Вечер "Москва – столица России"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Юрий, сын Мономаха

Более девятисот лет минуло с тех пор, как у черниговского князя Владимира Мономаха родился седьмой сын, нареченный Юрием. (1090, либо1091 г.г.)

Рано взрослели на Руси. Юрий, едва достигнув шести лет, получил от отца в княжение Ростово-Суздальскую землю. Рано становились и мужами. Обвенчался князь Юрий в 1106 г. с половецкой княжной. Вряд ли спрашивал отец-люба ли ему половчанка, дочь половецкого князя Аепы.

Впереди будут долгие годы жестокой борьбы за власть, за стольный град Киев. Взойдет он великим князем на престол киевский, откроют киевляне ему Златые ворота, и случится это 20 марта 1155 г.

Но судьба отпустит Юрию чуть более двух лет великого княжения. И еще оставит в истории прозвище за князем – Долгорукий: руки ведь князюшка издалече к Киеву протянул из самого Суздаля.

И все же было одно деяние в бурной жизни князя, которое в водовороте тогдашних страстей вряд ли казалось ему столь значимым. В числе других городов, основанных князем Юрием Владимировичем, был и один небольшой, даже и не город еще, а город-крепость, затерянный в дремучих суздальских лесах.

Века будто спрессовали все деяния князя в единое емкое слово – МОСКВА.

Сельцо принадлежало боярину Степану Кучке. Богатство у боярина было немалое – одних “красных” сел по реке Москве что грибов под кустом: Воробьево, Высоцкое, Кудрино, Сущево….

Переименовал то сельцо князь, нарек его Москвой. Звали сельцо люди по старинке – Кучково, но при князе боялись произносить это крамольное слово. До ХVII века один из районов Москвы, между Сретенкой и Лубянкой называли Кучковым полем.

Юрий Долгорукий заложил свой княжеский терем на Боровицком холме. Быстро рос город. Появилась первая часовенка. Рядом хоромы пониже, не столь затейливые: там княжеский тиун будет жить, там – дворня, слуги. Чуть поодаль – конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий дом. Встали крепкие рубленые амбары, клетки – кладовые для всякой готовизны: и рыбные склады, и “медушки”, где в амфорах – корчагах хранились крепкие вина и меды.

“Приди ко мне, брате, в Москве”, - это послание Юрия Долгорукого своему другу князю Святославу Олеговичу, стоящему с дружиной при устье Протвы, и стало первым письменным упоминанием о Москве. А год, когда оно было написано, 1147-й, принято считать годом рождения города.

Первым приехал в Москву девятилетний сын Святослава Олег, родной брат Игоря – героя, воспетого в “Слове о полку Игореве” (но Игоря Святославовича ко времени московской встречи князей еще не было на белом свете – он родился тремя годами позже). Среди многих даров, привезенных Олегом был диковинный зверь “пардус”, гепард либо барс. Этот величественный зверь красовался на боевом щите Юрия.

“Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отец его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святой Богородици, и тако быша весели.

Наутрии же день повеле Гюрги устроиши обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многы, с любовию…”

Что это за загадочный “мир пяток”? Исследователь Москвы И. Забелин расшифровал это так: “…Князья съехались в Москве в пятницу на пятой неделе Великого поста – день, который принимается первым в историческом единствовании Москвы”. И далее поясняет, что Пасха в 1147 году была 20 апреля, и пятница на пятой неделе Великого поста приходилась на 4 апреля.

Думается, что исторически более правомерно было бы устраивать празднование для Москвы не осенью либо летом, а весной, в апреле – ведь весна 1147 года стала первой страницей в летописи Москвы.

Не мог ведать о будущем величии заложенного им городка князь Юрий, но город этот обессмертил его имя. Не великим князем киевским почитается он, а основателем Москвы.

Большое потомство оставил князь Юрий: 11 сыновей и две дочери. Одному из них самому младшему – Всеволоду, по прозванью Большое Гнездо, рожденному от брака князя Юрия с византийской принцессой Еленой, суждено было продолжить род, ведущий к Александру Пушкину..

Пройдут столетия, и на главной московской улице – Тверской встанут бронзовые памятники: князю Юрию Долгорукому – основателю Москвы, и его гениальному потомку – поэту А. Пушкину, через шесть с половиной столетий родившемуся в этом городе и воспевшему его:

…. Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!

Монтаж

Валерий Брюсов

Москв

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!

Здесь Иван Васильич Третий
Иго рабства раздробил.
Здесь за длинный ряд столетий,
Был источник наших сил.

Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать;
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.

Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни,
За Кремлевскою стеной!

Здесь пути перекрестились
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились
Верить родине своей!

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На семи своих холмах.

Ты стоишь. Сияя златом
Необъятных куполов,
Над востоком и закатом
Зыбля звон колоколов.

Замечательный русский художник А.М. Васнецов выполнил целую серию работ, посвященных Московскому Кремлю, изменению его облика на протяжении XII- XVII веков.

“Князь Юрий, - свидетельствует летопись, – взыда на гору и обозре с нее очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, деревян и нарече его Москва-град”. Кто бы мог подумать тогда, что эта маленькая сторожевая крепость, вставшая на пути из Суздаля в Киев, станет огромным городом, столицей могучего государства.

Столице нового великого князя нужен новый Кремль. И в 1339-1340 г. Иван Калита строит деревянный детинец. Он общирен, его размеры почти приближаются к размерам теперешнего Кремля.

В 1365 г. в Москве загорелась церковь Всех Святых. “Погоре Посад Весь, и Кремль, и Заречье”, - горестно повествует Никоновская летопись. Но не пали духом москвичи. “Уже в 1366 г. князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, начал отстраивать город. Новый Кремль, больше прежнего, он решает возвести из белого камня, утверждая за Москвой прозвание “белокаменная”.

Ансамбль Кремля в основных своих чертах начал складываться в конце XV- начале XVI в. При Иване III, праправнуке Ивана Калиты. Иван III, взявший “под высокую руку Москвы” разрозненные русские княжества, уже гордо именует себя “государем всея Руси”. В Москве построены Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата для приема иностранных послов. Новые крепостные стены возводят из красного обожженного кирпича.

Недаром знаток старой Москвы В. Гиляровский приветствовал Эту серию Васнецова строками:

Забытой древности картины
Полны старинной красоты.
Остроконечны бревна тына
Кремля Ивана Калиты.

Палаты, башни, храмы, вышки,
Печатный двор, приказ, базар,
Торговцы, нищие, ярыжки,
Кафтаны шитые бояр…

От дней Бориса Годунова
До казней зверского Петра
Я вижу в кисти Васнецова
Возобновленное “Вчера”.

Экскурсии по Старой Москве.

В огне пожара 1812 года из девяти с лишним тысяч зданий сгорело более шести тысяч. Казалось, что Москва уже никогда не поднимется из пепла.

Но не так думали москвичи, вернувшиеся в свой сожженный, разграбленный город. И уже к концу 1817 г. количества жилых построек превышает допожарное время.

Наступили грозные дни 1941 г…. Враг стоит у стен города. Москва, как и вся страна стала военным лагерем. Фашисты намеревались стереть нашу столицу с лица земли.

Подвиг Москвы, ее защитников, ее жителей навсегда вошел в историю. В 1965 г. столица нашей Родины была удостоена высокого звания “города – героя” с награждением орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.

Сегодняшняя Москва – один из крупнейших индустриальных центров мира. Москва – крупнейший научный центр.

“Музеем под открытым небом” можно назвать нашу столицу – более 1765 зданий и строений являются памятниками истории и архитектуры.

Стихотворения (Приложение)