Урок "Повторим орфографию". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели.

  • Повторить и закрепить правописание мягкого знака у числительных.
  • Написание суффиксов ск и к относительных прилагательных.
  • Соединительные гласные о и е в сложных словах.
  • Формировать умение использовать в речи прилагательные, для придания ей яркости, выразительности, образности; прививать любовь к своей земле через тексты о родном крае.

Ход урока

I. Вступительная беседа

Сегодня у нас урок “Повторим орфографию”. Мы будем работать над разными видами орфограмм. В течение урока у нас должна получиться таблица, показывающая, над какими орфограммами ми работали.

А начать урок хочется с четверостишия об Абакане.

Город мой на широких ладонях степей,

Город мой, стал ты песней любимой моей.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян -

Всё в тебе, мой родной Абакан.

Какое чувство испытываешь, когда читаешь строчки, посвящённые нашему городу?

(Чувство гордости).

Пусть всегда будет чистым и мирным небо над нашим городом.

Назовите, какие виды орфограмм есть в этом стихотворении?

(Безударные гласные в корне, правописание сочетаний жи - ши, имена собственные)

II. Работа по группам

Прочитайте текст И.Л.Кизласова.

В начале 18 века по поручению Петра I была совершена одна из первых учёных экспедиций по Сибири. Её руководителем был Даниил Мессершмидт. Исследователь блестяще выполнил своё дело. Он сдал в Российскую академию наук 23 тома своих трудов, коллекций флоры и фауны, различных древностей. Именно Д. Мессершмидт оказался первооткрывателем памятников древнетюркской письменности.

Солнечным августовским днём на берегу Уйбата учёный обнаружил высокий каменный обелиск, изогнутый “в виде венгерской сабли”. Со всех четырёх сторон камень был покрыт неизвестными письменами.

Исследователь “поручил рисовать его шведскому мальчику, которого взял с собой”, - Карлу Шульману. Работа была выполнена со всей возможной тщательностью.

Так более двухсот семидесяти лет назад в живописной долине небольшой хакасской реки Уйбат родилась новая наука, стремящаяся постичь слова и мысли, переданные далекими предками и потомками.

Так под тихое журчание светлых вод и шелест ковыля, под легкими порывами степного ветра и ласковым летним солнышком встретились две цивилизации. Связь, прерванная бурной и трагической судьбой, была восстановлена.

О чём этот текст?

(Д. Мессершмидт - первооткрыватель памятников древнетюркской письменности)

I группа

Выпишите из текста числительное, в середине которых мягкий знак не пишется.

(Восемнадцать)

Составьте словосочетание числительное +существительное.

16 (носок)

19(чулок)

17(мандарин)

II группа

Выпишите из текста числительные, в которых в середине пишется мягкий знак.

(700, 70)

Дополните этот ряд числительных.

(от 50 до 80 и от 500 до 900)

III группа

Выпишите из текста словарные слова.

(Коллекция, Россия)

Составьте с ними распространённые предложения.

IV группа

Выпишите из текста прилагательные с приставкой не.

(неизвестными, небольшими)

Объясните их правописание.

V группа

Выпишите из текста относительные прилагательные с суффиксом – ск -

(Российскую, древнетюркской, августовским, шведский, хакасской)

VI группа

Выпишите сложные слова соединительными гласными о – е

(древнетюркской, первооткрыватель)

Составьте с ними словосочетания.

III. Выборочный диктант

Распределите словосочетания в два столбика, словосочетания с прилагательными, в которых пишется суффикс - к – в первый столбик, с суффиксом – ск - во второй столбик.

Первый столбик

Сибирский мороз

Кавказский пейзаж

Уральские горы

Второй столбик

Скользкий камень

Близкое расстояние

Ткацкий станок

IV. Задание

На доске записан текст.

Настали весенние дни. В траве проглядываются свежие стебельки.

Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на берёзах. Кроны сосен темнеют на фоне неба. Со всех сторон слышится пение птиц.

(Василий Андреевич Кобяков)

Подберите к словам: траве, стебельки, ветер, берёзах, сосен, пение сложные прилагательные и вставьте их в текст. Устно объясните их правописание.

(прошлогодней, белоствольных, вечнозелёных, разноголосое)

Изменился текст?

Что же у нас получилась за таблица?

Мягкий знак в середине числительных

от 15 до 18

Не пишется

Мягкий знак в середине числительных

От 50 до 80

От 500 до 900

Словарные слова Не с прилагательными Суффиксы

-к - и – ск - в

Относительных прилагательных

соединительные

о - е в сложных словах

Пятнадцать Пятьдесят Россия Небольшой- маленький Шведской Первооткрыватель
Шестнадцать Восемьдесят Коллекция Неизвестными, которые не пользуются большой известностью Хакасской древнетюркской
Семнадцать шестьсот экспедиция   августовским