Роль классного руководителя в воспитании творческой личности через внеклассную деятельность

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”

Ш.М. Амонашвили.

Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.

Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница. Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя.

Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

Я работала над этой проблемой несколько лет. Для себя я её сформулировала так: роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка через внеклассную деятельность.

Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Я считаю, что для реализации этой цели, учитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей.

“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Так же я считаю, что учителю очень важно понимать то, что происходит с автором-ребёнком на ранней стадии творческого процесса. “От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относится к замыслам, которыми делятся с ним дети” – говорил В.А. Левин.

А вот В. Глоцер рекомендует: “ободрить, поддержать во время работы обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд успехами могут появиться настоящие”. И ещё: “Советовать нужно с большой осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать на ребёнка и его творчество. Многие советы и замечания превращаются для детей в догмы, которым они стараются строго следовать в своём дальнейшем творчестве”.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. “Почти” – потому что “произведения” природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации, пластилиновые фигурки, постройки из конструкторов или кубиков – следы деятельности, которая, как всякая человеческая деятельность мотивирована. Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем мире. Продукты детского творчества могут приобретать художественную ценность, могут подлинно отражать внутренний мир ребёнка только до тех пор, пока это творчество непроизвольно. Выдающийся психолог Б.М.Теплов писал: “Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции”. Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на утреннике, их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а следовательно руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  • изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);
  • изучение и анализ направленности интересов учащихся;
  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками;
  • взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими;
  • выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;
  • формирование паспорта развития личности учащихся;
  • нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

В план-программу вошли следующие разделы:

  • Дневник классного руководителя.

Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями.

  • Планы воспитательной работы в классе.

Продолжением дневника классного руководителя является план воспитательной работы, в котором отражаются цели и задачи воспитательной работы с конкретным детским коллективом; план отражает реальные потребности детского коллектива; учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса.

  • Социальный паспорт класса.
  • Паспорт развития личности ребёнка.
  • Работа с родителя.
  • Аналитические материалы.

Сюда вошли: памятка для самоанализа воспитательного мероприятия; памятка для составления психолого-педагогической характеристики детского коллектива; примерная памятка для составления характеристики воспитанника; памятка для составления анализа воспитательной работы.

  • Информационные стенды для школьников в классных комнатах.

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя – создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список общественных поручений, план мероприятий в классе на текущий месяц, распорядок дня младшего школьника, НОТ младшего школьника “Учись учиться”; стенд по развитию творческих способностей “Твори, выдумывай, развивайся”; стенд (или стена), где размещаются лучшие творческие работы детей класса “Мир, в котором я живу”.

  • Педагогический мониторинг.

Это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Предметом педагогического мониторинга (отслеживание хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность и творческая активность детей.

  • Нормативно-правовое обеспечение.

Сюда вошли: положение о классном руководителе; положение об организации дежурства по школе; положение о дежурном классе.

  • Понятийно-терминологическая справка.
  • Творческая лаборатория педагога-воспитателя.

Классный руководитель – это человек творческий как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему построить воспитательный процесс увлекательным, захватывающим.

Конечно, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. Это был следующий этап моей работы.

Совместно с психологом и социологом:

  • мы выявили уровень развития психических процессов учащихся;
  • определили тип темперамента, посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявили их личностные особенности;
  • изучили особенности характера и поведения;
  • исследовали интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;
  • составили карту направленности интересов учащихся;
  • определили статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные, пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые);
  • выявили роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель);
  • выявили имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

После получения этих результатов, я помогла учащимся определиться с выбором студии дополнительного образования. Осуществляла тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещала презентации студий, открытые формы работы, вела индивидуальные личные беседы с педагогами, координировала работу педагогов. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Ни один ребёнок в моём классе не остался в стороне. Все дети с удовольствием посещали студии и кружки дополнительного образования; четверо детей посещали детскую музыкальную школу, четверо детей посещали футбольную секцию в спортивном комплексе “Шахтёр”. Особое предпочтение мои учащиеся отдавали студиям: “Грация” (хореография), “Акварельки” (ИЗО-студия), “Ручеёк” (вокальная студия), с удовольствием посещали кружок РТС (развитие творческих способностей).

Учитель должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь, поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев ребёнка.

Хотя классные часы и не значатся в расписании уроков начальной школы, такие часы общения были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в общее дело. Много было у нас совместных творческих дел: фольклорный праздник “У ворот хоровод” в 1-м классе, праздник Азбуки, экологический проект “Встреча пернатых друзей”, праздник роста первоклассников, игра “Математическое ралли”, турнир знатоков литературы во втором классе, экологическое ассорти, космическое путешествие, фольклорный праздник “Хлеб всему голова” в 3-м классе, конкурс “Леди и джентльмены” в 4-м классе, выпускной вечер “Прогимназии посвящается”… и многое другое, которые способствовали развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываётся на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Я проводила индивидуальные беседы с родителями, лектории, консультативные часы, приглашала посещать уроки и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. Совместно с родителя мы проводили различные мероприятия, игры, конкурсы, родительские собрания: “Мамочка моя – самая лучшая” в 1-м классе конкурс, “Школа, дом, друзья – это всё моя семья” родительское собрание во 2-м классе, “Новый год – семейный праздник” совместное развлечение в 3-м классе, “Прогимназии посвящается…” в 4-м классе. Своей целью я считала – донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка; что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются; пыталась объяснить родителям, что дети не должны быть созидателями жизни, они могут и должны быть активными её строителями.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности ребёнка. Творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется ребёнком в 1–4-х классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных писем; самостоятельно или с помощью учителя, родителей анализирует свои достижения, даёт им оценку, намечает путь дальнейшего развития. Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество детей. Паспорт развития личности ребёнка формирует педагог. Я получила паспорта развития личности детей от воспитателей и продолжила работу с ним в 1–4-х классах. В паспорт развития личности заносят следующие показатели развития детей: физическое развитие, психическое развитие, интеллектуальное развитие, интеллектуальные и творческие достижения учащегося, уровень воспитанности, уровень творческой и познавательной активности. Паспорт развития личности ребёнка позволяет отследить уровень его развития, воспитания и обучения, усвоения программного материала с момента поступления в учреждение и до выпуска из него, а также проанализировать его продвижение по собственной шкале развития, выявить причины неудач и откорректировать дальнейшую работу с ребёнком. Важное место в структуре паспорта занимают записи педагогических наблюдений за ребёнком. Кроме характеристики личности, которую составляют воспитатели и педагоги, соответствующие записи могут вносить: психолог, логопед, социолог и медицинские работники. В дальнейшем паспорт развития личности ребёнка передаётся родителям или классному руководителю той школы, куда идёт ребёнок после окончания нашего учреждения.

Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты. Важным для себя считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.

Проследим уровень воспитанности учащихся с 1-го по 4-й класс, известно, что ценности определяют жизнь человека, представляя собой сложный регулятив поведения. Любая личность должна иметь чёткие ценностные ориентиры. В нашем случае (воспитании подрастающего поколения) ценность имеют такие ориентиры:

  • отношение к обществу (отношение к родной природе; радость за свою страну; служение родине своими силами; забота о своей школе);
  • отношение к умственному труду (познавательная активность; стремление реализовать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учёбе);
  • отношение к физическому труду (инициативность и творчество в труде; самостоятельность в труде; бережное отношение к результатам труда; осознание значимости труда);
  • отношение к людям (уважительное отношение к старшим; дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, взрослыми, сверстниками);
  • отношение к себе (развитая добрая воля; самоуважение; соблюдения правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
  • отношение к прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусств).

Что же мы имеем на выпуске из 4-го класса?

На выпуске из 4 класса мы имеем у 55% учащихся наличие устойчивой положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. Учащиеся в своём поведении руководствуются теми ценностными ориентирами, которые определены для их возраста, владеют определенными навыками поведения, осознанно действуют в соответствии с нормами и правилами нравственности, поведения в обществе без участия и напоминания взрослых. У 45% учащихся уровень воспитанности средний. Им свойственны самостоятельность проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует. Учащиеся знают нормы и правила поведения, владеют определенным содержанием, в практической деятельности этим нормам и правилам следуют не всегда, требуют напоминания взрослых, закрепление имеющихся навыков. Отсутствие учащихся с низким уровнем воспитанности говорит о качественной, целенаправленной, систематической работе учителя с детским коллективом и индивидуальной работе с учащимися, их родителями. По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении уровня их творческой и познавательной активности. “У каждого ребёнка есть определенные способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых” – пишет Н.Т.Винокурова.

Проследить, как происходило становление творческой личности, мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся.

На протяжении четырех лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровню творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации. На конец 4 класса у 73% учащихся высокий уровень познавательной и творческой активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них высокая познавательная самопроизвольная и творческая активность; интерес к познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности; желание улучшить (повысить) качество этого результата. У 27% учащихся средний уровень творческой и познавательной активности. У них преобладает эмоционально-импульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к творческой и познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко); трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают помощи и побуждений учителя.

Рост уровня воспитанности и уровня творческой и познавательной активности очевиден на протяжении с 1-го по 4-й класс, но основным своим результатом я считаю интеллектуальные и творческие достижения моих воспитанников. Учащиеся моего класса показывали высокий уровень творческой и познавательной активности не только в пределах класса, но и на уровне школы и города. Дети с удовольствием принимали участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий (линеек, утренников, конкурсов). Они пели, танцевали, рисовали, декламировали стихи и отрывки из пьес и с удовольствием демонстрировали свои достижения. Принимали участие в городском песенном конкурсе “Мечта” и “Звездопад”; принимали участие в городском конкурсе рисунков; в интеллектуальных городских конкурсах (“Ученик года”; “Умники и умницы”) и олимпиадах.

Кроме этого, хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, организованностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, высокой самостоятельностью, дружелюбием, трудолюбием.

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.