывает листочки с загадками, дети отгадывают.)

Ворон: – За смекалку твою и сообразительность положена тебе награда. Возьми клубочек, он тебя прямо к дому приведет, жив и здоров твой брат.

Машенька: – Спасибо, Ворон! Побегу я. До свидания , ребята!

(Дети прощаются с Машей. Она бросает клубочек и убегает.)

Ведущий: – Сегодня, ребята, вы познакомились с русскими народными загадками. Яркие, живые, образные они легко запоминаются и остаются с нами навсегда. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто, красочно выразил себя, свое отношение к окружающему миру.

Вместе с загадками вы развивали смекалку, сообразительность, ум, воображение, старались строить правильные ответы. Поэтому вам, ребята, я советую почаще читать их, запоминать и загадывать друг другу.

Мне было приятно сегодня смотреть на вас и слушать вас, так как сегодня вы были дружными, активными; помогали друг другу и Машеньке в ее беде найти Иванушку.

Наш праздник закончился. Всем огромное спасибо!