Внеклассное мероприятие "Последний поход" (в память о погибшем экипаже АПРК "Курск" )

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


(Звучит песня о подводниках, под ее последние аккорды на сцену выходят ведущие.)

1 ведущий. Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Есть корабли-счастливцы, те, у которых все в их жизни получается. Они выходят невредимыми из самых невероятных ситуаций, служа верой и правдой людям долгие годы.

2 ведущий. А есть корабли, на которых словно лежит печать некого проклятия. Они буквально притягивают к себе всевозможные неприятности. Их преследуют аварии и катастрофы, на них все время гибнут люди, и в конце концов они погибают и сами, унося с собой немало жизней.

3 ведущий. Атомный ракетный подводный крейсер “Курск”, казалось, принадлежал к первой категории. Судьба этого корабля складывалась изначально вполне благополучно. Счастливым было, прежде всего, само его появление на свет.

4 ведущий. На фоне развала флота в первой половине 1990-ых годов, массового списания и уничтожения сотен еще вполне боеспособных кораблей все же были найдены силы и средства для его достройки.

1 ведущий. При длине 154 м и ширине 18,2 м он имел осадку 9м. Внешне этот гигант выглядел как трехэтажный девятиподъездный дом. Полное водоизмещение такого корабля достигало 23860 тонн.

2 ведущий. Счастливым было и начало его, увы, столь короткой биографии. Экипаж “Курска” был сформирован 18 марта 1991 года. 14 мая 1994 г. К-141 был спущен на воду. А 25 января 1995 года корабль покинул Северодвинск и взял курс на Видяево.

3 ведущий. Высшей точкой в недлинной биографии “Курска” стал его боевой поход в Средиземное море в 1999 г. Это был не прорыв, а песня ! На поиски “Курска” были привлечены все противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО. Искали всем миром. Всем миром и проморгали. Блестяще выполнив свою задачу, “Курск” также внезапно исчез, как и появился.

4 ведущий. За этот поход командир корабля “Курск” Геннадий Лячин получил звание Героя России, а экипаж был представлен к орденам и медалям.

(Звучит песня “Усталая подлодка”)

1 ведущий. 13 августа 2000 г. Навсегда останется в памяти родных и близких экипажа “Курска”. Именно в то воскресенье большинство из них узнало “черную весть” о затонувшей подводной лодке. “Курск” лег на грунт,” - таким было первое сообщение. Для непосвященных это не говорит почти ничего.

2 ведущий. А для посвященных же очень многое, ведь отечественные атомные подводные лодки ни при каких обстоятельствах не могут ложиться на грунт. Если атомоход лег на грунт- значит, произошла авария. Если же он длительное время еще и не всплывает- значит ситуация на его борту катастрофическая. Как же все было?

3 ведущий. День первый. 12 августа 2000 года.

Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота находились на учениях в Баренцевом море, их числе и атомная подводная лодка “Курск”. Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада командира корабля капитана 1 ранга Геннадия Лячина руководителю учений о готовности к атаке получено “добро” и после этого связь с лодкой оборвалась

4 ведущий. Это было в 8 ч 51 мин. Правда, в 11 ч 09 мин и в 11 ч 30 мин гидроакустический комплекс на борту корабля “Петр Великий” зафиксировал посылку импульсов и хлопок. Но этому не придали значения, объяснив полученную информацию как пуск торпед.

1 чтец читает “Реквием 118-ти с АПРК “Курск”” Сергея Соколова (см. Приложение 1).

1 ведущий. День второй. 13 августа 2000 года.

Связи с “Курском” по-прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке. В Баренцевом море началась борьба за “Курск”, непрекращавшаяся ни днем, ни ночью.

2 ведущий. 10ч 35мин. “Петр Великий” обнаружил на грунте полигона две аномалии, расположенные примерно в километре друг от друга. Одной из них был “Курск”.

3 ведущий. 22ч 46мин. На глубине 45м слышен стук, квалифицированный как сигнал SOS. В последствии будет очень много разговоров вокруг этого. Возможно, за стуки кувалды акустики приняли грохот якорных цепей. Что касается сигнала SOS, то он был записан на магнитофон и, как позже установят специалисты, издавал его автомат. Но подобного автомата на “Курске” не было.

2 чтец читает “Над вами сто метров воды глубина…” Ольги Ширкевич (см. Приложение 1).

1 ведущий. День третий. 14 августа 2000 года.

С помощью спущенного с надводного корабля спасательного аппарата “Колокол” специалисты осматривают лежащую на дне субмарину; корпус лодки имеет серьёзные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень радиации низкий (значит, реакторы заглушены). В район катастрофы прибывают конструкторы, создавшие “Курск”.

2 ведущий. По заявлению командования флота на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов. Предложена иностранная помощь, но руководство от неё отказывается.

3 ведущий. День четвёртый. 15 августа 2000 года.

Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ “Курск” закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка кораблей, задействованных для спасения экипажа субмарины, увеличена с 15 до 22 единиц. Среди них подводная лодка, тяжёлый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”, большие противолодочные корабли “Адмирал Чабаненко” и “Адмирал Харламов”, спасательные суда “Рудницкий” и “Алтай”.

4 ведущий. Основная надежда специалистов на то, что эвакуацию экипажа удастся провести с применением подводных спасательных средств. С делать это крайне сложно, но пробовать необходимо. Надо опустить спасательную капсулу на шлюзовой люк, но этому мешает шторм и подводное течение на дне моря.

1 ведущий. Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизни спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.

3 чтец читает “Реквием”. (см. Приложение 1).

2 ведущий. День пятый. 16 августа 2000 года.

Спасательная операция в Баренцевом море продолжается. К сожалению, все усилия моряков ни к чему не приводят. Погодные условия в районе субмарины остаются сложными -волнение 4-5 баллов, зябь, плохая видимость на дне.

3 ведущий. Подлодка “Курск” признаков жизни уже не проявляет. Попытки состыковаться с терпящей бедствие субмариной ни к чему не приводят. Из Шотландии в Норвегию вылетает самолёт, на борту которого находится британский глубоководный спасательный аппарат ЭЛ-ЭР-5.

4 ведущий. День шестой. 17 августа 2000 года.

Для в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов, но они находятся в двух днях пути от места трагедии. В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Между тем, точной информации о том,кто находится на подводной лодке до сих пор нет.

1 ведущий. День седьмой. 18 августа 2000 года.

Впервые официально сообщают, что на “Курске” могут быть жертвы. Большая экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке уже не работает.

2 ведущий. Акустической связи с теми, кто находится на борту субмарины, нет.

3 ведущий. Главное событие в Мурманске- опубликование списков членов экипажа “Курска”.

4 ведущий. Одному из спасательных аппаратов удаётся пристыковаться к спасательному люку субмарины. Но из-за деформации корпуса “Курска” экипажу спасательного аппарата не удается достичь герметичного соединения. После нескольких неудачных попыток отогнать воду от переходного туннеля батискаф вынужден был всплыть для перезарядки аккумуляторных батарей.

4 чтец. читает “Памяти моряков АПЛ “Курск” Н. Колычёва. (см. Приложение 1).

1 ведущий. День восьмой. 19 августа 2000 года.

Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки “Курск” час от часу становятся всё более пессимистичными. Все чувствуют, что должно что-то случиться К месту аварии подходят западные спасательные суда. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.

2 ведущий. День девятый. 20 августа 2000 года.

Норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка подлодки “Курск”, но они не могут попасть внутрь, поскольку их водолазные костюмы очень громоздкие и не приспособлены для проникновения в узкие люки субмарины. Немного позже норвежцы объявят: “Живых на “Курске” нет”

5 чтец читает “Мы их за все простили…” (см. Приложение 1).

3 ведущий. Горечь и надежда. Эти два противоречивых чувства боролись в наших душах, когда приходили всё более тревожные сообщения с Северного Флота о ходе международной операции по спасению моряков затонувшего подводного крейсера “Курск”. Как всегда в таких ситуациях, нашелся человек, которого от непосредственного участия в страшных событиях уберег случай.

4 ведущий. Один из офицеров перед выходом в море уговаривал пойти на “Курск” своего 14-летнего сына. Хотел показать мальчишке романтику морских глубин. Парень, всю жизнь проживший в гарнизоне в Видяево, только отмахнулся: “Да отстань, пап !” Теперь папа там, на дне.

1 ведущий. На борту “Курска” был и наш земляк, уроженец г. Тихорецка, Андрей Полянский. За несколько дней учений у Андрея родился сын Никита. Андрей собрался в отпуск по семейным обстоятельствам. Но мама отговорила сына: “Ну, подумай, из десяти дней шесть в дороге. Дождись отпуска. ” И Андрей остался в Видяево. Видно, такова судьба. Хотя…

2 ведущий. В свой последний вечер в гарнизоне Андрей Полянский навестил друга Олега и уже тогда сказал, что погибнет. Олег помнит его слова, брошенные на прощание; “Погибнем мы. И я даже знаю, как!” Что он знал, что знали другие, уходя на учения?.....

6 чтец читает “В память о погибшем экипаже” В. Горячук. (см. Приложение 1).

1 ведущий. Говоря сегодня о мужестве подводников “Курска”, нельзя не упомянуть мучеников 9-ого отсека. Именно с этим отсеком связывали все свои надежды в августе 2000 г.. С ним же мы связывали и свои вопросы относительно событий на лодке, вопросы о тайне происшедшей с ней катастрофы.

2 ведущий. Но разве не достойны преклонения офицеры боевого расчета пульта управления реактором, которые в полном составе остались на своём посту, сделав всё для того, чтобы остановить ядерное сердце корабля.

3 ведущий. Разве не достоин памяти состав 6-ого отсека во главе с капитан-лейтенантом Рашидом Аряповым, успевший задраить переборку, дав тем самым всем находящимся в кормовых отсеках шанс на спасение?! И те, и другие среди взрывов и смерти думали уже не о себе!

4 ведущий. А затем была трагедия 9-го отсека. К 13-00 в этом отсеке собралось 23 человека, перешедших сюда из 6,? и 8-ого отсеков. Общее командование взяли на себя капитан-лейтенанты Рашид Аряпов и Дмитрий Колесников.

1 ведущий. Подводники прежде всего “поддули” отсек, т. е. создали в нём повышенное давление, чтобы избежать поступления воды. Аварийное освещение в отсеке отсутствовало. Подводники пользовались аварийными фонарями, применяя их в крайних случаях.

2 ведущий. Экипаж отсека готовился покинуть лодку свободным всплытием. Для этого были приготовлены дыхательные аппараты. Но чтобы всплыть, надо вначале покинуть субмарину. А этого-то подводники сделать не смогли. Все их попытки открыть аварийно-спасательный люк снизу успехом не увенчались.

3 ведущий. Подводники прекрасно понимали, что после того, как лодка не вышла на связь, по флоту уже объявлена тревога и их ищут. А потому теперь всеми силами надо бороться за живучесть отсека и ждать, ждать, ждать.

4 ведущий. К вечеру в отсеке стало ощущаться кислородное голодание, и было решено зарядить регенерационные двухъярусные установки свежими пластинами. Эту операцию выполняли трое подводников. Они подошли к установке, имея при себе банку с пластинами, и начали перезарядку. В этот момент кто-то из них уронил пластину в воду, перемешанную с маслом. Почему это случилось, можно только предполагать. Скорее всего, сказались усталость, теснота и недостаток освещения. Раздался взрыв.

1 ведущий. Находившиеся рядом с установкой люди погибли мгновенно. Остальные жили немногим дольше. Взрыв выжег весь кислород в отсеке, выделив огромное количество угарного газа. Взрыва никто не ожидал, потому все подводники были без дыхательных аппаратов. Это был конец. Люди молча попадали в воду, чтобы уже никогда из неё не подняться.

2 ведущий. Когда были подняты тела подводников, у одного из неопознанных тел (позже стало известно, что это был Дмитрий Колесников) были обнаружены 2 листа бумаги формата А-4. На них – записки.

3 ведущий. “Список л. с. 6, 7, 8, 9 отсеков, находящихся в 9-м отсеке после аварии 12. 08. 2000. и ниже фамилии”.

4 ведущий. “Олечка, я тебя сильно люблю, не переживай сильно. Г. В. привет. Моим привет 12. 08. 2000. 15. 15

Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л. с. отсеков, которые находятся в 9-ом отсеке и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников. ”

7 чтец читает “Я на ощупь пишу” Т. Нечепуренко. (см. Приложение 1).

1 ведущий. Необходимо извлечь определённые уроки из гибели подводной лодки “Курск” и 118 человек её экипажа в Баренцевом море. Прошло 5 лет с тех пор, как “Курск” лёг на грунт, а вопросов меньше не стало.

Почему не всплыл сигнальный буй?

Почему спасательный люк к использованию и выходу из затонувшего крейсера членами экипажа не готовился?

Как обращались с торпедным оружием на самом корабле?

Что известно о событиях на “Курске” перед взрывом?

2 ведущий. Ответы на эти и другие вопросы искала правительственная комиссия, которой установлено, что причиной гибели “Курска” стал взрыв 650-мм торпеды, находящейся на борту лодки. Но осталась не ясна причина этого взрыва: сам по себе боезапас взорваться никогда бы смог, слишком много степеней предохранения заложено в него конструкторами. Но что тогда?

(Звучит шум морского прибоя, плеск волн. На экране в это время плывут по воде венки.)

3 ведущий. Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.

4 ведущий. Мужество остается мужеством, даже если оно – расплата за чью-то беспечность.

(Звучит песня “Там за туманами” группы “Любэ”.)

На протяжении всего мероприятия на экране показываются фотографии АПЛ, её экипажа, командира, Дмитрия Колесникова (см. Приложение 2). Ведущие читают слова на фоне тихой инструментальной музыки, соответствующей теме.

Приложение 2