Урок на тему "Антитеза" . Предмет "Русская словесность" (программа Р.И. Альбетковой). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

 

  1. Сформировать понятие антитезы.
  2. Развивать умение устного выступления. Учить аргументировано доказывать свою точку зрения на предмет речи.
  3. Формировать умение пользоваться антитезой в речи.
  4. Воспитывать интерес к русской словесности.
  5. Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

“Язык можно сравнить со зрением”. (А. А. Потебня)

– Почему к такому мнению пришел ученый?

(В жизни мы встречаемся с различными явлениями, предметами. Чтобы описать, выразить мнение, подбираем слова самые точные, яркие : “изведешь тысячи тонн словесной руды одного только слова ради.” ( В.В. Маяковский).

– Как называются близкие по смыслу слова? (синонимы)

– Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы)

– Какую роль в речи играют антонимы как языковое явление?

– С каких пор оно существует в языке?

(Когда человек научился видеть противоположные стороны явления, предмета, научился отличать хорошее от плохого).

Миропонимание народа отражено в фольклоре.

2. Групповая исследовательская работа. (Задание было дано на дом).

1 Группа: “Какие вы знаете способы построения загадок? Какое место среди них занимает прием противопоставления?”

2 Группа: “Какая народная мудрость вложена в пословицы, построенные на противопоставлении?”

Вывод.

– Какое языковое средство лежит в основе противопоставления? (антонимы).

3. Запишите тему урока : “Антитеза”.

– Антитеза – это (с греч. яз.) противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов.

ЗАДАЧА – выяснить, какое это средство поэтической речи: изобразительное или выразительное? Как функционирует в речи?

Повторить изученные ранее правила:

– Какова роль изобразительных средств?

– Какова роль выразительных средств?

4. Работа над формированием навыков распознавания антитезы.

Прочитать записанное на доске четверостишие:

Записал народ в свою книгу книг,
Справедливость во всем любя:
– Глупый больше требует от других,
Мудрый – от самого себя. (Н. Рыленков).

Задание.

– Выпишите пословицу. Как она построена? Докажите.

– Какую мысль выразил поэт? (Показал две концепции жизни)

Вывод: какую роль сыграла антитеза? Какое это средство? (выразительное)

– Кому живется легко?

– Почему мудрые выбирают трудный путь?

– На чьей стороне автор? А вы?

“Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость и меткость народного языка, живость разговорных интонаций”.( В.П. Аникин).

Часто поэты и писатели обращаются к пословице, потому что в пословице – дело молвится.

А.П.Чехов писал: “Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками”.

– Докажите, что в основе цитаты – антитеза.

– От чего писатель предостерегает читателя? Какую пословицу нужно помнить всегда? (Делу – время, потехе –час).Запишите пословицу ,подчеркните антонимы. Какие из них текстуальные? Почему?

5. Работа с текстом упр 101 в рабочей тетради – приложении к учебнику Р. И. Альбетковой “Русская словесность” на стр. 64.

С карандашом прорабатываем задание:

1.Нумеруем вопросы.

2.Определяем устное и письменное задание.

– Какие вопросы можно скомпоновать и почему?

– Можно ли предположить о какой роли антитезы придется говорить? Докажите свое предположение.

(В тексте дается характеристика героев)

Сначала заслушать ответы устные, затем зачитываются письменные ответы.

6. Домашнее задание. Текст распечатан для каждого ученика.

Задание. Прочитайте текст, подумайте, что обеспокоило учительницу?

Проанализируйте сочинения ребят, выскажите собственное мнение об этой истории. Если нужно, используйте антитезу.

Учебный текст.

Шли ребята из школы домой. И видят: черемуха расцвела. Как-то вся вдруг! Она просто зеленая стояла, а вдруг – вся белая! Красивая! Пахучая!

Побросали ребята портфели и – на черемуху!

В понедельник учительница Мария Николаевна сказала, что они поступили нехорошо. И предложила писать сочинение на тему “Добрый ли я человек?”

На следующий день детские работы стопкой легли на учительский стол.

Первой лежала тетрадь Леши Скворцова. Он писал: “Я человек добрый. Черемуху я маме отдал. Огромный букет!”

Наташа Краснова писала: “ Я очень люблю природу. Она красивая и полезная. Черемуху я поставила в ведро, и в комнате сразу стало красиво. Тот, кто любит красоту, не может быть злым человеком”.

Люся Стецко написала: “Быть добрым – это значит хорошо относиться к старшим и младшим. К животным, птицам и разным растениям тоже. И еще любить природу…”.

Миша Гусаков написал: “Добрый человек всегда должен помогать другому человеку . Когда мы ломали черемуху, я залез выше всех, потому что девочкам трудно было достать, и помог нагнуть макушку. Девочки очень испугались, потому что макушка сломалась, а я совсем не испугался, потому что я смелый”.

Олег Познанский написал: “ Я самый добрый. Все ломали черемуху, а я не ломал. Я в школе остался. Дежурить. Домой я один шел. И черемуху не ломал. На ней уже не чего было ломать. Разве это по-товарищески: сами все обломали и мне ничего не оставили? Я человек добрый. Я бы им оставил”.

Следующей была тетрадь Саши Самохина. Положив ручку на раскрытую тетрадь, Мария Николаевна задумалась…

7. Итоги урока.