Разработка урока на тему "Одна из причин заболевания органов дыхания и способы его предупреждения"

Разделы: Биология


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с вредным воздействием курения на органы дыхания и мерами профилактики заболеваний органов дыхания.
  • развить знания о составе табачного дыма и его воздействия на органы дыхания; продолжить развитие умения работать с учебником, делать обобщающие выводы.
  • воспитывать отрицательное отношение к табакокурению.

Задачи урока. К концу урока обучающиеся должны уметь обосновывать вредное влияние курения на органы дыхания и должны знать, какие меры профилактики наиболее действенны.

I. Введение в тему. На доске плакат

В развитых странах, предприниматели предпочитают брать на работу некурящих людей

Учитель. Не является ли это нарушением прав человека?

Учащиеся выдвигают самые разнообразные предположения.

Учитель: Сегодня мы можем выяснить, почему предприниматели это делают?

Учитель: Но прежде вспомним, какой путь, проходит воздух во время вдоха и какие органы могут подвергнуться воздействию табачного дыма.

Ответ учащихся у доски с использованием таблиц и запись схемы на доске отражающей путь продвижения табачного дыма.

II. Изучение нового материала

Учитель: Первый отдел, который страдает от сигаретного дыма ротовая полость. Резкое повышение температуры от вдыхаемого сигаретного дыма, более чем в два раза приводит к появлению микротрещин на эмали зубов и характерного налета копоти желтого цвета. Трещины на эмали приводят к кариесу, а учитывая что чувствительность после выкуривания сигареты снижается, человек вовремя не обращается к врачу и теряет зубы, либо вынужден оплачивать протезирование зубов. Желтый налет дёгтя не возможно счистить с зубов и этот цвет остается характерным признаком, как и постоянный, запах курильщиков. Раздражающие вещества табачного дыма вызывают обильное слюноотделение, и человеку приходится сплевывать излишки. Вспомните насколько это неприятная картина! Ядовитые вещества, растворяясь в слюне, сглатываются, вызывают боли в желудке, приводят к нарушению работы пищеварительной системы. Табачный дым, попадая в гортань, прежде всего, раздражает голосовые связки, которые у детей очень чувствительны к воздействию высоких и низких температур, особенно в сочетании с пониженной влажностью. Поэтому у курящих подростков наблюдается частые восполнения слизистой оболочки гортани (ларингиты), ведущие к хрипоте и даже потере голоса. Голосовой аппарат у подростков особенно раним в период полового созревания, когда у мальчиков происходит изменение голоса (ломка или мутация голоса). Курение в этом возрасте опасно в двойне, так как это может вызвать повреждения, которые могут остаться на всю жизнь. Никотин и горячий сухой воздух вызывают так же раздражения слизистых оболочек воздухоносных путей, что приводит к их воспалению, например, бронхиту курильщика, который сопровождается мучительным кашлем, изменением голоса, снижением защитных свойств слизи, эластичности легких и ухудшением газообмена в них.

Табакокурение является серьезным фактором риска и сердечно-сосудистых заболеваний.

Вспомним, что происходит с сосудами после выкуривания одной сигареты?

Обратимся к дополнительной литературе (буклет “Причины сердечно-сосудистых заболеваний школьников”.)

Задание 1. Выберите и прочитайте из брошюры “Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы”2 примеры о влиянии табачного дыма на работу сосудов и сердца человека.

Учащиеся зачитывают “у курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет. Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков “перемежающейся хромотой”, которая сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10 -15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.

Раскуривание около 20 сигарет одновременно, прием более 700 мл спирта вызывает спазм сердечных сосудов, который не могут снять врачи скорой помощи, и гибель человека - неизбежна (из книги рекордов Гиннеса). “Капля никотина убивает лошадь!” - это утверждение возникло в лаборатории, когда соответствующее количество только что выделенного в чистом виде никотина ввели в кровь взрослому здоровому животному. Лошадь погибла от острого обширного инфаркта миокарда”.

Учитель. Какой же вывод можно сделать?

Учащиеся формулируют вывод, записывают его в тетрадь, а учитель им помогает. Вывод: сокращение просветов кровеносных сосудов приводит к повышению артериального давления, заболеваниям сердца, так как оно быстрее изнашивается и стареет.

Учитель. Добровольное участие в курении превращается в огромную беду: с курением связано до 90% смертности от рака легких; 75% - от бронхита и 25% от ишемической болезни сердца среди мужчин в возрасте до 65 лет.

Во всем мире борьба с курением превратилась в социальную проблему? Но как долго человечество поддается этой пагубной привычке? Что об этом говорит история?

Рассказ ученика. “История курения” (не более 2 мин)

Затем учитель должен подвести учащихся к выводу, который записывается в тетрадь. Курение самый распространенный вид наркомании во всем мире, это пагубное пристрастие к курению называют никотинизм.

Учитель. Никотин, никотинизм – слова, имеющие одинаковый корень. Откуда же в нашем словаре появилось это слово “никотин”. Обратимся за помощью к учебнику.

Задание 2. Найдите в тексте параграфа на стр. 145 сведения о происхождении слова “никотин” и запишите в тетрадь.

Учащиеся записывают: “слово “никотин” произошло по имени французского посланника в Лиссабоне Ж. Нико, который во второй половине XVl в. преподнес Марии Медичи эту “всеисцеляющую” травку для лечения мигрени”.

Учитель. Что же представляет собой вещество “никотин”?

Сообщение ученика. Это химическое соединение является азотистым основанием - алкалоидом типа пиридина и пиперидина. В чистом виде никотин - маслянистая жидкость со жгучим вкусом. По токсичности он сравним с синильной кислотой. Это сильный яд, действующий на нервную, пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Для человека смертельная доза никотина – 1 мг на 1 кг массы тела. Оказывает возбуждающее действие на нервную систему. Получается из никотиновой кислоты. Никотин, оказавшись в организме, превращается в конитин, оказывающий парализующее действие на весь организм этим и объясняется притупление боли: головной или зубной.

Задание 3. Найдите в учебнике на стр. 145 и выпишите названия растений, в которых содержится никотин.

Учащиеся записывают в тетрадь: “Никотин содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща, некоторых плаунов и др.”.

Учитель. Обратите внимание на этот стенд. (Для стенда можно использовать как гербарный материал, так и рисунки или фотографии). Листья этих растений и используют для курения. Во время курения в организм курильщика одновременно поступают четыре группы веществ.

Ядовитые алкалоиды Раздражающие вещества Ядовитые газы Канцерогенные вещества
       

Задание 4. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните её. Для этого выпишите из учебника на стр. 145 примеры названий веществ, содержащихся в сигаретном дыме.

Учитель. Какие сложные названия, их страшно произносить, а вдыхать, еще, наверное, страшнее. И выглядят они не очень привлекательно. Давайте посмотрим на них.

Демонстрация опыта.

Оборудование: пластиковая бутылка, на 1/3 заполненная ватными комочками, в отверстие пробки вставлена сигарета. Спички, песок в ящичке для тушения сигареты.

Опыт. Пластиковая бутылка сжимается, пробка ввинчивается и поджигается сигарета. Бутылку больше не сжимать. Она постепенно принимает прежний объем и сигаретный дым устремляется вовнутрь. Вскоре дым осядет, и можно будет рассмотреть осевшие на ватные комочки дёготь и копоть.

Учитель: Вот так выглядят легкие изнутри после первой сигареты. А у курильщика их гораздо больше и последствия гораздо страшнее. Давайте зачитаем статью из памятки “Заболевания органов дыхания”1 под названием “Курение опасно?!”. (Чтение занимает не более 0,5 минуты).

“В последние десятилетия массовое распространение среди школьников имеет табакокурение. Дым сигарет содержит более 2000 различных вредных веществ (например, бензопирен, угарный газ, дёготь, никотин), которые при курении попадают в наш организм через легкие и желудок. Из 10 человек умерших от рака лёгких - 9 заядлые курильщики. В развитых странах, предприниматели предпочитают брать на работу некурящих людей.

Никотин, пожалуй, самый известный компонент дыма сигареты - алкалоид табака. В небольших дозах он вызывает возбуждение вегетативной нервной системы, так привлекающее в свои ряды все новых и новых членов. 200 мг - смертельная доза, может быть получена человеком при одновременном раскуривании пачки сигарет. Не следует забывать, что табакокурение является серьезным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, а пагубное пристрастие к курению - никотинизм - рассматривается как разновидность наркомании”.

Учитель. Обратите внимание на этот плакат.

1. Сигаретный фильтр может удержать не более 20 % веществ, содержащихся в сигаретном дыме.

2. Конитин вызывает появление полостей в молочных зубах у – 47 %, в постоянных зубах у – 26 % курящих подростков.

3. Клетки курильщиков стареют в 25 раз быстрее, чем клетки некурящих.

4. Из 10 человек умерших от рака легких – 9 заядлые курильщики.

Учитель: Что же ожидает курильщиков через несколько лет?

Учащиеся вместе с учителем подводят итог этой части урока, перечисляя возможные заболевания органов: кариес зубов, бронхит курильщика, рак легких, нарушение сна, “перемежающаяся хромота”, гангрена ног, инсульт, инфаркт, язва желудка и двенадцатиперстной кишки и т.д.

Затем учитель обращает внимание учащихся на лежащую на столах диаграмму, отражающую влияние курения на здоровье человека в зависимости от числа выкуренных за день сигарет.

В ходе непродолжительной беседы дети приходят к выводу о том, что степень риска развития того или иного заболевания зависит от числа выкуренных сигарет. Например: степень риска развития ишемической болезни сердца возрастает с 28 % до 68 %; рака легких с 2 % до 31 %; рака гортани с 3 % до 78 %; эмфиземы с 4 % до 69 %.

Учитель. Вернемся к нашему вопросу. Правы ли предприниматели в том, что предпочитают брать на работу некурящих работников?

Учащиеся соглашаются с таким решением.

Учитель. Как вы думаете почему? Вывод: они неприятно пахнут; у них желтые зубы; хриплый голос; они более раздражительные; часто бегают курить; у них высокое давление и они чаще болеют; чаще умирают и др.

Учитель. И все-таки многие люди курят, а некурящие вынуждены дышать дымом, при этом также подвергаясь действию ядовитых веществ. Тот, кто понимает, защищая себя и свое здоровье, ведёт борьбу с курильщиками. Борьба с курением ведется в большинстве государств и стран и в России тоже. Наша школа, маленькое “государство” в нем есть свой президент, совет старшеклассников, учительский и ученический коллектив, возглавляемый директором школы. Как же в нашем школьном государстве относятся к курению?

Сообщение ученика: Именно, этот вопрос и стал темой моей исследовательской работы. Я изучила устав школы, правила поведения учащихся, должностные инструкции, приказы по школе, а так же провела беседу с президентом школы и зам. директора по ВР, проанализировала анкетные данные. Вот результат исследования (сообщение расчитанно на 2 минуты). В ходе исследования я пришла к выводу: считаю, что директор школы, президент и совет старшеклассников заботятся о сохранении здоровья школьников, но принятых мер все же не достаточно.

Учитель: Что можно сделать, чтобы защитить тех, кто рядом. Защитить от пагубного влияния табака. Какие меры вы бы предприняли, будь вы президентом школы, или президентом страны?

Дети выдвигают различные предположения. Необходимо отобрать более приемлемые предположения и предложить беседу по заранее подготовленному плакату (по результатам анкетирования)

  1. сажать в тюрьму
  2. исключать из школы
  3. брать штраф
  4. запретить курить в офисах, метро, автобусах и т.д.
  5. запретить рекламу сигарет на ТВ и радио.
  6. убеждать в том, что курение вредно для здоровья

Обсудить каждый предложенный вариант. Подвести к мысли о том, что самой действенной мерой является убеждение.

Учитель. Необходимо разъяснять всем, всем и взрослым и детям – курение вредит здоровью, мешает профессиональному росту, счастливой семейной жизни, да и просто крадет у человека 7 – 10 лет жизни. Просветительскую работу можно вести через теле- и радио передачи, через выпуск газет, брошюр, буклетов, изготовление календарей. Каждый знающий человек должен предупреждать курящего рядом друга о том, что это опасно. И только когда не останется равнодушных к своему здоровью людей, тогда человечество справится с этой вредной привычкой. Тот, кто курит, травит и себя и окружающих. Значит, проблема табакокурения касается всех нас.

Вывод урока. Предупреждение табакокурения заключается в пропаганде здорового образа жизни.

III. Заключительная часть урока. Беседа по вопросам.

  • Какие знания для вас были сегодня новыми?
  • Необходимо ли говорить о курении детям?
  • Какие факты могут быть самыми убедительными для подростков?

После проведения беседы целесообразно провести закрепление в форме небольшого теста.

Тест. Выберите один правильный ответ.

Назовите отдел, который первым подвергается воздействию табачного дыма:

а) носовая полость,

б) ротовая полость,

в) глотка.

Какое вещество из группы ядовитых алкалоидов является наиболее опасным:

а) никотеин,

б) никотин,

в) никотирин.

Что является наиболее действенным в борьбе с курением: а) взимание штрафов, б) исключение из школы, в) убеждение населения.

Копоть, ядовитые вещества, дёготь из табачного дыма в итоге приводят к возникновению: а) рака легких, б) бронхиту, в) кашлю.

Табачный дым на окружающих: а) не оказывает никакого вреда, б) вредит частично, в) вредит даже больше чем самому курящему.

(Правильность выполнения теста провести взаимопроверкой).

Приложение 1

Приложение 2

IV. Домашнее задание.

Стр. 145, прочитать. Выразите своё отношение к проблеме табакокурения, через нарисованный плакат, буклет или обращение к другу.