Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий "А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"

Разделы: Литература


Цели

  • Вспомнить известное о Пушкине и его произведениях.
  • Показать значение творчество А. Пушкина для русской культуры.
  • Обогатить опыт эстетических переживаний учащихся, анализируя портреты и памятники А. Пушкину.
  • Подготовить к восприятию “Песни о Вещем Олеге”. Прочитать произведение и выявить его первоначальное восприятие.
  • Проследить, как показано отношение Олега к коню.

Оборудование: учебники, тетради по литературе, компьютерная презентация (Приложение 1).

Слайды презента ции

Ход урока

Слайд 1 I. Слово учителя

Мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу из жизни Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

Слайд 2 — Что представляется вам, когда произносится имя - Пушкина?

— Назовите известные вам сказки и поэмы А.С. Пушкина.

— Какие их них вам особенно нравятся? Чем они интересны?

— Какие стихотворения поэта вы помните?

Слайд 3 II. Рассматривание и сопоставление репродукций портретов поэта работы Кипренского и Тропинина.

— Каким изображен поэт на этих портретах?

— Какому из них и почему вы отдаете предпочтение?

III. Слово учителя о портретах.

В каждом великом писателе и поэте есть своя тайна. Есть она и у Пушкина. Мы представляем себе, как выглядел Пушкин, но не совсем точно.

Мал ростом, черноволос, кудряв, смугл...

Владимир Набоков заметил совершенно верно: "Подумать только, проживи Пушкин еще 2-3 года, и у нас была бы его фотография. Еще шаг, и он вышел бы из: тьмы, богатой нюансами и полной живописных намеков..." Так возникла парадоксальная ситуация с одной стороны - у каждого свой Пушкин, мы представляем его себе, а с другой стороны - наши представления размыты. Пушкин близок и современен, но в то же время – далек.

Известны африканские корни Пушкина, но в чем была его притягательность? Им серьезно увлекались блестящие светские женщины. Хотя сам поэт никогда не ! считал себя красивым. Не случайно многие современники в шутку и всерьез называли его обезьяной. Еще одна загадка, которую должны помочь разрешить портреты...

Существует около тридцати прижизненных портретов поэта. Самые известные из них созданы В.А. Тропининым и О.А. Кипренским в одном и том же 1827 году И даже на этих самых лучших, как считают специалисты, портретах мы видим, похожие, но разные лица.

Слайд 4 IV. Чтение статьи учебника, стр. 91-93.

Рассматривание портрета Тропинина

Слайд 5-7 V. Чтение статьи учебника о памятнике А.Пушкину. Рассматривание фотографий памятников с комментариями учителя.

При жизни А.С. Пушкина не было создано ни одного его скульптурного портрета. Однажды, правда, сам поэт, видимо в шутку, нарисовал собственный бюст в лавровом венке, но на предложения позировать скульптору ответил отказом, считая свою внешность не достаточно прекрасной для увековечивания в камне.

Поэтому скульптурные изображения А.С. Пушкина появились лишь после его смерти.

Большая работа над скульптурными изображениями поэта началась в 60-х гг. XIX века. Это было связано с объявлением конкурса на создание памятника А.С. Пушкину в Москве. В конкурсе победил молодой скульптор A.M. Опекушин, создавший памятник, который с 1880 года стоит на Пушкинской площади Москвы. Этот памятник вошел в историю русского искусства как самый лучший и | знаменитый, самый узнаваемый и самый воспроизводимый в книгах, альбомах, рекламных плакатах, посвященных не только самому поэту, но и Москве - городу, где А.С. Пушкин родился.

Вслед за опекушинским памятником появилось много работ и других мастеров. Памятники А.С. Пушкину были открыты в Петербурге, в Царском Селе, Киеве, Кишеневе, Одессе, Тифлисе.

В послевоенные десятилетия к образу А.С. Пушкина обратилось новое поколение скульпторов. В конце 50-х на площади искусств у Русского музея был установлен памятник работы М.К. Аникушина - один из лучших памятников поэту, созданных в XX веке, ставший такой же неотъемлемой частью Петербурга, как опекушинский памятник в Москве.

Слайд 8 VII. Чтение статьи учебника “Пушкин на юге”, стр.94-95

VIII. Просмотр в сносках лексического комментария к “Песне...”.

  • Вещий - Предвидящий будущее, пророческий. Вещие слова.
  • хозары

Перун

  • Кудесник - 1. Волхв, чародей. Предсказания кудесника. 2. Перен. То же, что волшебник
  • цареградский
  • волхвы - У древних славян: чародей, колдун.
  • Чело - (устар. высок). То же, что лоб.
  • пращ - сеча - (стар). То же, что сражение.
  • секира - Старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.
  • тризна - 1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. Править тризну. 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки. Т. по усопшему.
Слайд 8 IX. Чтение “Песни о Вещем Олеге” в исполнении Д. Журавлева и учителя. Приложение

X. Беседа по тексту.

— Докажите, что данное произведение относится к жанру баллады. Какие признаки баллады здесь присутствуют?

— Чем могло увлечь, поразить воображение поэта летописное сказание о смерти Олега?

— Послушайте, что писал Пушкин А А. Бестужеву (1825): “Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да происшествие само по себе в своей простоте имеет; много поэтического”. Конь очень многое значил в жизни воина. Князя, дружинника хоронили вместе с конем.

Не зря в балладе сказано:

“Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоить!”

— Как показал поэт “товарищескую любовь старого князя к своему коню” и заботливость о его судьбе?

— Найдите конкретные строки, раскрывающие отношение князя к коню.

— “Олег усмехнулся”. Почему? Что значит эта усмешка? (С недоверием встретил предсказание, но как сын своего времени боится не поверить)

— С каким чувством прощается Олег с конем?

— Удалось ли эти чувства передать В.М. Васнецову на своей иллюстрации?

— Как показал поэт, что прошло много лет до рокового воспоминания о коне? — Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком? (В раздражении, в сожалении, что расстался до времени с любимым конем)

— Почему князь “тихо” на череп коня наступил? (В этом тоже отношение к коню, сожаление. Олег погружен в задумчивость, сразу не заметил змея)

Слайд 8  
Слайд 9 X. Рассматривание иллюстраций В.М. Васнецова.

— К каким строкам текста можно отнести эти иллюстрации?

XI. Подведение итогов.

— Что нового узнали о Жизни и творчестве АС. Пушкина?

— Что лежит в основе баллады “Песнь о Вещем Олеге”?

На следующем уроке мы продолжим разговор о “Песне о Вещем Олеге”.

XII. Домашнее задание.

Выучить наизусть один из отрывков баллады.

Ответить на вопросы 8-10 учебника, стр. 100.