Мастерская "Живите в доме – и не рухнет дом"

Разделы: Внеклассная работа


“Живите в доме, и не рухнет дом” - именно эти строки из стихотворения Арсения Тарковского дали название этой творческой мастерской.

Мастерская “Живите в доме, и не рухнет дом” помогает осмыслить участникам важность гармоничности среды, в которой мы проживаем свою жизнь. Мастерская позволяет каждому провести своё микроисследование, осознать личную ответственность за всё происходящее в его жизни, позволяет ощутить себя творцом – и в сотрудничестве с товарищами, создать свой дом, дом своей мечты. Такой дом, где хорошо и уютно было бы каждому человеку. (Приложение 1)

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Входным заданием будет выбор каждым участником “своего” дома, стилизованно изображенного на листе бумаги – деревенский дом, многоэтажка, замок и шалаш. Таким образом, присутствующие образует 4 группы. Каждая группа в свободном обсуждении должна доказать преимущества проживания именно в своём, выбранном доме, и выявить недостатки других домов. В этом задании выявляются индивидуальные склонности участников мастерской: стремление к комфорту и роскоши или минимализм, желание максимальных удобств или романтический аскетизм.

Ещё до обсуждения, при входе в кабинет проводится жребий. Каждый участник получает карточку с номером от 1 до 5, и эти карточки 3 или 4 различных цветов, в зависимости от общего количества участвующих. Это деление будет необходимо для дальнейших заданий, каждый должен записать, какая карточка ему досталась. Например: розовая - 4, зелёная -3, голубая -1.

2.Вторым заданием является обсуждение в группе вопроса, – “Каковы необходимые компоненты дома, как постройки”? Группам нужно выделить 5 компонентов, после чего следует совместное обсуждение этого вопроса, с записью результатов на доске. Обычно выявляются следующие компоненты: фундамент, крыша, стены, окна, двери. Это задание пока остаётся без комментариев и будет использовано в конце мастерской.

3. Следующим заданием на мастерской будет предложение расшифровать первые буквы слова “Д- О- М”, ответы участников получаются очень разными:

Д – доброта, дикость, дедушка, давление, душа, древний, дело, дуршлаг, друзья
О – очаг, орда, очаровательный, огонь, обласкать, остров, оберегать, осколки
М – мама, мужчина, мучители, малыш, мир, миксер, мудрость, мысль

Здесь можно выяснить, что же составляет основу домашней среды каждого участника.

Ребятам предлагается записать понравившиеся слова, предложенные другими участниками, а учитель фиксирует все варианты на доске, спрашивая каждого поочерёдно.

4. Углубляющим этапом будет работа с пословицами и поговорками. Каждому школьнику выдаётся 7 пословиц.

  • “В дому разлад – и делу не рад”
  • “В гостях хорошо, а дома лучше”
  • “Всяк дом добрым хозяином хорош”
  • “И стены в доме помогают”
  • “В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто”
  • “Дом дому не указывает”
  • “В людях весна красна, а дома зимушка лютая”

Каждый участник должен выбрать пословицу наиболее близкую своему жизненному восприятию и обосновать свой выбор индивидуально. Затем следует социализация, то есть каждый дает своё обоснование публично. Слушая высказывания детей, каждый может для себя записать убеждающие аргументы своих товарищей.

В этом задании выясняются жизненные приоритеты личности, её устремления.

5. Мастер просит вспомнить общеизвестное выражение - “Не выноси сор из избы”. Ребятам предлагается придумать как можно больше способов практического применения внутри своего дома этого невынесенного сора. Дети предлагают: сжигать, делать игрушки, использовать как удобрения для комнатных растений, незаметно подсовывать сор уходящим гостям, затыкать щели в окнах и другие варианты. Это задание обычно вызывает большое оживление, но когда на следующем этапе предлагается взглянуть на проблему “сор из избы” метафорически, то участники испытывают настоящие затруднения в поисках адекватных объяснений. Так в процессе устного обсуждения выясняется, что, “сжигать” свои проблемы внутри семьи опасно – это может привести к пожару, то есть к тому, что и дом, и семья будут уничтожены. Перекладывать свои проблемы на посторонних - тоже неэффективная техника, равно как и выращивание чего- то нового из своих проблем. Ребята оценивают приемлемость для себя всех этих способов.

Так в серьёзной дискуссии ищутся оптимальные способы разрешения внутрисемейных проблем и конфликтов.

6. Переходим к визуальным образам. Каждому участнику выдаются 2 картины Марка Шагала /Рисунок1, Рисунок2 /. Необходимо придумать названия к этим картинам. Варианты названий:

1 картина - Мой дом всегда со мной, Все своё ношу с собой, Улитка, Выход из общины, Своя ноша не тянет, Под грузом забот, Труженик,

Свой дом всегда ношу с собой,
но вот несчастлив я,
устал по свету я ходить-
нет дома у меня.

2 картина – Надежда, Возводим дом своим умом, Глава семьи,

Если есть стадо,
есть пастух,
если есть тело,
должен быть дух,
если есть шаг, должен быть свет,
если есть тьма,
должен быть свет.

(В. Цой)

Оглашаются авторские названия картин

1 картина – “Воспоминание”

2 картина – “Автопортрет с семьёй”

7. Важнейшим и серьёзным заданием является работа с литературными текстами. Из произведений русской классической литературы подобрано 10 отрывков с описаниями дома, домашнего уклада, уюта, душевности, тепла. /Приложение 1/. Задание детям – выписать из текстов символы дома и разместить их в два столбика – “горячее”, “холодное”. Затем необходимо выбрать самый “горячий” и самый “холодный” символ, составить с каждым из этих слов по предложению, а после преобразовать “горячее” и “холодное” предложение в одно “тёплое” предложение. Результаты этой творческой работы, то есть свои “тёплые” предложения, записываются на отдельных листочках и сдаются учителю для использования в заключительных заданиях.

8. Метод “Магические слова” Коры Бессер – Зигмунд, известного немецкого психолога, применяется в следующем задании со словом “дом”. Написав это слово на альбомном листе, необходимо преобразовать слово “дом”, подрисовав к нему различные детали и элементы, так, чтобы получилась цельная картина, которая будет работать во благо данного человека, поможет понять свой внутренний мир и изменить его к лучшему. Ребята выполняют это задание индивидуально, а затем следует афиширование работ с обсуждением. После этого задания можно сделать перерыв, так как в целом мастерская длится 2,5 – 3 часа. Если количество участников небольшое, занятие обычно проходит в более короткий срок.

9. Всем участникам предлагается сделать выбор одного из двух выражений : “Мой дом – моя крепость” или “Не закрывайте вашу дверь, пусть будет дверь открыта”. Таким образом, дети образуют две группы. Часто находятся и такие, которые считают, что нужно остаться посередине. Необходимо дать школьникам такую возможность. Группам предлагается объяснить: “Мы здесь, потому что …”, и “Мы не в другой группе потому, что …”. Затем следует открытая дискуссия о необходимости изолированности, защищённости, или открытости и восприимчивости. В дебатах выясняется, что, истина посередине, и если образовалась “средняя” группа, то этот вывод всегда прекрасно делают ребята из этой группы. В дискуссии для мастера весьма наглядны индивидуальные позиции каждого, но ценность обсуждения в том, что тут ненавязчиво каждый может выслушать иные мнения, и возможно в чём-то они окажутся ценными.

10. Заключительное задание – строительство дома. Задание выполняется в группах, причём каждый вначале делает только какую – то одну деталь дома, не подозревая, что все эти компоненты затем придётся соединять. То, какую часть дома будет изготавливать участник , определяет начальный жребий. Если досталась цифра – 1 – то это – фундамент, 2 – крыша, 3 – стены, и далее. Мастерят учащиеся детали дома из цветной бумаги, картона, с использованием клея, скотча и т. д. Когда готовы большинство школьников, мастер объявляет, что будет построено 3-5 домов (розовый, зеленый и т. д.) Теперь произойдет новая группировка участников. По мере формирования домов выяснится, что в одной группе оказались люди, у которых окна больше, чем стены, а фундамент меньше, чем крыша, тут то и начинается настоящая коллективная работа по соединению несоединимого. Такая работа, как бывает в настоящей жизни. Здесь и осознаётся необходимость компромиссов, взаимных уступок, которые будут работать на общее благо. Участники работают напряженно, с энтузиазмом, весело, творчески. И результатом будет то, что дети совместно смастерят дом, который устраивает всех, всем приносит радость, в котором есть частичка труда каждого. Остаётся ещё представить свой дом и рассказать, о чём же думают его обитатели. Пришла пора “тёплых” предложений. Все, живущие в доме должны соединить свои предложения в общий текст, расставив эти предложения в стройном логическом порядке. Работу эту дети выполняют быстро, слаженно, вдохновлённые строительством дома и почувствовавшие единство всех в нём проживающих. В результате каждая группа показывает свой дом и читает заключительный текст.

Ощущение полёта, радости от творческого процесса, удовлетворение эффективной совместно проделанной работой, и осознание, что все способны, что ты способен – вот главный результат мастерской “Живите в доме - и не рухнет дом”.

Воспитать творца – нелёгкая, но важнейшая задача педагога. И только в ситуациях активного творческого поиска, в самостоятельном упорном труде каждого участника образовательного процесса – ключ к решению этого вопроса. Любой педагог может скорректировать всё обучение и воспитание так, чтобы каждый ребёнок учился мыслить нестандартно, свободно и позитивно. Только такие люди способны оптимально преобразовывать реальность, как для себя, так и для общества в целом.