Семинар по теме: "Железо и его соединения"

Разделы: Химия


Задачи урока: Повторить, закрепить и провести коррекцию знаний основных теоретических вопросов темы “Железо и его соединения”, провести тренинг по составлению уравнений химических реакций с целью совершенствовать эти умения, закрепить теоретические знания практическим путем. Провести контроль усвоения основных теоретических понятий.

Оборудование и реактивы: кодоскоп; для демонстрационных опытов: растворы FеSO4, FеС12, FеС13, NаОН, НСl, К3[Fе (СN)6], К4[Fе(СN)6], КСNS, пробирки.

Подготовка к семинару: учащимся заранее выдаются вопросы к семинару

(см. приложение).

ХОД УРОКА

1. Постановка задачи. Организационный момент.

2. Работа по вопросам семинара.

1 вопрос: Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо в соединениях? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?

Примерный ответ:

Валентные электроны 4S и 3d

Степени окисления +2 и +3

+2: FеО, Fе (ОН)2 ;

+3: Fе2О3, Fе (ОН)з

2 вопрос: В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите важнейшие природные соединения железа.

Примерный ответ:

В земной коре железа 5,1% (это 2 место после Аl) .

В основном в виде соединений: оксидов, сульфидов, карбонатов.

Магнитный железняк Fе3О4 (Урал)

Гематит Fе2О3 (Кривой Рог)

Лимонит Fе2О3 • n Н2О (Керчь)

Пирит FеS2 (Урал)

Сидерит FеСОз

Гидрокарбонат железа (II) Fе (НСОз)2 (Железноводск)

В свободном виде встречается только в метеоритах.

3 вопрос: Каковы физические свойства железа?

Ответ: серебристо-серый металл, ковкий, пластичный, плотность 7,87г/см3; tпл.=1539°С; tкип.=2740°С; хорошо проводит тепло и электричество, обладает магнитными свойствами.

4 вопрос: С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?

Ответ:

1) 3Fе + 2О2 = Fе3О4 (FеО • Fе2O3) - железная окалина

2) 2Fе + 3Сl2 = 2FеС13 - хлорид железа (III)

3) Fе + S = FеS - сульфид железа (II)

Образование ржавчины: 4Fе + 3О2 + 6Н2О = 4Fе(ОН)з img2.gif (73 bytes)

Fе (ОН)3 + х Н2О = Fе (ОН)3 • х Н2О

5 вопрос: С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.

Ответ:

1) с водой при нагревании 3Fе + 4Н2О = Fе3О4 + 4Н2 (образуется железная окалина и выделяется водород)

2) с растворами кислот Fе + 2НС1 = FеС12 + Н2 (хлорид железа (II) и водород)

Fе + 4HNOз (разб.) = Fе(NOз)з + NО + 2Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (II), вода)

3) c концентрированными кислотами HNOз и H24 при обычной температуре железо пассивируется;

при нагревании: 2Fе + 6H24(конц.) = Fе2(SО4)3 + 3SО2 + 6Н2О (сульфат железа (III), оксид серы (IV), вода)

Fе + 6HNOз (конц.) = Fе(NOз)з + 3NО2 + 3Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (IV), вода)

4) с растворами солей менее активных металлов

Fе + СuSО4 = FеSО4 + Сu (сульфат железа (II), медь)

6 вопрос: Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).

Ответ: Fе(ОН)2 - основание и Fе(ОН)3 - более слабое основание (амфотерное)

Fе (ОН)2 + 2НС1 = FеСl2 + 2Н2О

Fе (ОН)2 + NаОН

Fе (ОН)3 + 3НС1 = FеСl3 + 3Н2О

Fе (ОН)3 + NаОН = Nа[Fе(ОН)4]

7 вопрос: Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?

Ответ: Соединения Fе+2 нестойки и со временем на воздухе окисляются до Fе +3:

4 Fе (ОН)2 + О2 + 2 Н2О = 4 Fе (ОН)з img2.gif (73 bytes)

Зеленый

бурый

8 вопрос: Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Ответ (сопровождается демонстрационными опытами).

9 вопрос : Какова биологическая роль железа и его соединений?

Примерный ответ: Железо - это биогенный элемент. Он входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо-белковых комплексов, которые находятся в печени и селезенке. В организме взрослого человека имеется 4-5 г железа, из них 65% - в крови. Железо стимулирует функцию кроветворных органов. Красный пигмент крови – гемоглобин – осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к тканям и обратный перенос углекислого газа от тканей к легким.

Много железа содержится в коровьем и козьем молоке, яичном желтке.

У растений железо в порфиринах, которые отвечают за синтез хлорофилла. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород, у животных и человека развивается анемия (малокровие).

3. Выполнение упражнений.

Упр.1: Составьте уравнения реакций к схеме:

Выполнение:

  1. 4Fе + 3О2 = 2Fе2О3
  2. 2О3 + 6НС1 =2FеС13 + 3Н2О
  3. 2FеС13 + 3Аg24 = Fе2(SО4)3+ 6 AgCl
  4. 2(SО4)3 + 6NаОН = 2Fе(ОН)3 + 3Nа24
  5. Fе(ОН)3 + КОН = К [Fе(ОН)4]
  6. FеС13 + 3NаОН = Fе(ОН)3 + 3NаСl
  7. Fе(ОН)3 + 3НС1 = FеС13 + 3Н2О
  8. 2О3 + 6НС1 = 2FеС13 + 3Н2О
  9. 2Fе(ОН)3 = Fе2О3 + 3Н2О

Упр. 2: Методом электронного баланса составьте уравнения, протекающие по схемам:

img5.gif (4376 bytes)

4. Задача: На сколько граммов увеличится масса железной пластинки, опущенной в раствор СиS04, если при этом на пластинке оказалось 20,8 г металлической меди?

Х г - 20,8 г

56 г — 64 г

Х = 18,2 г железа растворилось => m (Fе) увеличилась на 20,8 г-18,2 г = 2,6 г

ОТВЕТ : 2, 6 г.

5. Подведение итогов урока. Оценки учащимся.