Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке литературы

Разделы: Литература


В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что новые методы обучения, основанные на активных самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют иллюстративно-объяснительные и демонстрационные методы, ориентированные в основном на коллективное восприятие информации. При этом компьютерной программе, используемой в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции, и такая программа строится сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к программным средствам учебного назначения.

Новые информационные технологии являются действенным средством обучения. Насколько эффективно они будут использоваться в учебно-воспитательном процессе, зависит от учителя

Сегодня в школах никого не удивить наличием Интернета, но все-таки доступ к нему есть не всегда и не у всех. Поэтому мы, насколько это возможно, заменяем эту форму работы с информацией работой с Интранет.(8 современных компьютеров. Подключенные к серверу, они имеют доступ не только в школьную Интрасеть)

На сегодняшний день в местной Интранет есть у учителей – языковедов своя WEB – страница - русский язык и литература (наряду с такими страницами, как “общешкольная”; “математика”; “физика”; “информатика”), где собран материал по основным литературным течениям: романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм. По каждому из них собран теоретический материал и разработаны уроки, так что каждый учитель – словесник может использовать этот материал на своих уроках. Кроме того, эта страница помогает старшеклассникам при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, тем более что материалами этой страницы могут пользоваться не только в кабинете русского языка, но и в других кабинетах школы, где есть компьютеры, объединенные в локальную сеть. Так как машины в кабинете не оснащены CD приводами, а компакт диски представлены в одном экземпляре, на каждой машине установлен виртуальный CD привод, и большинство компакт – дисков хранится в виртуальном виде на одной из машин, а наличие локальной сети позволяет задействовать все перечисленные ресурсы. Поэтому, находясь в библиотеке, лаборантской любой ученик может использовать материал, размещенный на машине в кабинете русского языка и наоборот.

Важным моментом в функционировании местной Интранет является постоянное обновление страниц и использование материала на уроках учителями-предметниками. Это облегчает доступ учащихся к информации по предмету (русский язык, литература), дает возможность учащимся выявить знания, умения и навыки при выполнении практической части работы по некоторым разделам языкознания (тестирование в разделе “Русский язык”)

Эффективная работа с информационно-коммуникационными средствами обучения позволяет разнообразить методы и формы обучения учащихся. Как об уроках будущего мы говорим сейчас о том времени, когда учитель будет иметь возможность проводить урок одновременно и с классом в школе и отсутствующим на уроке по болезни учеником – пример так называемого дистанционного обучения. Мы это пробовали – получилось, главное – это возможно. (Открытый урок литературы в 11-м классе по теме “Футуризм” на Республиканском семинаре “Информационные и коммуникационные технологии в практике образования” 23 декабря 2004 года, который проходил на базе Кукморской средней общеобразовательной школы №4)

Во время урока были задействованы все 8 компьютеров, размещенных в кабинете русского языка. На BOSS2-учительской машине- демонстрировалась презентация, состоящая из 14 слайдов. Через ADSL-модем, с использованием программы MSN Messenger и подключенной Web-камерой была установлена двухсторонняя аудиовизуальная связь через Интернет с отсутствующим по болезни учеником (прием дистанционного обучения); велся контроль за тестированием учеников на завершающем этапе урока; был отправлен через Интернет текст теста, отсутствующему на уроке ученику; был принят от ученика заполненный текст теста и продемонстрирован всему классу для оценки результатов. Информация с этой машины через LCD- проектор проецировалась на большой экран для присутствующих в классе учеников и гостей.

На COMP1-ученической машине- в первой половине урока работал ученик с толковым словарем (CD Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия), организовывал словарную работу класса; на COMP2-COMP6-в первой половине урока работали ученики в местном Интранете (искали материал по футуризму, каждому ученику было дано свое задание), по мере нахождения материала ученики создавали свой текстовый документ и отправляли его на печать и по ходу урока знакомили с этим материалом весь класс; на завершающем этапе урока была проведена работа с тестирующей программой- оболочкой VIP Test (Приложение 1).

Конспект урока

Русский футуризм. 11 класс.

Обзорный урок – лекция с применением телекоммуникационных технологий.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с философско – эстетическими предпосылками возникновения футуризма, раскрыть историю происхождения понятия “футуризм”, его содержание, основные группы и показать его значение для развития русской литературы XX века;
  • совершенствовать навыки работы с опорной схемой – конспектом, развивать логическое мышление;
  • формировать умение учащихся находить нужную информацию с помощью Интернета, Интранета, WEB – страницы и других источников компьютерных технологий.

Ход урока

Организационные моменты урока:

Учитель дает учащимся задания:

  • ученик за первой машиной проводит работу со словарем: ему на листе бумаги дан перечень слов, значение которых он находит в толковом словаре (компакт – диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”), и по мере необходимости класс под диктовку этого ученика в течение урока делает записи в рабочую тетрадь (слова: интуитивизм, нигилизм, урбанизация, дегуманизация, ассонанс, эксцентричность, эпатаж, макрокосм, микрокосм, авангардизм, кубизм);
  • ученикам, работающим с WEB-страницей, подготовить сообщения о манифесте “Пощечина общественному вкусу”, о “Декларации заумного языка”, “Слове как таковом”, “Садке судей”, распечатать материал и выступить по нему на уроке;
  • установление связи через Интернет с отсутствующим на уроке учеником, который в течение урока работает вместе с классом, выполняет те же задания, что и ребята на уроке;
  • выполнение тестирования в конце урока несколькими группами учащихся и отсутствующим на уроке учеником через Интернет.

1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку (См. презентацию):

Искусство умерло…
Да здравствует искусство!

В.Маяковский.

Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия XX века характеризуется сложнейшими переменами во всех сферах жизни. Духовная атмосфера этого периода наиболее ярко проявляется в общем умонастроении, характере эстетических поисков и пафосе творчества поэтов и художников. Именно они верно уловили основные тенденции общественного развития: наступление новой урбанистической цивилизации (т. е. рост городов, возрастание их роли, бурное развитие науки и техники) и дегуманизации общественных отношений (обезличивание человека, нарастание бездуховности, бесправия, неравенства и несправедливости). Поэтому художники и поэты пытаются активно осмыслить эти факты действительности, выходя за рамки повседневного, обыденного. Цель искусства они видят в созидании новой жизни. Как закономерный результат этого возникает футуризм.

Учитель начинает составление опорной схемы-конспекта "Русский футуризм (1910—1917 гг.)", проецируя на экран составные таблицы. (См. презентацию)

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства
Созидание новой жизни

- Каковы предпосылки возникновения русского футуризма?

1. Русский футуризм основывается на философии Бергсона, Шопенгауэра, Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, идеал “целостного” человека ("сверхчеловека"), свободного от каких – либо моральных ограничений, от власти объективных законов и разрушение прогнившей традиционной культуры.

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства предпосылки
Созидание новой жизни 1. Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2. Одни исследователи — В. Брюсов, М. Горький, считали, что термин "футуризм" имеет итальянские корни (впервые был введен литератором Филиппе Маринетти, который 20 февраля 1909 года в парижской газете "Фигаро" опубликовал "Манифест о футуризме".)

– сообщение ученика по материалам учебника с.206

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства предпосылки
Созидание новой жизни 1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3. Эстетической предпосылкой русского футуризма можно считать символизм. Футуристы, в отличие от символистов, поставили человека в центр мира, воспевая его пользу, а не тайну, провозглашая “Искусство для масс” вместо “Искусства ради искусства” и антиэстетизм. (Заканчиваем составление схемы)

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства предпосылки
Созидание новой жизни 1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.итальянский футуризм

3.Символизм

Учитель: Давайте попытаемся выявить характерные черты данного литературного течения, раскроем его содержание.

Русский футуризм как новое литературное течение первоначально заявляет о себе поэтическим творчеством В. Хлебникова, В. Маяковского, В Крученых, Д. Бурлюка, И Северянина, затем провозглашаются теоретические положения в многочисленных декларациях и манифестах.

Первый манифест "Пощечина общественному вкусу" был опубликован в декабре 1912 года в Москве, в котором футуристы утверждают себя на роль "новых людей нового времени".

Учитель показывает (рисунок1) листовку-манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу" с групповой фотографией авторов. Февраль 1913 г, ученик делает сообщение.

(Ученик читает текст манифеста "Пощечина общественному вкусу": "Только мы лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве").

- Эта декларация нашла свое отражение в творчестве И.Северянина.

(Ученик читает стихотворение И.Северянина “В блесткой тьме”)

Учитель:

Русские футуристы выражали свою современность, с одной стороны, эксцентричностью, эпатажем – скандальной выходкой, поведением, нарушающим общепризнанные нормы и правила. С другой стороны, современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины мира, базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Однако следует заметить, что отношение к этим ценностям было неоднозначным. Для одних представителей русского футуризма — В. Шершеневича, И. Северянина — образ города с его динамизмом выступает как выражение сущности жизни, современной культуры XX века. Так, творчество И. Северянина насыщено образами автомобилей, аэропланов, пёстрой сутолокой города.

Ученик читает отрывок из стихотворения "Пролог" (1911) И. Северянина:

Теперь повсюду дирижабли
Летят, пропеллером ворча,
И ассонансы, точно сабли,
Рубнули рифму сгоряча.

Учитель: Исходя из идеи движения, которая пронизывает образ города, русские футуристы по-новому пытаются осмыслить окружающий мир. Он понимается ими как макрокосм, а разумная часть его — человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривается футуристами как движение к всеединству. Бытие цивилизованного человечества выступает у них в единстве с остальным живым миром — Вселенной, а космизм дает им целостное восприятие. В стихотворении В.Маяковского "Эй!" (1916) человек признается субъектом планетарного и космического преобразовательного действия.

(Ученик читает отрывок из стихотворения Маяковского “Эй!”)

Для русских футуристов современный мир — это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее означало для русских футуристов — творить его. Подтверждением этого явились "заумь" А. Крученых, "Звездная азбука" В. Хлебникова, "Самоценное" (самовитое) слово В. Маяковского.

(Сообщение ученика “Декларация заумного языка” Крученых. Веб-страница.)

(Сообщение ученика “Слово как таковое” Веб-страница.)

Вся прошлая культура рассматривается русскими футуристами как ничтожный этап развития. Отсюда взгляд на предшествующую культуру как на "собрание окаменелых ценностей", порождает призывы: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности", уничтожить каноны, старый язык, старые литературные авторитеты.

Главные принципы футуризма были изложены в двух манифестах: "Пощечина общественному вкусу" и "Садок судей II" (1913). Для осуществления цели искусства: созидания новой реальности, русские футуристы провозглашают необходимость эксперимента со словом.

(Сообщение ученика “Садок судей” Веб – страница.)

(Учитель связывается через Интернет с учеником, задает ему вопросы по теме урока, ученик дополняет рассказы учеников материалом, самостоятельно подготовленным по теме урока. Учитель сообщает ученику, что ему будет отправлено сообщение в виде теста, который ему необходимо выполнить и отправить свое сообщение в класс. Поэтому на данном этапе урока надо быть предельно внимательным, чтобы правильно выполнить задания теста.) Далее учитель опять обращается к классу.

Учитель демонстрирует следующий блок "Пути реализации цели" (Презентация)

Русский футуризм (1910 – 1917)

цель искусства предпосылки пути реализации цели
Созидание новой жизни 1.Западная философия (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше)

2.Итальянский футуризм

3.Символизм

1.Эксперимент со словом:
  • словоновшество;
  • самовитое слово;
  • отрицание знаков препинания;
  • свободный стих и новая рифма;
  • “стихокартины”

2.Пропаганда идей:

  • издание манифестов, деклараций, альманахов;
  • выступления;
  • постановки произведений;
  • турне по городам России

Какой термин из этой таблицы вызывает недоумение, удивление? (“стихокартины”) Как вы понимаете это слово?

(Учитель напоминает ребятам, что на одном из уроков по анализу лирических произведений ребята создавали стихокартины. только называли это рисуночным анализом стиха. – Так что: “Искусство умерло…Да здравствует искусство!”)

В пятом тезисе манифеста "Садок судей II" футуристы пишут: "Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами: а) считая неотделимой частью произведения его помарки и виньетки творческого ожидания; б) в почерке полагая составляющую поэтического импульса; в) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) "Самописьма" (10).

Благодаря этому тезису рукопись стихотворения превратилась в своего рода звукопись стиха: образный смысл стихов с их ритмическим движением, нарастанием, спадом, акцентировкой звука зримо воплотился в графической партитуре строк. Так возникли знаменитые "стихокартины" В В. Каменского и К. М. Зданевича.

(Учитель показывает "стихокартину" В. В. Каменского "Железобетонная поэма "Солнце" рисунок2).

Итак, можно утверждать, что русский футуризм был широко представлен как в теоретическом, так и в практическом плане.

Таким образом, (определение проецируется на экран, дети записывают в тетрадь)

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику.

Но футуризм выходил за рамки собственно литературы, он был тесно связан с авангардными группировками художников 10-х годов XX века: “Бубновый валет”, “Союз молодежи”, “Ослиный хвост”. Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Например, знаменитый поэт Д. Бурлюк после учебы в Казанском и Одесском художественных училищах наряду со стихами создал несколько художественных картин, построенных по принципу изображения предмета в 4-ом измерении. (“Лошадь-молния”). Своеобразно изобразил поэт-художник Каменского (иллюстрируется работа художника. рисунок 5): в духе футуризма: налицо, пожалуй, слияние макрокосм и микрокосм.

Надо сказать, что сам поэт Каменский был одним из первых русских пилотов, именно он ввел в обиход слово “самолет”. Так что этим мы тоже обязаны футуристам.

Художник Татлин, например, всерьез конструировал крылья для человека, Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

Живопись Малевича выражает заумную реальность, она построена на шокирующем монтаже разнородных элементов, складывающихся в определенную композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью. Таковы картина “Супрематизм”-1915 год (рисунок 3) и знаменитый “Черный квадрат” (рисунок 4, презентация)

Для художников-кубистов характерен некий примитивизм. (Например, работа Ларионова “Солдат на коне” - рисунок 6 презентация)

Обратите внимание на портрет художника, выполненный в духе кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) Сам Ларионов является создателем живописной системы лучизма. “Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей”.

Этот принцип живописи наиболее ярко воплотился в работах его жены – художника Гончаровой, которая удачно сочетала приемы лучизма и кубизма. (“Зима московская”. 1910 год – рисунок 7, презентация)

Таким образом, русский футуризм не был монолитным, однородным течением. Как в живописи, так и в литературе он представлен несколькими группами:

Учитель проецирует следующую часть схемы.

“Кубо”

(1910 - 1917)

“Эго”

(1912-1916)

“Мезонин поэзии” (1913) “Центрифуга”

(1910-1917)

Д. и Н.Бурлюки

В.Хлебников

В.Маяковский

А.Крученых

В.Каменский

Б.Лившиц

Е.Гуро

И.Северянин

В Гнедов

К.Олимпов

П.Широков

И.Игнатьев

В.Шершеневич

К.Большаков

С.Третьяков

С.Бобров

Н.Асеев

Б.Пастернак

Учитель: В литературе также существовало несколько групп: кубофутуристы — "Гилея", эгофутуристы — "Академия эго-поэзии", "Мезонин поэзии" и "Центрифуга". Все эти зачастую отрицавшие друг друга группы утверждали собственное исключительное право представлять идею футуризма

(выступления учеников о группах футуристов по материалам, полученным из Интернета, сопровождается чтением стихов и презентацией материала по этим группам: учитель щелкает кнопкой мыши на выделенное слово: “Кубо”, “Эго”. “Мезонин поэзии”, “Цкентрифуга” - и на экран проецируются, выплывая одна за другой, фотографии поэтов – футуристов)

(В это время нескольким ученикам можно дать задание: на компьютерах выполнить тест по теме урока “Русский футуризм”. Одна группа учеников, закончив выполнять тест (а это занимает минуты 2-3), уступает место другой)

Учитель: Подробное знакомство с творчеством этих поэтов нас ждет на следующих уроках

(Учитель выходит на связь через Интернет с отсутствующим на уроке учеником, которому посылается сообщение – тест, после выполнения которого ученик отсылает в класс свое сообщение, класс проверяет выполненный учеником тест, спроецированный на экран, оценивает работу)

(Примечание:

Приводится для примера одна картинка этого теста – вопрос “Этот вид живописи представляет собой:

  • Стихокартину
  • Супрематизм
  • Стихоплетение
  • Натюрморт

Ниже дается картина и помещены номера ответов. Учащийся должен выбрать правильный ответ и щелкнуть левой кнопкой мыши на соответствующей цифре.) (текст – приложение 1)

Домашнее задание: учебник: 1 вариант – с. 205-208, 2 вариант – с. 209-213. Подготовить рассказ о творчестве поэта, выбрать понравившееся стихотворение поэта, подготовить выразительное чтение.

Учитель делает вывод:

Русский футуризм — сложное и многогранное явление, возникшее в 1910—1920-х годах XX века и провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма человека и макрокосма Вселенной, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику, революцию независимой от содержания формы, абсолютную свободу поэтического слова, утверждение примитивизации и культа Самоценного (Самовитого) Слова.

Как видим, информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения – в нашем случае это отсутствующий на уроке ученик, находящийся на домашнем обучении. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе