Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе

Разделы: Литература


Учитель.

Внимание! Команды, соберитесь, сосредоточьтесь.

Итак, у нас сегодня необычный урок – итоговый урок-викторина по теме “Былина”. Называется он “Мир русских былин”.

Задачи перед нами стоят очень важные.

  • во-первых, мы должны закрепить те знания, которые получили при изучении темы “Былина”;
  • во-вторых, вы должны проявить свое умение работать с былинным текстом, т.е. правильно и красиво читать былину и уметь верно находить особенности данного жанра;
  • в-третьих, вы должны показать, насколько внимательные и пытливые вы читатели и,
  • в-четвертых, как вы умеете работать в составе группы, в коллективе.

Кроме того, вам дается возможность вновь проявить свои актерские и писательские таланты.

Несколько слов перед тем, как начнется игра.

Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.

Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.

Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.

Итак, начинаем.

Как во городе Инте да во северном,
В знаменитой школе-то во пятоей
Собирались две дружинушки хоробрыи
Силой меряться да умением.
А и силушка не в руках у них,
Не в руках у них, а в головушке,
А уменьице – не мечом владеть –
Языком владеть да теорией.
Пусть же будут вам все заданьица
Легче пуху-то лебединого,
Пусть же славу поют, выхваляют вас
По уму-то все да по разуму.

“Символ доблести богатырской”.

Перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело.

Капитаны, представьте свои команды.

(Представление команд – название, эмблема).

Первый бой-сраженьице. “Теория да история былинная”.

Вопросы задаются попеременно обеим командам. Если не отвечает на вопрос одна команда, может ответить другая.

Вопросы:

  1. Дайте определение жанра былины. (Былина – историческая песня, повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в себе историческую основу с фантастическим вымыслом).
  2. К какому роду литературы относится жанр былины? Докажите. (Эпический. Автор самоустранен. Есть четкий сюжет. Присутствуют диалоги, описания. Объективность изображения, реалистичность. Герой в эпическом произведении – обобщенный образ человеческого характера, многосторонний, но обладает определенной индивидуальностью).
  3. Каково примерное время возникновения былин и почему нельзя определить точнее? (8-9 век, существовали в устной форме, появились в дописьменную эпоху).
  4. Как строится былина, какие части в ней выделяются? (Зачин, развитие действия, кульминация, концовка).
  5. Назовите художественные приёмы, применяющиеся в былинах. (Повторы – от предлогов до типических мест; сравнения; постоянные эпитеты; гиперболизация; суффиксация).
  6. В чем особенности былинного стиха? (Одинаковое количество ударений в каждой строке; первое – на третий слог от начала, последнее – на третий слог от конца. Отсутствие рифмы, снятое ударение).
  7. В былинах упоминается Владимир-князь стольнокиевский. Кто послужил реальным прообразом для этого героя? (Владимир Святославич – до 1015 г, и Владимир Всеволодович Мономах 1053-1125 гг.).
  8. В некоторых былинах встречаются такие строки: “Обувал калоши да на босу ногу”, “на головушке да шляпа сорочинская”. Откуда в старинных былинах слова, появившиеся в русском языке в XIX веке? (Форма былины устная, каждое поколение добавляло нечто свое, а записывать их стали в 19 веке).
  9. Назовите фамилии известных сказителей и собирателей былин. (Кирша Данилов – 18 век, П. Н. Рыбников – 60-е годы 19 века, А. Ф. Гильфердинг – 70-е годы 19 века, П. В. Киреевский – 30-40-е годы 19 века, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров – 20 век, Рябинин Трофим, Аграфена Крюкова).
  10. Назовите имена некоторых русских писателей, создавших произведения на былинные сюжеты. (А. К. Толстой, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. С. Пушкин).

Второй бой-сраженьице. “Певцы былинные”.

Послушаем сказателей (выразительное чтение отрывков былин).

Третий бой-сраженьице. “А и в том ли во городе былинном…”.

Отвечать нужно сразу. Нет ответа – может ответить другая команда, если у неё есть версия.

Вопросы первой команде:

  1. Озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо? (Ильмень)
  2. Река в родном городе Садко? (Волхов)
  3. Дайте точный адрес Соловья-Разбойника. (У Грязи-то у Черноей, у березы у покляпыя, у речки у Смородины на сыром дубу)
  4. Какое отчество было у Соловья? (Одихмантьевич)
  5. Кто такие калики перехожие? (странники, нищие)
  6. Место обитания Змея Горыныча? (гора Сорочинская)
  7. Как называет своего коня богатырь, когда им недоволен? (“волчья сыть, травяной мешок”)
  8. Из какого города родом Алёша Попович? А Добрыня? (из Ростова, из Рязани)
  9. Как звали жену князя Владимира? (Апраксия)
  10. Сыном короля какой земли назвалась Василиса Микулична, жена Ставра Годиновича? (земли Ляховицкой)
  11. Что означает выражение “ой ты гой еси!” (будь здоров)
  12. Что произошло с дорожкой, которая заколодела, замуравела? (замерзла, стала непроходимой, заросла травой)
  13. Кто такой тать? А супостат? (вор, разбойник, недруг)
  14. Как иначе называют былину? (старина, старинка)
  15. Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие? (ездили в поле совершать подвиги богатырские)

Вопросы второй команде:

  1. Родной город Садко? (Новгород)
  2. Имя святого, помогавшего морякам и торговцам, в том числе и Садко? (Микола Можайский – Николай Угодник)
  3. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
  4. Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
  5. Кто такие поляницы? (богатырки)
  6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных? (Волх Всеславьевич)
  7. Кого из отрицательных героев оскорбительно сравнивают с “собачищей старой” и с “коровищей”? (Тугарина Змеевича)
  8. Сообщите отчество Ильи Муромца и Алеши Поповича. (Илья Иванович, Алексей Федорович/ Леонтьевич)
  9. Как богатыри Дюк Степанович и Чурила Пленкович решали, кто из них достойнее? (одеждой выхвалялися да лошадьми)
  10. Что означает выражение “исполать тебе, добрый молодец”? (хвала, слава тебе)
  11. Откуда, из каких месть мурзамецкое копье? (татарское, восточное)
  12. Как звали племянницу князя Владимира? (Забава Путятична)
  13. Кто такой оратай? (пахарь)
  14. Что значит “рушить лебедя”? (резать на части)
  15. Добрыня, был случай, бил Алешу шалыгой. Чем это? (плетью, кнутом)

Четвертый бой-сраженьице. “Мы потрудимся над былиною…”

Каждой команде дается текст – отрывок из былины. Надо найти там все возможные художественные особенности и подготовить выразительное чтение с листа.

Пятый бой-сраженьице. “Угадай-ка старинку”.

Каждой команде зачитываются отрывки из былин. Надо назвать, из какой былины они взяты.

Первой команде:

“Он берет сумочку да одной рукой-
Эта сумочка да не сшевелится!
Как берет он ее обеими руками,
Принатужился он силой богатырской,
По колени ушел да в мать сыру землю…”

(“Илья и Святогор”)

Второй команде:

“А не езди-ко ты, дитятко, далече,
Да ты далеко-далече во чистое поле,
Ко тем славны горам да к сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
Не топчи-ка ты там малых змеенышей,
Не пускай полонов оттуда русских!”

(“Добрыня и Змей”)

 Шестой бой-сраженьице. “Взговорю-ка я да былинным стихом”.

Задание – написать хвалебные слова своим соперникам былинным стихом.

Учитель. Спасибо за игру. Жюри подводит итоги, учитывая рисунки к былинам, а вы выбираете лучшего игрока в команде соперников.

Итак, игра закончилась. Вы проявили свои знания и бойцовские качества, проявили свое умение внимательно, вдумчиво читать и работать в коллективе.

Надеюсь, помог вам в этом сам материал.

Еще раз хочу напомнить, что былины – часть нашей истории. А без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы великого народа.