Внеклассное мероприятие по физике "С физикой – и в шутку, и всерьёз"

Разделы: Внеклассная работа


1-й ученик. Физика – это здорово! Без неё не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда.

2-й ученик. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!

3-й ученик. Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!

4-й ученик. Без неё по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!

1-й ученик. Без физики люди никогда бы не изобрели электричество, и всех электроприборов просто бы не существовало!

2-й ученик. Вы только представьте, что у Вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, пылесоса, холодильника, утюга – Кошмар!

3-й ученик. И без физики мы не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться! – Ужас!

Все вместе. Физика – это здорово!

1-й ученик. Физика! Какая ёмкость слова!

2-й ученик. Физика - для нас не просто звук!

3-й ученик. Физика - опора и основа всех без исключения наук!

Предостережение:

Века стоит земная твердь,
На ней всего важнее разум -
Мозгов ты можешь не иметь,
А физику учить обязан.

Она Царица Всех Наук,
Но (это строго между нами)
Чтоб вам не оторвало рук-
Не трожьте физику руками! (говорят все хором)

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.
(зачем растению тепло?)

Дым – лёгкий, а скала тверда.
Что значит “лёд”, а что “вода”?

Что? Почему? Зачем? И где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.

Ведущий 1: Давайте вместе с Вами отправимся в путешествие на машине времени и перенесёмся мысленно вглубь веков. Готовы? Тогда закрыли глаза, пристегнули ремни, завели мотор – поехали.

Ведущий 2: - Мы оказались в каменном веке… А вот и первобытные люди…

(пробегают по сцене под музыку М.Боярского: “Мы смеёмся над каменным веком…)

Видите камень вон тот придорожный…
Камень как камень… обычный.
Возможно. Как бы о нём поточнее узнать?
Надо Науку на помощь позвать.
Был этот камень в почёте и в силе.
Древние люди им сучья рубили.
Им добывали одежду и пищу.
Жилой примотан он был к топорищу.
В каменном веке, во времени давнем,
люди огонь высекали тем камнем…
Камень в овраге лежит придорожном…
Камень простой? Или может быть сложный?
О камне ты всё ли узнал человек?
Наука поможет! Не каменный век!

Ведущий 1: Ещё в каменном веке, первобытные люди заметили, что тяжёлый камень, который невозможно поднять, можно сдвинуть с места при помощи достаточно длинной и прочной палки – рычага.

Ведущий 2: С помощью рычагов три тысячи лет назад при строительстве пирамид в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты.

Ведущий 1: Существует легенда, что Архимед, восхищённый открытием правила рычага, воскликнул: “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!”

Ведущий 2: Кстати, Давайте заглянем сквозь тысячу лет в тот город у моря, где жил Архимед.

Ведущий 1: Хорошо, отправляемся в Древнюю Грецию. Закрыли глаза, пристегнули ремни, завели мотор – поехали.

Ведущий 1: Сиракузы. III век до нашей эры.

Ведущий 2:

Вот по дороге мощёной в раздумье шагает учёный.

К царю Сиракуз направляется он.

Навстречу спешит из дворца Гиерон:

Слова Гиерона:

- Нужен твой совет, учёный: мастер сделал мне корону.
Погляди-ка, Архимед, золотая или нет?
С виду золотом сверкает.
Но ты знаешь, всё бывает….
Говорят, что мастер прыткий отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил, серебра туда добавил.
А потом принёс, хитрец, мне подделку во дворец!
Золото иль позолота? Разгадать твоя забота!

(Архимед) - Пойду подумаю над этим, приму-ка ванну я пред этим…

Ведущий 1: Царь Гиерон приказал придворному учёному Архимеду выяснить, сделана ли корона из чистого золота или в ней есть примесь серебра.

Ведущий 2: - Что бы вы сделали на месте Архимеда?

Почему Архимеду понадобилось измерять выталкивающую силу вместо того, чтобы прямо определить плотность короны?

Ведущий 1: На эти и многие другие вопросы вы без труда ответите, изучая физику.

Ведущий 2: Дорогие ребята! Мы пригласили Вас не только посмотреть, но и поучаствовать в конкурсе между командами 8-х классов.

Ведущий 1: Оценивать результаты и подсчитывать баллы будет уважаемое жюри (оглашается состав жюри).

Ведущий 2: На сцену приглашаются команды для представления.

Ведущий 1: Капитаны команд приглашаются для разыгрывания жребия.

Условие конкурса: В первом туре встречаются команда 8-А класса и команда 8-Б класса. Во втором туре - команда 8-В класса и команда 8-Г класса. В финальной игре сразятся победители двух туров. Просим команды занять места за игровыми столами!

Итак, первый конкурс: “Разминка”.

Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула).
  2. Единица измерения силы тока (ампер).
  3. Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое (конденсация).
  4. Атом, потерявший электрон (положительный ион).
  5. Название сосудов, соединённых между собой (сообщающиеся).
  6. При какой температуре плавится лёд? (при 00 С).
  7. Что находится в пустой бутылке? (воздух).
  8. Единица измерения мощности (Ватт).
  9. Что к нам ближе: Луна или Солнце? (Луна).
  10. Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль).

Вопросы 2 команде:

  1. Частицы, из которых состоят молекулы (атомы).
  2. Единица измерения силы тяжести (Ньютон)
  3. Переход из жидкого состояния в твердое (отвердевание или кристаллизация).
  4. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера).
  5. Единица измерения давления (Паскаль).
  6. Энергия, которую тело получает или отдаёт при теплопередаче (Количество теплоты).
  7. Когда ночи короче: зимой или летом? (летом).
  8. Единица измерения напряжения (вольт).
  9. Это вещество называют “соком жизни” на Земле (вода).
  10. Учёный, в честь которого названа единица измерения электрического заряда (Кулон).

Конкурс : Физические приборы

(командам задаётся по 5 вопросов, за каждый верный ответ - 1 балл).

  1. Прибор для измерения силы (динамометр).
  2. Прибор для определения напряжения (вольтметр).
  3. Прибор для измерения силы тока (амперметр).
  4. Прибор для измерения массы тела (весы)
  5. Прибор для определения величины заряда (электрометр).
  6. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).
  7. Прибор для измерения времени (часы).
  8. Прибор, предназначенный для изменения силы тока в цепи (реостат).
  9. Прибор для измерения скорости автомобиля (спидометр)
  10. Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой (пресс).

Конкурс шифровальщиков

Командам выдаётся листок с кодограммой. Задание командам: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы, и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках.

Готовые кодограммы предоставить жюри для оценивания.

Максимальное число очков за каждую “кодограмму” - 7 баллов.

На выполнение задания 2 минуты. Время пошло!

Пока жюри подводит итоги за три конкурса. Предлагаем болельщикам отгадать загадки:

Была твёрдым телом,
стояла с красным носом в стужу.
А после превратилась в лужу (Снежная баба).

Гремит и искрами сверкает,
А после плакать начинает (Гроза).

Его никто не повстречал ни разу,
Но что ни скажешь – повторяет сразу. (Эхо).

Поверите вы вряд ли в это:
За химическим элементом
скрывается планета. (Уран).

Берём столярный инструмент,
В начале букву заменяем.
И без проблем в один момент
Драгоценный металл получаем. (Долото – Золото).

Собрались в тридцать третьей клетке.
Как поместились – невдомёк.
Сидят, обняв друг друга крепко,
Большой и маленький зверёк. (Мышьяк).

Ведущий 1: Предоставляется слово жюри для оглашения результатов первого полуфинала.

Ведущий 2: Приглашаются участники второго полуфинала: команда 8___ и команда 8 ___ классов.

Просим команды занять места за игровыми столами!

Итак, первый конкурс второго полуфинала: “Разминка”. Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Газ, необходимый для дыхания. (кислород).
  2. Из чего делают бензин? (из нефти).
  3. Прибор для определения сторон света (компас)
  4. Катушка с железным сердечником внутри (электромагнит).
  5. Какое физическое явление позволяет чувствовать запахи (диффузия).
  6. Английский физик, предложивший ядерную модель атома (Резерфорд).
  7. Единица измерения веса тела (Ньютон)
  8. Является ли молния электрическим током (Да, является).
  9. Как называется маленькое количество жидкости? (капля).
  10. Тело сохраняет объём, но теряет форму. В каком состоянии находится вещество? (жидкое)

Вопросы 2 команде:

  1. Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Вес одинаков)
  2. Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (конвекция)
  3. Температура, при которой кипит вода. (1000С).
  4. Сей особенный предмет Вам подскажет в миг ответ, брать свой зонтик или нет (барометр).
  5. Учёный, который воскликнул: “Эврика!”, сделав важное открытие. (Архимед).
  6. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения. (кинетическая)
  7. Прибор для измерения объёма жидкости (мензурка)
  8. Вещество, сжигаемое для получения теплоты. (Топливо).
  9. Единица измерения сопротивления. (Ом).
  10. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество (твердое, жидкое, газообразное).

Конкурс: Кто быстрее отгадает ребус?

Обеим командам выдаются листы с записью одного и того же ребуса. Та команда, что отгадает быстрее, получает на 2 балла больше. Максимальное количество баллов – 4.

Конкурс: “Люди науки”.

Каждая команда получает таблички с фамилиями учёных. После прочтения вопроса, участники поднимают табличку с фамилией того учёного, о котором, по их мнению, шла речь. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Он открыл один из законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. (Шарль Кулон).
  2. Английский физик, член Лондонского королевского общества, изучал строение атома и радиоактивные процессы, впервые осуществил расщепление ядра атома. (Эрнест Резерфорд).
  3. Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений, ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввёл в физику понятие “электрический ток”. (Ампер).
  4. Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первый гальванический элемент. (Вольта Алессандро).
  5. Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Ом Георг).
  6. Английский физик, установил независимо от Ленца закон, определяющий тепловое действие электрического тока. (Джоуль Джеймс).

Ведущий: Предоставляется слово жюри для оглашения результатов 2 полуфинала.

Ведущий: Приглашаются победители полуфинальных игр для финального поединка.

Конкурсы для финальной игры.

Конкурс: Дальше, дальше

Командам поочерёдно задаются вопросы, отвечайте, не раздумывая. За верный ответ – 1 балл.

  1. Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце).
  2. Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циалковский).
  3. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости (испарение).
  4. Как включают цепь прибор для измерения силы тока? (последовательно)
  5. Отношение полезной работы к затраченной. (КПД).
  6. Объём воды, вытесненный судном при погружении его в жидкость до ватерлинии. (Водоизмещение).
  7. То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала).
  8. Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (скорость).

А теперь Вам даётся время для размышления – 1 минута.

  1. Почему подвал – самое холодное место в доме? (за счет явления конвекции).
  2. Почему при варке ягодного варения предпочитают пользоваться деревянной мешалкой? (дерево обладает плохой теплопроводностью).
  3. Когда лед может быть нагревателем? (когда он вступает в тепловой контакт с телом, имеющим температуру ниже чем у льда).
  4. Почему бумага, обернутая на толстый гвоздь, не горит, если ее внести в пламя спиртовки (гвоздь имеет хорошую теплопроводность и быстро отводит тепло от бумаги, тем самым охлаждая ее).
  5. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах (из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды ниже 1000C).
  6. Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего в комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0).

Ведущий: Предоставим слово жюри для подсчёта баллов.

Конкурс “Физики-искатели”

За правильный ответ – 2 балла, за неполный ответ жюри может поставить 1 балл.

Необходимо найти ошибку в литературных отрывках:

Ведущий:

Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
и неподвижной льдинкой капля стала
и в мире поубавилось тепла.

(ответ: неверно, что “в мире поубавилось тепла”, должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется.)

Ведущий: “…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…”

(ответ: после купания ребятам должно стать холоднее, так как происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека)

А теперь, приглашаются капитаны команд.

Кто из вас быстрее увеличит в 2 раза своё давление на пол?

(Время обдумывания – 1 минута.)

Ответ: Нужно встать на одну ногу вместо двух.

Конкурс: Собери верно электрическую цепь

Командам предлагаются приборы, необходимо собрать цепь, верно соединив все приборы. Время выполнения – 1 мин. Максимальное количество баллов – 4

Ведущий 1: пока жюри подсчитывают баллы, предлагаем разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе.

Все остальные должны отгадать показанное явление.

(например: броуновское движение, электрический ток).

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, расскажу вам историю:

Когда легендарный греческий царь Эдип разгадал знаменитую загадку чудовища по имени Сфинкс, чудовище тут же придумало новую: “Можно ли наполнить амфору 3 раза, ни разу её не опорожнив?”

  • Наполним для начала амфору яблоками. Можно ли наполнить её ещё раз, не высыпая яблок?
  • Что бы вы ответили чудовищу по имени Сфинкс?

Ведущий 2: Наш вечер мы хотим закончить словами:

Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Наука не знает добра и зла.
Лишь к истине вечной ведёт и вела.