Урок литературы в 7-м классе на тему "Как стать счастливым, несмотря на…" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи")

Разделы: Литература


Цель урока: на основе изучения сведений из биографии А.С.Тургенева и его рассказа “Живые мощи” из “Записок охотника” подтолкнуть учащихся к размышлениям о том, как в любых обстоятельствах можно сохранить любовь к людям; дать первоначальные сведения о духовных поисках писателей; содействовать укреплению нравственности и оптимизма, стойкости и сострадания.

Оборудование и оформление: “тургеневский” столик, на котором стоят свечи, цветы и лежат письма, книги, картины, “черновики”; портреты И.С.Тургенева / в молодости и в старости /; эпиграфы.

Эпиграфы: 1. “Измеряй горе своё не в отдельности взятое, чтобы оно не оказалось тебе несносным. Но сравни его со всем человеческим, и в этом найдёшь для себя  утешение в горести”.

/Из “Цветника духовного”/.

2./Открыть по ходу урока и предоставить учащимся возможность угадать имя Андерсена/.

“Душа, которую Бог сотворил по своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрёт, но душа умереть не может”.

/Надпись на могиле Г.-Х.Андерсена/.

Ход урока

Учитель: Вспомните, ребята, нашу игру, когда нужно было задать такой вопрос, чтобы как

можно больше участников ответило “да” и встало со своих стульев. Я придумала для этой игры вопрос, который обеспечивает 100% положительных ответов. Вставать не надо, просто поднимите руки: кто хочет стать счастливым?

Конечно, любой человек, независимо от возраста, от материального положения, от наличия здоровья и т.д., хочет счастья. Вы все такие разные, но есть общее у каждого, кто сидит в этой аудитории: вы хотите стать счастливыми.

А скажите, можно ли стать счастливым, если…

  • душа горит, или болит, или надрывается;
  • когда за душой ни гроша;
  • когда душа не лежит к чему- либо;
  • когда душа не на месте;
  • или когда просто камень на душе?

А счастливы ли люди, когда…

  • живут душа в душу;
  • в доме у них есть все, что душе угодно;
  • сами они друг в друге души не чают;
  • живут с открытой душой;
  • грех на душу не берут;
  • вкладывают душу в любимое дело;
  • делают всё для души;
  • да ещё и отдыхают душой?

Выходит, душа - это что-то такое, от чего зависит наше… счастье?

А что ещё с душой можно делать? Оказывается, фразеологический словарь нам подсказывает: можно ещё изливать душу, выкладывать душу, заглядывать в душу, закрывать душу на замок, наконец, можно даже “отдать Богу душу”…

А ещё можно сочинять о душе красивые стихи…

А.С.Пушкин: Мой друг, отчизне посвятим
ДУШИ прекрасные порывы…
А.А.Ахматова: Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой ДУШЕ…
М.Ю.Лермонтов: По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…
. . .
Он ДУШУ младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
Но звук его песни в ДУШЕ молодой
Остался – без слов, но живой…
Н.А.Заболоцкий: Не позволяй ДУШЕ лениться…
Чтоб воду в ступе не толочь,
ДУША обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…
А.А.Ахматова: Радостно и ясно
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьёшься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны ДУШИ…

Так что же такое – эта загадочная ДУША? Никто её не видел, но все о ней говорят. Толковый словарь Ожегова даёт несколько лексических значений слова:

  • Внутренний, психический мир человека, его сознание.
  • То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

Например, добрая душа, низкая душа.

  • В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.
  • Вдохновитель чего-либо. Например, душа всего дела.
  • Крепостной человек. Например, “Мёртвые души” у Гоголя, цензоры не соглашались с таким названием, так как, по понятиям православной веры, душа бессмертна.

Итак, мы будем говорить о душе человеческой, о человеке…

(Учитель переходит к “тургеневскому столику”, садится за него, берёт портреты).

Вот два портрета. Молодой, красивый, полный жизни человек. Он богат, уже восходит его громкая литературная слава… Это Иван Сергеевич Тургенев. Но можно ли его назвать счастливым? Ведь мы знаем, что впереди его ждёт одинокая старость, мучительная болезнь и сама смерть… Вот ещё один портрет: больной, умирающий старик… Тоже Тургенев…

Он умирал трудно, в тяжких страданиях, в нередких мыслях о самоубийстве, которое в православии считается страшным грехом.

В его “Стихотворениях в прозе”, в письмах, в дневнике постоянно звучит эта страшная тема: ужас перед надвигающейся смертью…

(Учитель читает отрывки из писем, стихотворений в прозе, дневника).

“Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получать ласковое отношение как милостыню и быть в положении старого пса, которого не прогоняют только по привычке и из жалости к нему…”

(Из письма Тургенева).

“1877 год, 17(5) марта. Полночь. Сижу я опять за своим столом… а у меня на душе темнее тёмной ночи… Могила словно торопится проглотить меня; как миг какой пролетает день, пустой, бесцельный, бесцветный. Смотришь: опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать…”

( Из дневниковой записи, воспроизведённой по письму Полонскому).

ЧТО Я БУДУ ДУМАТЬ?

Стихотворение в прозе.

Что я буду думать тогда, когда мне придётся умирать, - если я только буду в состоянии тогда думать?

Буду ли я тогда думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал её, продремал, не сумел вкусить от её даров?

“Как? это уже смерть? Так скоро? Невозможно! Ведь я ещё ничего не успел сделать… Я только собирался делать!”

Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслью на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?

Предстанут ли моей памяти мои дурные дела – и найдёт на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?

Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом…да и ожидает ли меня там что-нибудь?

Смерть кажется Тургеневу то слепой старухой, то мерзким насекомым.

Тургенев боится темного мрака… Он поражён безверием – болезнью своего века…

А вот пример другой. Человек умирает, но верит, что душа бессмертна. /Открыть запись на доске, эпиграф №2 , без подписи/.

Эти слова выбиты на могиле человека, которого знает весь мир: и дети и взрослые.

Он собрал на страницах своих сказок великое множество добрых и злых героев. В одном из его произведений мальчик Кай получил от Снежной Королевы задание: сложить изо льда слово “вечность”. Вечность – это то, что никогда не кончится. Но вечность изо льда? Холодная, страшная…

Вы, конечно, узнали, о ком пойдёт речь. Да, это великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Хорошо ли вы помните его сказку о Снежной Королеве? Тогда скажите, помните ли, как Герда подходит к замку Снежной Королевы и пробует туда войти, но стража не даёт ей прохода? И все-таки Герде удаётся попасть к Каю. Как? Каким образом беззащитная девочка победила целую армию? У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать молитву “Отче наш”, и тогда легион снежинок вокруг неё превратился в ангелов и проложил ей дорогу. Беда в том, что в советских изданиях этого не было. Полный текст был опубликован только в академическом издании в серии “Литературные памятники”. При обращении к этому тексту можно найти некоторые уточнения.

Когда Герда и Кай возвращаются домой, бабушка сидит и читает книгу – это в советских изданиях. А у Андерсена уточнение: бабушка читает Евангелие, и даже говорится, какое место: “Если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное”. И дети бросаются к ней на шею, начинают танцевать вокруг расцветшего куста роз и поют рождественскую колядку:

Розы цветут. Красота, красота.
Скоро мы встретим младенца Христа.

Это концовка сказки. А из-за чего начались злоключения Кая? Осколок разбитого зеркала, созданного троллями (злыми духами, бесами), попал Каю в глаза. Но почему разбилось зеркало? У Андерсена есть ответ на этот вопрос: бесы хотели отразить в этом врущем зеркале Бога и стали подниматься вверх. Бог не допустил этого поругания, зеркало вырвалось из рук троллей и разбилось.

Великий сказочник представлял себе картину мира так: есть Бог, есть душа, для которой земная жизнь – начало вечности, “семя вечности”.

А что собой представляет земная жизнь? Всегда ли она счастливая? Что такое счастье? Здоровье? Богатство? Слава? Неужели есть на земле хоть один человек, которому не приходилось бы испытывать неудачи, болезни, потери близких, неприятности домашние, убытки, оскорбления, обиды? Но человек может сказать:

“Почему у меня горя больше, а у другого меньше? Почему я изнываю от печали, а другой радуется? Уж если это общая участь, то раздавать бы её поровну…”. Скажите, такие мысли могли бы посещать героиню рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи” - Лукерью? Ведь она не просто живёт убого, бедно, в болезни, она седьмой год лежит, прикованная к постели. Рассказчик Пётр Петрович видит в Лукерье “несчастное существо”, а сама Лукерья говорит, что “ всем довольна”. Кому верить?

Можно ли и как стать счастливым, несмотря на любые обстоятельства? Размышления над рассказом И.С.Тургенева “Живые мощи” подскажет ответ на этот вопрос. Сначала - литературно-историческая справка.

Сообщение учащегося:

Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, на охоте. Охота превращалась для него в удобный способ изучения народной жизни, не всегда доступной стороннему наблюдателю. Тургенев замечал, что мужики, с которыми он встречался на охоте, были щедро откровенны, доверчиво сообщали свои тайны. Он был для них не барином, а охотником. А охотник - ведь это странник, уходящий от тех ложных ценностей, которые в мире неравенства разобщали людей.

Тургенев поставил задачу: показать богатство души русского крестьянина, помочь полюбить его. “Записки охотника” и стали такой книгой, в которой правдиво, полно и с любовью был изображён крепостной народ.

Весь цикл “Записок…” сложился с 1847 по 1852 год, публиковался в журнале “Современник”, а в 1852 году вышел отдельной книгой, состоящей из 22 рассказов. И в 1852 году князь В.В.Львов был уволен с должности цензора за то, что пропустил в печать “Записки охотника” отдельным изданием.

В издании 1874 года автор дополнил книгу ещё тремя рассказами, в том числе появился рассказ “Живые мощи”, в котором, по свидетельству И.С.Тургенева, описан действительный случай. Писатель был привлечён и поражён силой и серьёзностью православной веры, которая открылась ему в глубине народной души.

 Учитель: Давайте теперь представим героев рассказа.

Учащийся: Пётр Петрович – богатый барин, охотник, здоровый, крепкий человек, дышит вольным воздухом, восклицает “ах, как хорошо!”, то есть, по обычным меркам, просто счастливый человек.

(Учащийся читает отрывок от слов “На следующий день я проснулся ранёхонько…” до слов “…Дышал радостно, всею грудью”).

 Учитель: Вот Пётр Петрович заходит в амшаник – в сарайчик. Сначала слышим голос Лукерьи, “слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки”. Пётр Петрович узнаёт Лукерью. Впечатление: “остолбенел”. Он видит Лукерью как бы в двух портретах: “мумия”, “икона старинного письма” (настоящее) и “первая красавица” (прошлое).

(Учащийся читает два портрета Лукерьи.)

Учитель: Что случилось с Лукерьей? Давайте послушаем, как она об этом рассказывает.

(Выразительное чтение в лицах от слов “Помилуй, Лукерья”, - проговорил я наконец…” до слов “Нет, что Бога гневить? Многим хуже моего бывает”).

Учитель: Лукерья делает удивительное заключение: “многим хуже моего бывает”.

Согласны ли вы? Может ли быть хуже? Представьте себе на минуту, что вы оказались на месте героини, “влезьте в её шкуру”, посидите без движения и подумайте, что так будет и завтра, и послезавтра, год, два…Что мог испытывать рассказчик, глядя на Лукерью? Что мы находим в тексте?

Ответы учащихся: сострадание (“ужасно твоё положение”, “моя бедная Лукерья”) и изумление (“она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие”).

Учитель: Какие чувства испытывает Лукерья? Что даёт ей способность жить? Почему она так терпеливо сносит страдания? Тургенев, будучи прикованным к постели, нередко подумывал о самоубийстве, но такая мысль Лукерье не может прийти в голову ни при каких обстоятельствах. Работаем с текстом, используем цитаты-“подсказки” на партах

(см. приложение к уроку).

Учащиеся “расшифровывают” цитаты-“подсказки”, дополняют текстом:

- Лукерья живёт любовью к ближним, любит людей, радуется за них, за бывшего своего жениха Василия, у которого жизнь сложилась: “очень ему, слава Богу, хорошо”;

-она заботится о Петре Петровиче (“очень вам меня жалко”), о крестьянах (“вот бы матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость оброку она с них сбавила”);

-люди к Лукерье ходят (“добрые люди здесь есть тоже”, “ странница забредёт”, “девочка ко мне ходит”, “девушки крестьянские зайдут, погуторят”);

- есть у Лукерьи маленькие радости: цветы (в тексте упоминаются ландыши, васильки, липа, гречиха), то есть Лукерье живой мир, природа даёт ощущение радости(“вижу прекрасно и всё слышу, всё”);

- Лукерья – верующий человек, поэтому она терпеливо сносит своё положение как посланное от Бога, к неё ощущение счастья приходит как будто свыше (“и чудится мне, будто что меня осенит… Словно как тучка прольётся, свежо так, хорошо станет…”);

-Лукерья не поддаётся унынию, говорит: “ Сам себе человек помогай!”;

-она песни поёт даже (“я и теперь песни пою”, “Во лузях” пела Лукерья”);

-“Сплю я , точно, редко, но всякий раз сны вижу, - хорошие сны!”

(Две ученицы выступают с художественным пересказом снов Лукерьи:

  • о встрече с Христом и о встрече с родителями.)

Учитель: По рассказу Лукерьи, её фразам мы можем судить о мироощущении верующего человека. Лукерья говорит: “ А то я молитву читаю… Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чём я Его просить могу?

Он лучше меня знает, что мне надобно. Послал Он мне крест - значит, меня Он любит… Так нам велено это понимать…”. Смирение, терпение, благодарность – это первые христианские добродетели, у Лукерьи нет ни зависти к благополучию других людей, ни ропота на своё жалкое положение, то есть у неё действительно “чистое сердце”, которое одно только и может, по верованиям христиан, “узреть Бога” (увидеть). Огромное значение для Лукерьи имеет причастие, оно подкрепляет её силы, связывает душу с Богом.(“Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать…”)

(Учитель при наличии времени, а также интереса учащихся, может разъяснить им, что такое причастие, более подробно).

Учитель: Название произведения – это обычно ключ к его пониманию. В названии рассказа – фразеологизм. Мы понимаем под этим фразеологизмом, что речь идёт о каком-то очень худом, истощённом человеке, какой и была Лукерья. Но у слова “мощи” есть ещё значение, которое не всегда понятно людям, далёким от христианства. Во-первых, мощи – это останки, кости, а во-вторых, это останки святых, высохшие останки людей, почитаемых церковью святыми и чудотворцами. В названии произведения уже как бы заложена мысль о том, что Лукерья не просто истощённый человек, но святой человек, заслуживший почитание за своё терпение.

А какую часть произведения также можно назвать “ключом” к нему? Конечно, это эпиграф. К рассказу Тургенев в качестве эпиграфа взял слова из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Какую мысль Тургенев хотел подсказать читателю?

Учащиеся приходят к выводу, что в Лукерье Тургенев подчеркнул то, что характерно было для всего русского народа: смирение, терпение, безропотное перенесение страданий, “чистое сердце”; сама Лукерья – это душа русского народа; образ Лукерьи очень светлый, хотя и печальный, красота её не внешняя, а внутренняя, не в лице, а в лике – образе – “икона старинного письма”.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Итак, “Живые мощи” (живые!) - рассказ о том, как можно стать счастливым, несмотря на… Например, несмотря на болезнь. А благодаря чему? Только благодаря вере. Причём рассказал об этом писатель, сам от православной веры далёкий, значит, тем более его позицию можно считать объективной, правдивой, честной.

По представлениям верующих, у каждого из нас есть свой “крест”, то есть наша жизнь, и этот “крест” мы должны “нести” без ропота, то есть без возмущения, с благодарностью. Христиане верят, что болезнь посылается человеку за грехи (вспомните разговор Петра Петровича с десятским), но нельзя никого осуждать, каждый отвечает перед Богом за свою жизнь.

Через трогательный образ Лукерьи мы ещё раз можем убедиться, что сила человека не в теле его, не в здоровье и крепости, а именно в душе.

Мы все ищем счастья, и, наверное, полезно будет обратить внимание на такую мысль иеросхимонаха Сампсона: “Христианство есть залог счастья при всех обстоятельствах человека, исключительно при всех”. У человека не должно быть, не может быть безвыходных, отчаянных ситуаций, что бы с ним ни случилось. Давайте ещё раз вдумаемся в слова, которые вынесены в эпиграф урока: “ Измеряй горе своё не в отдельности взятое, чтобы оно не оказалось тебе несносным. Но сравни его со всем человеческим, и в этом найдёшь для себя утешение в горести”.

Дожить до счастья и блаженства
На этой горестной земле
Каким-то чудом невозможным
Казалось мне.
Но чудо всё же совершилось –
Я до блаженства дожила:
Господь был милостив,
И вера меня спасла…

Удивительно, но самым красивым местом в рассказе кажется то, где упоминается колокольный звон – сообщение о смерти героини: “В самый день кончины она всё слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви считают пять вёрст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шёл не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.

(Включить запись колокольного звона).

Подсказки к уроку (Приложение 1)