Приемы практико-ориентированного обучения на уроках технологии

Разделы: Технология


Тема: УСТРОЙСТВО СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА НЕМ

Цели:

1. систематизировать знания учащихся о технологических машинах на примере сверлильного станка;
2. расширить кругозор учащихся;
3. способствовать развитию умения делать обобщения и выводы.

Задачи:

1. развитие творческого мышления и воображения;
2. развитие коммуникативных навыков;
3. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения:

1. устный опрос,
2. самостоятельное изучение нового материала,
3. демонстрация наглядных пособий,
4. практическая работа.

Наглядные пособия: Приложения 1-6.

Используемая литература: учебник «Технология» 5 класс.

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала.

1) Назовите инструменты для получения отверстий в заготовках из тонколистового металла. Отгадайте загадку. Вращается, вращается - все больше углубляется (сверло).
2) Что такое пробивание отверстий?
3) Что такое сверление отверстий?
4) Какие виды сверл вы знаете?
5) Для какой цели при пробивании и сверлении отверстий под тонколистовую заготовку подкладывают деревянный брусок?
6) Почему в конце сверления необходимо уменьшить нажим сверла на заготовку?

2. Самостоятельная работа по изучению нового материала.

Учащиеся изучают новый материал, разделившись по желанию на статические пары. Каждому ученику в паре дается раздел темы. Конспектирование раздела в рабочей тетради.

Тема делится на 2 раздела:

1) Устройство сверлильного станка.
2) Приемы работы на сверлильном станке.

1. Устройство сверлильного станка.

Одной из технологических машин, предназначенных для обработки различных материалов, изменения размеров и формы заготовки, является сверлильный станок. В школьных мастерских широко применяется настольный вертикально-сверлильный станок модели НС-12 (Приложение 1) для сверления отверстий до 12 мм.

Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органов управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне 3, насаженном на вращающийся вал - шпиндель. Вращение от электродвигателя 9 к шпинделю передается с помощью ременной передачи 7, закрытой ограждением. Поворотом рукоятки подачи 6 патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.

На передней панели станка расположены кнопки включения 13 и выключения 14 электродвигателя. Включают станок нажатием на одну из крайних кнопок в зависимости от необходимого направления вращения шпинделя. Выключают станок нажатием на среднюю кнопку 14 красного цвета.

К основанию 1 станка неподвижно прикреплен вертикальный винт-колонна 12. Поворотом рукоятки 11 можно перемещать шпиндельную бабку вниз и вверх вдоль винта-колонны, а рукояткой зафиксировать ее в необходимом положении.

Для контроля глубины глухих отверстий предусмотрена шкала 4. В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров.

2. Приемы работы на сверлильном станке.

Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Приступая к работе на станке, осматривают его, проверяют исправность. Нажимают на кнопку «Пуск» и убеждаются, что он работает, затем нажимают кнопку «Стоп».

Заготовку с предварительно размеченным и накерненным центром будущего отверстия закрепляют на столе станка в машинных тисках. При сверлении отверстий малого диаметра заготовки можно закреплять с помощью ручных тисков или струбцин.

Устанавливают в патрон сверло. Для этого вращением специального ключа против часовой стрелки разводят кулачки патрона. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и надежно закрепляют (Приложение 2), убирают ключ на место его хранения.

Для проверки правильности установки сверла кратковременно включают станок. Если сверло установлено в патроне правильно, его острие при вращении не описывает окружность. Если сверло установлено с перекосом и наблюдается его биение, то станок выключают и закрепляют сверло правильно. Затем, поворачивая рукоятку подачи б, опускают сверло и устанавливают тиски с заготовкой так, чтобы керн совпал с острием сверла.

Включают станок и осторожно подводят сверло к заготовке. Постепенно усиливая нажим на ручку подачи, сверлят отверстие.

При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок, чтобы не сломать сверло и не испортить стол станка. При сверлении глубоких отверстий необходимо время от времени выводить сверло из отверстия и охлаждать его, окуная в емкость с охлаждающей жидкостью. В конце сверления силу нажима на рукоятку подачи необходимо уменьшить, так как в это время может произойти так называемый подхват сверла, и оно может сломаться. Просверлив отверстие, нужно, плавно поворачивая штурвал подачи, поднять шпиндель в крайнее верхнее положение и выключить станок.

С помощью ключа вынимают сверло из патрона

3. Обмен полученными знаниями.

Каждый учащийся пересказывает свой изученный раздел другому, по типу учитель – ученик, затем меняются ролями.

III. Практическая часть.

Практическая работа «Изучение устройства сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке».

1. Организация рабочего места.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте.

Для выполнения работы понадобятся: сверлильный станок, сверла, струбцина, молоток, тиски, заготовки изделий, отдельные куски жести.

2. Вводный инструктаж.

Задание:

1) изучите конструкцию станка по рисунку в учебнике 5 класс, с. 91 (Приложение 1);
2) запишите в тетрадь основные характеристики станка: количество скоростей вращения шпинделя, величину перемещения шпинделя, наибольший диаметр просверливаемого
отверстия;
3) осмотрите станок, снимите защитный кожух и ознакомьтесь с устройством ременной и винтовой передач; зарисуйте кинематическую схему сверлильного станка;
4) проставьте рядом с цифрами буквенные обозначения деталей и узлов сверлильного станка (Приложение 3).
5) выберите изделие методом «Мозгового штурма» (Приложение 4) в котором должно быть не менее 4–х отверстий.
6) разметьте положение отверстий по шаблону разметке (Приложение 5) с помощью кернера в заготовке выполняемого изделия (зажим для учебных таблиц, приложение 6).
7) подберите сверло нужного диаметра и закрепите его в патроне;
8) зажмите заготовку в тисках;
9) просверлите отверстие.

Самостоятельно определите диаметр просверливаемых отверстий.

Правила техники безопасности.

1) Работать на сверлильном станке следует только с разрешения учителя.
2) При работе на станке рабочая одежда должна быть застегнута на все пуговицы, волосы убраны под головной убор.
З) При сверлении следует пользоваться защитными очками.
4) Устанавливать сверло в патрон и заготовку в тиски, а также убирать стружку со стола следует только после отключения станка.
5) Нельзя отходить от станка, не выключив его.
6) Нужно надежно закреплять заготовку в тисках, сверло в патроне и патрон в шпинделе.
7) Нельзя прикасаться к вращающимся частям станка и тормозить шпиндель руками.
8) Следует следить за тем, чтобы руки не находились под сверлом, когда оно поднято, даже если станок выключен.

З. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки:

1) неточность размеров просверленного отверстия; причины: ошибка выбора диаметра сверла, неправильная заточка, биение сверла;
2) смещение отверстия; причины: неправильная разметка, неправильная установка заготовки по отношению к сверлу или слабое его закрепление;
З) грубая, неровная поверхность отверстия; причины: плохо заточенное сверло, осуществление подачи резкими толчками.

4. Заключительный инструктаж.

Самостоятельная оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла. Учащиеся получат представление о способах соединения деталей из тонколистового металла и отделке изделий.

2. Домашнее задание:

повторить пройденный материал;

прочитать параграфы 30, 31 в учебнике 5 класс (с. 94-98).

3. Уборка рабочих мест.

Литература.

1. П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Москва.1998.
2. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Санкт-Петербург. 1997.
3. Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. Технология: поурочные планы по программе В.Д. Симоненко. Волгоград. 2005.
4. А.К. Бешенков. Раздаточные материалы по технологии. Москва. 2003.
5. Школа и производство. Журнал. №3. 2004.