Урок МХК в 11-м классе по теме "Мироощущение человека, отраженное в искусстве Серебряного века"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: сформировать представление о духовных ценностях человека, жившего в эпоху Серебряного века, отражённое в искусстве символизма.

Задачи:

Обучение – формирование музыкальной и зрительской культуры, овладение практическими умениями и навыками учебно-творческой деятельности: слушание музыки, анализ музыкального и живописного произведений; освоение знаний о музык и живописи – жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка и средств выразительности в живописи, связь музыки живописи с другими видами искусства и областями наук.

Развитие – образного и ассоциативного мышления, воображения.

Воспитание – музыкального и художественного вкуса, интереса к культуре и истории России, потребности в художественном самообразовании.

Средства обучения:

Учебные: учебник Мировой художественной культуры для 11 класса Л.А Рапацкой, учебник истории русской культуры XX века Ю.С. Рябцева

Наглядные: портреты А.Н. Скрябина, М.А.Врубеля, репродукция картины М.А.Врубеля “Демон”

ТСО: аудио, CD магнитофон, видеомагнитофон, мультимедиа проектор

Литература к уроку:

  1. Б.В. Левик, Музыкальная литература зарубежных стран, т.6, М., 1987
  2. Детская энциклопедия т.12 Искусство – М.,1961
  3. Л.А.Рапацкая, На рубеже Серебряного века., М., 2001
  4. Ю.С.Рябцев, Хрестоматия по истории русской культуры XX века., М.,2003
  5. А.Сергеев, Русские живописцы, М.,2002
  6. Л.Тарасова. Музыка в семье муз,Л.,1985
  7. Энциклопедия для детей т. 7 ч.3 – М., Аванта+,2001

Учитель: Сегодня на уроке пойдёт речь об искусстве “русского культурного ренессанса” именуемого Серебряным веком, о том, как в зеркале искусства этой эпохи отразилось мироощущение человека.

Таким образом, тема нашего урока - мироощущение человека, отражённое в искусстве Серебряного века (на экране).

Давайте вспомним, какой период русской культуры принято называть Серебряным веком?

Дети: Это сравнительно небольшой период примерно от начала 90-х годов XIX века до революционных катаклизмов 1917 года.

Учитель: Кто ввёл в обиход определение Серебряный век?

Дети: Впервые это выражение употребил философ Бердяев, но закрепилось оно после появления статьи Николая Оцупа “Серебряный век” русской поэзии”, а окончательно вошло в оборот после публикации издателя журнала “Аполлон” Сергея Маковского “На Парнасе Серебряного века”.

Учитель: Серебряный век полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений. Контрастных и порой взаимоисключающих явлений, модных художественных направлений в те годы было куда больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. На рубеже веков произошло “серебряное отражение” предыдущих “золотых” времён.

Появлению нового искусства во многом способствовали общественные перемены предреволюционной эпохи. Как развивалась Россия в этот период?

Дети: Окончательно распадаются феодальные отношения, за очень короткий срок развивается капитализм. Россия сделала мощный рывок и вышла в передовые страны и по уровню развития сельского хозяйства, в сфере промышленности. Но война и предреволюционные катаклизмы нарушили стабильность общества.

Учитель: Действительно на этом социальном фоне искусство являлось неким продуктом “эпохи полураспада”. Исследователь и культуролог Фёдор Иванович Шмит был убеждён, что искусство призвано не только отражать окружающий мир, но и преобразовывать его, выдвигать перед человеком новые сверхпроблемы, требующие решения. Для этого искусство искало новые средства художественной выразительности.

На рубеже веков произошла смена ценностей. Связь времён распалась. Нет больше двух противоположных полюсов: Добра и Зла, Рая и Ада. Все смешалось. Зло выступает под маской Добра, Добро же, напротив, преподносится как Зло. Распад, разрушение... Жизнь человеческая представляется бессмысленной.

Одним из самых ярких явлений художественной культуры Серебряного века явился символизм. Для искусства символизма ключевым является слово “символ”.

Как вы понимаете это слово.

Дети: Символы это знаки.

Учитель: Пожалуй, яснее всего обосновал это понятие Н.А.Бердяев, который писал: “Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир…Характерно, что символисты не верили в Христа. И это нужно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение”. Символисты свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать новой “религией”, изменяющей человека.

Символизм в русском искусстве нашёл отражение в поэзии, музыке, театре, живописи. В символизм прозвучал множеством ярко одарённых индивидуальностей. Каких поэтов символистов вы знаете?

Дети: Среди поэтов - Бальмонт, Сологуб, Брюсов, Блок.

Учитель: Крупным мастером русской живописи “серебряного века” был Борисов-Мусатов, Чюрлёнис, режиссёр Мейерхольд.

В русское искусство с творчеством символистов вошёл образ Вселенной – необъятной пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти желали прикоснуться многие. Для одних эта тема была отражением религиозных чувств, для других – воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворённого богом. Многим смерть видится как иное состояние бытия, как свет и прозрение, спасение человеческой души.

В музыке ярким представителем символизма является Александр Николаевич Скрябин (фото на экране). Подобно многим другим творцам “русского духовно-культурного ренессанса” он обладал обновлённым мироощущением. Философской идеей его творчества является мысль о божественной силе творчества, ведущего человечество к счастью. Давайте прослушаем отрывок из симфонической поэмы “Прометей”.

Звучит отрывок из симфонической поэмы “Прометей”

Учитель: Что на ваш взгляд необычного в звучании этой музыке?

Дети: Необычная музыка, без ярко выраженной мелодики, очень своеобразная, дерзкая.

Учитель: Действительно, музыку отличает изощрённый ритм, гармонический “хаос”, словно размытые образы. Какие она вызвала у вас эмоции, ощущения?

Дети: Противоречивые. Музыка эмоциональная, не совсем понятная.

Учитель: Вам показалось что-то необычным в исполнении симфонической поэмы?

Дети: Музыка исполнялась со световыми всплесками.

Учитель: Скрябин, считая искусство преобразующей силой общества, грезил о синтезе искусств. В партитуру “Поэмы огня” была заложена нотная строчка, означавшая звучание света. Специальный аппарат должен был пускать в концертный зал особые световые волны, соответствующие акустической природе света и звука. Что вы можете рассказать о Прометее?

Дети: Прометей похитил огонь на Олимпе и подарил его людям. В отместку боги приковали его к скале, где большой орёл терзал его печень.

Учитель: А как воплотилось в музыке название симфонической поэмы “Прометей”?

Дети: Образ Прометея не имеет конкретного образа. Скорее всего, композитор трактовал его как некий символ.

Учитель: Многие художники в разные времена воплощали образ Прометея, рассматривая его как реально действующее лицо в контексте легенды. И лишь Скрябин почувствовал философскую условность вечного образа – символа. Он считал, что Прометей как символ, встречавшийся во всех древних учениях, это символ огня, борьбы, мысли.

Музыковед Д.Житомирский заметил, что колорит “Поэмы огня” сопоставим с “сине-лиловыми сумраками” символистской поэзии и густыми фатально-тревожными фиолетовыми тонами Врубеля. Не случайно господствующей краской в световой гамме “Прометея” стал сумеречный фиолетовый цвет.

Так в творчестве Скрябина воплотилась идея исканий смысла бытия.

Одним из основоположников символистической живописи был Михаил Александрович Врубель (на экране портрет художника). Врубель - художник, произведения которого никого не оставят равнодушными. Если зритель хочет не только получить эстетическое удовольствие, но и прикоснуться к сложной сфере душевных переживаний, ему стоит заглянуть в зал Врубеля Третьяковской галереи. В его работах мир художественного вымысла словно разошёлся с миром повседневной жизни. Одной из выдающихся работ Михаила Александровича Врубеля является картина “Демон”. (На экране репродукция картины “Демон”). Каков сюжет этой картины?

Дети: На репродукции изображён Демон. Он сидит высоко в горах. На заднем плане виднеются горные вершины. Справа от Демона каменные цветы.

Учитель: В чём особенность этой картины? В какой технике она написана?

Дети: Нет чётких линий. Присутствуют крупные штрихи. Картина как будто выложена из мозаики.

Учитель: В чём вы видите идею этой картины?

Дети: Демон – это символический образ. Он олицетворяет собой огромные силы человеческого духа, его внутреннюю борьбу, может быть – с самим собой, со злом, сомнениями, неверием… Демон возвышается над горами на фоне мерцающего заката. Он окружен невиданными цветами-кристаллами. Трагически сцеплены руки, безнадежно-печален взгляд огромных глаз на юном лице… Художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения.

Учитель: Лиловый мир Врубеля - это цветовое обозначение тревожного времени, в которое жил художник. По замыслу художника Демон не является ни чертом, ни представителем каких-то отрицательных сил. По словам Врубеля, Демон олицетворяет душу. Иными словами Демон - это все то, что заботит, служит предметом размышлений. Это чрезвычайно емкий персонаж, он думает о прошлом - об ошибках, которые он совершил. О настоящем - о своем месте на земле и на небе (в вечности). О будущем - о том, что действительно важно и нужно сделать, и о том, что наносное, временное, мелочное и не стоит усилий. Все эти мысли, переживания сосредоточены в Демоне. Они не являются на прямую грустными, печальными. Обобщенно говоря перед нами человек переживающий, это эмоциональное бурление можно обозначить словом "тревожный".

Таким образом, в живописи отразился изменённый мир. Эпохой Скрябина завершается в русской культуре “серебряного века” всплеск символизма. Чем ближе были раскаты революционных гроз, тем актуальнее становились средства художественной выразительности, цель которых – опровергнуть все традиции во имя надвигающихся перемен.

Мы рассмотрели вопросы, повлиявшие на глобальные сдвиги общественного сознания, которые нашли своё отражение в искусстве.

Одна из основных функций искусства – анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории.

Серебряный век – особый период в развитии русской литературы. Он принес новые имена, новое видение мира. Как искусство Серебряного века, отразило ответ на вопрос: “Что такое жизнь и какова роль человека в ней?”

Дети: Серебряный век отразил сложнейшие духовные искания человечества на рубеже XIX и XX веков, есть предчувствие грядущей катастрофы, элементы “надлома”, кризиса. Искусство стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

Учитель: В завершении урока давайте обратимся к строкам Томаса Манна, сказавшем своё слово об искусстве -

“Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству”.