Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе

Разделы: Литература


>Домашнее задание к уроку:

1) Определить лексические значения слов честь, совесть, бремя, благо. Подобрать к ним синонимы.

2) Подобрать из произведений русской литературы примеры со словом “честь”.

3) Составить афоризмы по собственному пониманию из романа “Честь – это…”

4) Таблица “Аргументы и Факты” “Как понимают честь герои романа”.

Герои

Тезисы

Аргументы

Факты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы жить честно, надо путаться,
биться, ошибаться, опять
начинать и бросать.…И вечно
бороться и мучится.
А.Толстой.

На доске:

Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности.

Совесть – сознание моральной ответственности за свое поведение.

Бремя – ноша, груз, тяжесть, гнет.

Благо – счастье, добро, благополучие.

Тема нашего урока: “Честьбремя или благо?”

К уроку вам предлагалось найти по словарю определение слов “честь” и “совесть”. Посмотрите, совпадают ли они с теми, что написаны на доске? Добавьте, если есть материал.

А чем два эти понятия отличаются?

Тем, что понятие общественное , а совесть личное.

А как соотнести с этими понятиями слово “стыдно”?

Следовательно, честь предполагает наличие совести и чувства стыда. “Стыдно”. Между прочим, это сквозное тематическое слово русской классики. Чувство стыда пережили и Чацкий и Печорин, и Раскольников…. Присущее русскому человеку почти болезненное ощущение этого чувства по-своему и есть подтверждение его нравственной чистоты и высоты.

Как трактует наша литература слово “честь”?

Примеры:

1) Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь. (“Прямая” это что? Эпитет, произнесенный любящей женщиной, или какая-то особая примета особого качества?)

2) Погиб поэт невольник чести

3) Пока свободою горим

Пока сердца для чести живы… (Пока? Неужто честь – временное понятие)

4) О, где ты, честь моя! Отдайте это слово

Отдайте мне его и я у ваших ног! – (настаивая на дуэли взывает к порядочности Арбенина оскорбленный князь Звездич. Совесть князя чиста: он не передергивал карту, но публично задета его честь! Выходит, жизнь без чести немыслима даже при спокойной совести? И не только для того, кого оскорбили.

5) “…После несчастного вечера мысль, что честь его была замарана и не омыта по его собственной вине, эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему; мне было совестно на него глядеть”.

(Что это? Реакция дворянина? Общественное мнение? Или что-то другое, неразгаданное?)

 6) “Русскому человеку честь одно лишнее бремя”…– снова и снова, точно в кошмарном сне, обращается к этой фразе Алексей Турбин.(“Белая Гвардия”)

7) “…А куда они, совесть, честь. На ноги вместо сапогов не наденешь…”

8) “Береги честь смолоду”…

А как? И что, собственно беречь? Есть ли этому слову современное объяснение или оно уже стало историзмом?

Подберите синонимы к слову “честь”.

Долг, совесть, ответственность вполне ли адекватны этому понятию, как бы выпавшему из нашей жизни?

Честь офицера, дворянская честь, честное купеческое слово, рабочая честь… Не являлись ли они гарантами стабильности, уравновешенности, когда приходилось отчаянно взывать к совести, напоминать о долге, ответственности?

Так что же такое честь, судя по роману “ Война и мир”?

И в какой степени ваши афоризмы отражают собственное понимание чести?

Честь – это горделивая совесть

– обостренное чувство собственного достоинства

– потребность уважать себя в другом, другого в себе

– умение взглянуть на себя со стороны

– способность всегда быть и оставаться самим собой

– стремление ни в чем не запятнать себя.

 Давайте посмотрим, как воспринимают слова: честь, совесть, стыд, бремя, благо герой романа “Война и мир”.

 Кутузов – Болконскому: “Твоя дорога– дорога чести”

Каковы основные этапы этой дороги?

(от салонного общества к тайному вела эта дорога) И в ней стержень его судьбы: не граната, так виселица отнимет жизнь. Но и здесь, повинуясь чести, Болконский не дрогнет, не прижмется к земле, а тех кто, ощутив над собой перекладину, пал духом, заставит подняться.

Анализ эпизодов “Болконский в войсках” он не уронит своей чести; “лучше больно чем стыдно” (примеры)

Как Болконский воспринимают честь? Как бремя или как благо?

(Старый князь из милости служить не позволит)

Жить по чести – не знать угрызения совести, т.е. без нравственных мук, чтобы не было стыдно.

Анализ эпизодов с Николаем Ростовым:

1) Вексель Друбецких

2) Проигрыш Долохову – слово честь

Анализ эпизода “Дуэль Пьера с Долоховым”

1) Пьер оказался “невольником чести”, Шел на дуэль с Долоховым, ведая заранее, что не убьет его.

А можно ли сделать себе хорошую карьеру, быть настоящим карьеристом, не замарав своей чести и совести?

Анализ эпизода “Карьера Берга” (том 2)

Какой путь чести он выбрал для себя? (“Всю свою жизнь считал не годами, а наградами”)

Приспособленец-это человек чести? Почему?

(Двуличие, фальшь, лицемерие не могут сопровождать путь честного человека)

“Карьера Бориса” – желая преуспеть в карьере, не пренебрегал никакими мелочами, создавая выгодное о себе впечатление.

Чины и социальный статус самое главное

Самый “обходительный” в романе, в смысле, что всех обошел, т.е. со всеми знаком.

Не настораживает такая контактность?

Естественно, ибо в ней того живого общения, как у Пьера. Духовного человека в Борисе нет, его волнуют “возможности” того или иного лица, от которого можно иметь выгоду.

Эпиграфом к уроку взяты слова из романа.

Соотнесите эпиграф с Борисом и отметьте точки соприкосновения и различия.

Ошибки и промахи для Бориса исключены. Он умудряется наперед просчитывать все свои ходы, наперед знает, что, как, от кого и сколько нужно, а вернее, можно взять. Он сам устанавливает меру необходимых услуг. Он начисто лишен противоречий (как любимые герои Толстого)

Характерно, Бориса мы так и не увидим в каком-либо конкретном деле, хотя он и Берг продолжают галерею деловых людей.

Ему гораздо больше нужен без единого пятнышка и соринки “офицерский” мундир.

Эти герои, Борис и Болконский, принадлежат к одному обществу, но к “разным” мирам. Что их различает? Кто из них более типичен, живуч?

Применительно к сегодняшним реалиям Борис более типичен, более живуч, менее уязвим, чем Болконский.

Приспособленцы выживают.

Один своим жизненным принципом избрал “умение обходиться” с теми, кто вознаграждает. Другой этому умению предпочел гордое желание во всем полагаться на себя, жить по чести, за свой, а не чей-то счет и жить так, чтобы эта жизнь касалась не только его самого.

Выходит, что Болконский “проигрывает Борису? Даже судя по наградам, у Болконского их почти нет.

Вовсе нет, на самом деле гордые, неуступчивые, будто не от мира сего, Болконские – опора этому миру, гарантия того, что не зло, а добро победит; они – оптимистическое подтверждение тому, что есть на земле люди, неподвластные самым тонким ухищрениям всегда гладких, всегда аккуратно причесанных “устроителей собственной жизни”.

Движимый высоким чувством чести Болконский уходит от тех, кто вознаграждает, а в трудный для родины час как бы растворяется среди безымянных.

Могут Болконский и Борис быть друзьями? Почему?

Они идут в разных направлениях: один к “свету”, надеясь быть среди избранных; другой к “миру”, где не маски, а лица и где говорят то, о чем думают.

Тропинка Бориса короче, проще, ибо тут нет высоких устремлений, дорога Бориса – терниста…

Но она-то и есть жизнь.

Что же выходит: Борис – бесчестен?

Он никого не убил, не обокрал, не предал. Он везде поступал по чести?

Для Бориса честь – как раз благо. Хотя все его поступки, глубоко нравственными назвать нельзя. Приспособленец не может быть человеком чести. Обходя острые углы, отыскивая выгоду, он непременно должен когда-то пойти на сделку со своей совестью. А это уже не честь.

А честь в понимании Болконского для Бориса окажется бременем, ибо тогда он не достигнет тех целей, к которым стремится.

(Читается стихотворение Н.Некрасова

“Нравственный человек”)

Чего больше приносят человеку поступки, совершаемые по чести: облегчения или страдания?

Пьеру, идущему на дуэль с Долоховым, – страдание.

Николаю, разорвавшему вексель Друбецкого, страдание.

Его слово чести в проигрыше Долохову – страдание.

Болконскому, не сумевшему спрятаться от гранаты – страдание.

Наташе и родным, отдавшим подводы под раненых и потерявшим большое состояние – страдание

Марье, отклонившей помощь генерала Рамо, страдание.

 Так что же такое честь – бремя или благо?

Я думаю, что нравственный человек не может ее воспринимать ни как бремя, ни как благо. Она есть, она внутренний стержень, без которого человек не может существовать.

Чувство чести не позволит соврать, совершить что-либо подлое, унизительное или унижающее.

Может быть “заложником”, “невольником” чести, но никак не иначе.

Завершает урок старинный рыцарский девиз в переводе Марины Цветаевой:

Господу – мою душу,
Тело мое – королю,
Сердце – прекрасным дамам,
Честь – себе самому.

Домашнее задание: написать сочинение – размышление по одной из тем:

1) Современно ли сегодня слово “честь”?

2) Честь – бремя или благо? (для меня)