Урок-конференция: В.Шекспир "Ромео и Джульетта". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Поуровневый и разновозрастной анализ произведения.

ЦЕЛИ:

  • проверить, как учащиеся умеют анализировать драматическое произведение (через жанр к сюжету – герою) , работать с текстом, пользоваться дополнительной литературой, владеют техникой выразительного чтения;
  • развивать умение логически мыслить, излагать свои суждения, свободно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
  • пробудить и обогатить душевные переживания учащихся, учить сопереживать их героям произведений.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В. Шекспира; тесты; иллюстрации, выполненные учениками; газета “Ромео и Джульетта XXI” с сочинениями учащихся, написанными учениками; музыка XI–XVII вв.; романс на стихи Шекспира.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

I. Оргмомент.

II. Активизация. Слово учителя о целях и ходе конференции.

Погружение в эпоху Возрождения.

(музыка XV – XVII в.в., чтение 2 – 3 сонетов Шекспира)

На доске запись:

В. Шекспир “Ромео и Джульетта” (1595 г.)

“Прекрасная страна любовь…
Лишь только в ней бывает
счастье…”,

Ж С Г

III. Обсуждение вопросов о природе шекспировской трагедии.

- Дополнения, обмен мнениями.

IV. Хор из трагедии “Ромео и Джульетта”.

(чтение наизусть)

V. Обсуждение вопросов об особенностях сюжета и конфликта трагедии.

- Дополнения, обмен мнениями.

VI. Чтение наизусть отрывков из трагедии “Ромео и Джульетта”.

(Ромео и Джульетта, эпизоды по выбору 1 – 2).

VII. Беседа по вопросам о героях трагедии.

- Обмен мнений, обсуждения.

VIII. Слушание романса на стихи Шекспира.

IX. Итог.

Слово учителя (музыка э. Возрождения).

ПРИРОДА ШЕКСПИРОВСКОЙ ТРАГЕДИИ

Вопросы:

а) В чем особенности эпохи Возрождения (XV – XVII вв.)?

б) Трагедия Шекспир родилась в эпоху Возрождения. Как и какие конфликты времени отразились в шекспировской трагедии? В “Ромео и Джульетта”, например?

в) В “Ромео и Джульетта”, в других трагедиях Шекспира герои, как правило, гибнут. Можно ли сказать, что гибель “героического” неизбежна в трагедии? Неизбежна ли гибель Ромео и Джульетты, например? Если это так, то почему?

г) В мировом литературоведении издавна идет спор о том, трагедия ли “Ромео и Джульетта”.

Те, кто считает это произведение трагедией, называют ее “самой оптимистической трагедией у Шекспира” как вы думаете, почему?

Если можете, сопоставьте эту трагедию с другим трагедиями Шекспира (“Гамлетом”, “Королем Лиром”, “Отелло”) и обоснуйте “оптимистичность “Ромео и Джульетты”.

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА И КОНФЛИКТА ТРАГЕДИИ “РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА”

Вопросы:

а) Кто “виноват” в трагическом разрешении сюжета “Ромео и Джульетта”: случайность (неудача с посланцем-монахом) , судьба.

“Судьба играет много”, - восклицает Ромео в 3-ем акте) , люди, обстановка?

А может быть, кто-то или что-то ещё?

б) Определите и охарактеризуйте конфликтующие стороны трагедии “Ромео и Джульетта”?

в) Как вы думаете, кто более активен в возникшей между Монтекки и Капулетти? Объясните, почему?

г) Если вы помните, Тибальт убивает Меркуцио из-под руки Ромео. Может быть, и на самих влюбленных ложится вина за происшедшее, как вы думаете?

д) Как вы думаете, во все ли времена любовь юных должна сталкиваться с какими-то непреодолимыми преградами? Сегодня, например?

ГЕРОИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Вопросы:

а) Изменяются ли и как в сюжете трагедии Ромео и Джульетта?

б) Как вы думаете, кто активнее в их любви, Ромео или Джульетта? Почему?

в) Почему Джульетта так легко прощает убийцу своего брата? Как объяснить ее “равнодушие”, когда оно говорит: “Извините Ромео! Это значит, что все убиты: мать, отец, Тибальт…”

Почему Джульетта так бессердечна к судьбе своих родных?

г) Чем лучше Ромео Париса?

Чем Джульетта лучше Розины?

Почему Джульетта предпочла Ромео?

А почему Ромео предпочитал Джульетту?

д) Как вы думаете, кто герой трагедии?

Что объединяет Ромео и Джульетту?

Почему они не мыслят своего существования порознь?

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Ж С Г
- оптимистическая трагедия (гибель героев – их победа) ; - столкновение старого и нового (вражда и мир) ; - в трагедии характеры героев изменяются;
- литературное произведение – зеркало эпохи; - в трагическом разрешении сюжета “Р и Д” случайность играет роль неизбежности, конфликтно само время, обстановка, противоположные характеры; - герои проходят через испытания, духовно взрослея;
- трагедия Шекспира отразила кризис гуманизма Возрождения; - любовь направлена на мир, созидание; женщины она обязана защищать мир; - Джульетта активнее в любви, самой ролью
- М, К (с) – Р и Д – Т, Б - во все времена любовь юных встречает преграды. – Ромео и Джульетта неразделимы в своей любви;
- Р и Д чисты, любимы;
- Р + Д = Л
(по-шекспировски)
- Р и Д + любовь
(единство индивидуальностей противоположностей

ВЫВОД: готовьте себя к борьбе за любовь.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3