Разработка уроков литературы по сказке-притче К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" (2 часа). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

общие – подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое. Основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе;

частные – познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование:

портрет К.Г.Паустовского, текст сказки "Тёплый хлеб", выставка книг писателя.

Структура:

    1. Вступительное слово учителя.
    2. Чтение сказки. Аналитическая работа по тексту.
    3. Объяснение домашнего задания.

Запись на доске:

..., ... конь; Панкрат; конь и Панкра …, …; конь ходил …, …; Филька …, …;

Зима .; Панкрат собирался … …

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня мы приступим к чтению произведения К.Г.Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых романы и рассказы, которые несли в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: "Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".

Может показаться, что они совсем не похожи на сказки события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо-волшебного, чудесного... Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Иногда сказки Паустовского называют притчами.

А что вы знаете о притчах? Расскажите о притче как литературном жанре.

(Ответы детей: Они знакомы с притчами, с особенностями этого жанра. На уроках литературы мы читали библейские притчи, притчи Л.Н.Толстого).

Сегодня мы будем слушать, и читать сказку притчу "Тёплый хлеб".

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ.

"Когда кавалеристы проходили через деревню..." до слов " К тому же конь ? раненый, пострадал от врага".

-О чём вы узнали, прослушав эту часть сказки?

(Ответы детей: Эта часть рассказа сказки введение знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию).

-А сейчас мы прочитаем о главном герое и выясним наше к нему отношение. Чтение отрывка "Жил в бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну тебя" до слов "Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!"

-Ну, как вам мальчик? понравился? Почему? Каким вы его увидели?

(Ответы детей: Ничего приятного, привлекательного в нём нет. Угрюмый недоверчивый,

грубый, неласковый человек чего уж хорошего?)

-А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филипком, а Филькой? И почему не с бабушкой-бабулечкой он живёт, а с бабкой?

-А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Ответы детей: дети через намекающие детали войны осознают, что мальчик – сирота и

воспитывается старенькой бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить)

!Очень важно, чтобы, осуждая Филькину грубость, ученики не "засуживали" его, что они часто делают с детской страстностью и непосредственностью, забывая оглянуться на себя... Здесь уместно напомнить библейскую мудрую мысль: "У ближнего в глазу соринку видишь, а у себя бревна не замечаешь"...

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему?

(Ответы детей: Неласковому и нелюбимому всегда гораздо труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят).

Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.

Чтение отрывка "Зима в этот год стояла тёплая"... до слов "... и в ней кружились льдинки".

Какое настроение у вас вызвал пейзаж?

Послушайте внимательно следующую часть. О каком важном событии он сообщает?

А теперь давайте сделаем небольшую остановку перед тем событием, которое сейчас произойдёт. Попытайтесь вспомнить и назвать главные (ключевые) слова в тех частях сказки, которые мы прочитали.

! На доске записаны слова:

..., ... конь; … … Панкрат; конь и Панкрат …, …; конь ходил … …; Филька … …; Зима ...

...; Пакрат собирался … …

Задание: к названным словам добавьте необходимые поясняющие события слова.

Ответы детей, их варианты.

-По этим ключевым словам легко восстановить основной смысл и порядок повествования. Однако при таком изложении рассказ рассыпается, что-то главное исчезает. Что же?

Вывод: Исчезают сердечность авторского чувства-отношения к тому, о чём повествует писатель, задушевная интонация, побуждающая читателя с волнением всматриваться в описание происходящих событий и состояний природы, странно и удивительно связанных между собой. Исчезает поэзия и дыхание жизни, её неуловимая гармония.

Продолжим чтение и узнаем о том, что же случилось в Бережках. Чтение отрывка "В один из таких тёплых серых дней..." до слов "...Иди, копай!"

-Что же произошло?

Подвести детей к следующему выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив-то милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие чёрные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!

Объяснение домашнего задания.

  1. Хотите узнать, что за беда случилась в Бережках? Тогда закончите чтение сказки дома.
  2. Напишите сочинение "Самый печальный день в моей жизни".
  3. Индивидуальное задание ученикам-ассистентам (лингвистам)

Узнайте лексическое значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие, альтруизм.

УРОК ЖИЗНИ.

УРОК № 2

Структура:

    1. Проверка домашнего задания.
    2. Слово учителя.
    3. Чтение сказки и аналитическая работа по тексту.
    4. Домашняя творческая работа.

Запись на доске:

    1. Сострадание,
    2. сочувствие,
    3. милосердие,
    4. альтруизм.

Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 сочинений "Самый печальный день в моей жизни".

Слово учителя: Вы обратили внимание, ребята, в каждом рассказе с кем-то случилось горе, но страдали не они сами, а их маленькие друзья: кошка, собака. И, тем не менее, рассказчикам было плохо, они переживали чужое горе, чужую боль, как свою собственную. И такое чувство называется состраданием.

Обратимся к записи на доске:

сострадание

альтруизм

сочувствие

?

милосердие

?

Лингвисты, дайте, пожалуйста, определения значений этих слов и давайте запишем их в наш маленький словарь дружбы.

Лингвисты Сострадание жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастием другого человека.

Сочувствие великая человеческая способность и потребность, долг участия, отзывчивое отношение к чужому чувству.

Милосердие сердце, милое к другим. А.Н.Толстой сказал: "Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие".

Альтруист человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. (Противоположность-эгоист)

– Ребята, какими синонимами вы можете дополнить этот ряд?

(чуткость, отзывчивость).

Слово учителя: Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся трудней и беспокойней. Но их совесть чиста.

Чтение сказки, аналитическая беседа по тексту.

Прочитайте, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого дела одного мальчика.

(Чтение отрывка со слов "И вот после этого злорадного

окрика..." до слов "...весь трясся и слушал причитания бабки")

Ребята, подумайте, пожалуйста, почему из-за одного наказаны все?

(Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны. Вы, наверное, не раз замечали, что ваши ошибки, скверные поступки огорчают всех ваших близких. И наоборот -доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем, друг за друга и за всё, что совершается вокруг нас.)

Расскажите,

-О каком уроке жизни поведала Фильке бабушка.

-В чем сходство истории, произошедшей с Филькой, с историей, рассказанной бабушкой?

-Что произошло в душе мальчика после этого рассказа бабушки?

-Бабушка ответила на вопрос Фильки, что мужик помер "от охлаждения сердца". В прямом или

переносном значении употреблено это выражение? Если это метафора, то, как понять ее?

-Можно ли назвать рассказ бабушки притчей?

(Да. Ведь притча это сжатый, короткий поучительный рассказ--назидание. В притчах люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни).

-А понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное исправлять?

-Что придумал Филька?

-Почему сказка называется "Тёплый хлеб"?

-Как вы отнеслись к герою сказки после того, как он не только сожалел о своей жестокости,

но и принял на себя вину в случившейся беде?

(Филька понял свою вину, понял, что сотворил зло, но он нашёл в себе силы для преодоления страха наказания и стыда перед людьми, которые могли узнать о его проступке. Он раскаялся и понял, что надо быть добрым, отзывчивым, чутким к чужой боли, способным на милосердие, сострадание).

 

Вывод:

Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, деятельное сострадание. Ребята, обязательно возьмите с собой в жизнь прекрасные человеческие качества:

сострадание альтруизм

сочувствие чуткость

милосердие отзывчивость

 

 

Домашняя творческая работа:

1 .Нарисуйте Филькино сердце.

2.Подумайте, о каком уроке жизни вы можете поведать одноклассникам.