Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Разделы: Литература


А.И.Приставкин (1931г.) сам детдомовец, он материал не изучал - жестокая и голодная пора впечаталась в мальчишку всеми своими танковыми атаками. Повесть о военном детстве - “Маленькие рассказы”, о красоте природы-“Птушенька”, “Песнь Орфея”. Приобщению вас, нынешних школьников, к священному таинству, к истории своей страны через непосредственное восприятие ее фактов способствует повесть Приставкина “Ночевала тучка золотая” (1987г.). В повести события не воспроизводят военных действий. Но порой у читателя возникает ощущение глубокого трагизма и безысходности. Это мастерство автора. Нет двух одинаковых людей. И для каждого человека существует лишь ему понятное представление об идеальном мире, то есть о рае. На протяжение всей повести происходят какие-то ужасные перевертыши, то есть практически все события меняют свой знак на противоположный. Все, что в начале идет неплохо, кончается либо неудачей, либо трагедией. Вопрос.то сказка?

Ответ: Нет, это антисказка, с печальным концом и неудавшейся феей. У: Но тем страшнее нам становится от того, что это реальность. Задание: Я вам буду показывать вот такие листочки. Давайте сейчас попробуем рассмотреть эту повесть с позиции сказки. “Путешествие в чужую страну ” Показываю рисунок с изображением двуглавого существа. ВОПРОС: Что подсказывает вам этот рисунок?

Ответ: Кузьменыши сами о себе думают как о неком двуглавом существе. “...в четыре руки тащить легче, в четыре ноги удирать быстрей, а уж в четыре глаза куда вострее видят ...” или “ четыре руки, четыре ноги, две головы”, (Рисунок двух одинаковых людей)

У: Один человек оборачивается другим, разве это обычно? ОТВЕТ: Это тоже похоже на фантастику. Эти их бесконечные перевоплощения, чтобы всех запутать. Рисунок хлеборезки, что для детей была хлеборезка? ОТВЕТ: Автор сам отвечает на этот вопрос: “А назначили туда, как господь бог назначил бы ,скажем, в рай!”. Дети стремились в рай, в сказку. Кузьменыши едут на райский далекий загадочный Кавказ. На их пути возникает первый из тех ужасающих перевертышей, которым наделит их этот край. Это слово недобрый знак, которым Кавказ предупреждает чужих об опасности. Волшебное поле, которое может накормить всех, всех голодных. Все хотят детям лишь добра. “Россия не убудет, если детишки раз в жизни наедятся...” - Но чем это оборачивается?(болезнью, смертью)

Рисунок могилы.Станица Березовская. Это селение называется Дей Чурт. Чурт-могила! Опять угроза, предупреждение о смерти.

Рисунок кукурузы. На Кавказе кукуруза -символ сытости, здоровья. Но и здесь с этим символом все наоборот “ Неужели мы с тобой через всю дорогу проволоклись лишь для того, чтобы нам тут кишки вырезали и вместо них совали кукуру Рисунок пояса Томните тот пояс, который должен был стать счастливым талисманом? И вдруг Колька словно прозревает: “ А вдруг ремешок старинный чеченский и выдал ?ашку с головой? А вдруг он стал причиной казни? ” Рисунок папахи. Регина Петровна: “Только я думаю не надо было папаху трогать ... Они на нее так смотрели... Будто я что-то живое резала”.

Рисунок ведьмы. Таинственная личность - Регина Петровна, “молода, темноволоса. Глаза у женщины были черные, величавость. Голову она держала высоко, как держат только богини и царицы”. И еще : “ Кольке нравилась вся ее колдовская внешность, как у какой-то Шахерезады, которую он видел в книжке восточных сказок. Имя необычное, волшебное: “ Регина Петровна! Для ребят она фея, волшебница, Шахерезада День рождения Кузьменышей. Праздничный стол был “волшебным”. “Она была ослепительная, в нарядном платье, А на шею повесила красные бусы из каких^т$^обранных ягод.... Как ведьма А' подарок возьми, может, принесет счастье? Вот именно. Регина Петровна предает ребят, предает их веру, их надежду, их любовь... Если это не было предательством ,она бы выдержала тот взгляд Кольки: “Колька поднял голову. Впервые посмотрел ей в глаза. Так посмотрел, что она не выдержала, отшатнулась...” Учитель Кто главные герои этой повести? Ответ: Кузьменышы. Учитель: Что в начале повести о них узнаем?

Ответ: Живут они в Подмосковье, в детском доме .Колька и Сашка Кузьмины (Кузьменыши) полной мерой хлебнули военного лиха. У: Почему Кузьменыши поехали на Кавказ?

О: “Они первые поняли, как прожить им зиму 44-го и не околеть”. “Железные' • люди за каменными стенами домов Подмосковья не чувствуют страданий сирот, для которых хлеб, хлеборезка “выше и недосягаемей, чем какой-то там Казбек!” У: О чем мечтали Кузьменыши? ( Проникнуть в хлеборезку - “святая святых детдома”- обвалился подкоп.) А.Приставкин с впечатляющей силой воссоздает “сиротское лицо войны” (Оскоцкий В. Д.): за карточку хлеба рабство на 1-2 месяца, мечта до тошно тиках (мерзлых картофельных очистках); батон, виденный лишь в довоенном кино. И как не ехать бедным детям куда угодно, лишь бы выжить? ....Слюна накипала во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось забыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь, чтобы открыли.... Пусть потом в карцер, куда угодно.... Накажут, изобьют, убьют... .Но пусть сперва покажут, Хоть от дверей, как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе... Как он пахнет!..

..; На плоском дощатом прилавке, не в центре его, откуда не выскочишь, а с краю, на тряпочке выставлен ржаной, домашней выпечки хлеб, аккуратно нарезанный на равные округлые ломти. А рядом и вовсе чудное, белое, длинное: Колька увидел, будто споткнулся на ходу. Уставился завороженно.

Сашка его легонечко в бок шуркнул: - Чево, как баран на новые ворота-то... Батон это! Белая такая булка, в кино показывали...

Прошептал, а у самого в горле как кусок глины завяз, ни проглотить, ни выплюнуть... Видел Сашка в одном довоенном кино, будто прямо на улице булочная стоит, а кто-то заходит и покупает вот такое белое... и говорит: “батон-мол купил!” Неужто не понарошку продавали? Да без карточек! Да прям целиком!

У: Вокруг этой темы голода и способов его утоления строится повесть А.Приставкина, до времени как бы скрывающего от глаз читателя основные трагические события, свидетелями которых суждено было стать ребятам из подмосковных детских домов.

У; Но почему “благословенный край” встретил детей неласково? О: В конце войны засть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Это идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли в вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цепляясь за дедовскую землю... Солдаты выполнили приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли...

На станции “Кубань” Колька увидел странные вагоны на дальнем тупике с детскими глазами, наполненными страхом. Но взрослые не слышат криков и плача детей, а радио доносит бравурный марш. Не понял Колька, что это арестантский вагон с чеченскими детьми. “Наши поезда стояли бок о бок, как два брата - близнеца ”, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они -один на север, другие - на юг. Мы были связаны одной судьбой”. Тех и других направили на верную смерть. Нельзя построить счастье одних на слезах и крови других. У: Вспомните описание увиденного Колькой на станции “Кубань” этого зловещего вагона?

О; Он поднял голову и увидел глаза, одни сперва глаза: то ли мальчик, то ли девочка. Черные блестящие глаза, а потом рот, язык и губы. Этот рот тянулся наружу и произносил лишь один странный звук: “Хи”. Колька увидел и показал ладонь с сизоватыми твердыми ягодами: “ Это?” Ведь ясно же было, что его просили. А о чем просить, если, кроме ягод, ничего и не было. - Хи! Хи!- закричал голос, и вдруг ожило деревянное нутро вагона. В решетку впились детские руки, другие глаза, другие рты, они менялись, будто отталкивали друг друга и вместе с тем нарастал странный гул голосов, словно забурчало в утробе у слона...

У: Лишь позднее мальчик понял, что дети просили воды. И только потом Кузьменыши на собственной шкуре поймут все , а пока вместе с надеждой на сытую жизнь на Кавказе зародилось чувство тревоги. Задание: Приведите из текста повести примеры крепкой братской спайки, выручающей в труднейших обстоятельствах.

О: Две головы Кузьменышей варили по-разному. Сашка как человек миросозерцательный, спокойный, тихий извлекал из себя идеи. Как каким образом они возникали в нем он и сам не знал. Колька, оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь . Извлечь, то бишь доход.

...В четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей. Ауж четыре глаза куда вострей видят, когда надо ухватить, где что плохо лежит! Пока два глаза заняты делом, другие два сторожат за обоих... А уж комбинаций всяких из двух Кузьменышей не счесть! Попался, скажем, кто-то из них на рынке, тащат в кутузку. Один из братьев ноет, вопит, на жалость бьет, а другой отвлекает. Глядишь, пока обернулись на второго, первый- шмыг, и нет его. И второй следЪм. Оба брата, как вьюны верткие, скользкие: раз упустил - в руки обратно не возьмешь.

Когда на станции Кубань Сашка заболел и его, силой отделив от брата, поместили в санитарный вагон, Колька сообразил, залез под вагон и оттуда через пол попробовал переговариваться с братом, пока врачей не было. Сашка

Глуховато отвечал. Приложив ухо к деревяшке, можно было разобрать. Тогда Колька набросал между рельсов травы да лопухов и'сделал себе лежак, спал под тем местом, где находился Сашка. И чтобы знать, что Колька всегда при нем, он постукивал по дну вагона камешком, Сашка ему отвечал. У: “Дети прибыли на поселение для мирной жизни, и благословенный горный край должен был встретить их миром, золотым солнцем на исходе лета, обильными плодами на деревьях, тихим пением птиц на заре”. Отчего же так пустынно и глухо встретила нас эта красивая земля? Беспризорные дети напоминают “зверят”, брошенных для какого-то невероятного эксперимента. (У;Прием контраста помогает понять суть кавказской трагедии. Задание: Приведите примеры приема контраста в повести. О: Богатый урожай в садах и на полях, но нет людей, взрастивших все это. Непрекращающиеся взрывы тревожат тишину гор и жизнь людей, которые живут скрытно, неуверенно. Огни в хатах не зажигают, песен не поют. О: На одном полосе красота и величие гор, плодородие земли, надежды сирот на мирную жизнь, на другом- выселение чеченцев с родной земли, безвинно пролитая кровь.

У: Прием контраста готовит читателя к кульминации в развитии событий повести Вопрос: Назовите кульминационный момент в этой повести?

ГИБЕЛЬ САШКИ.

Война против так называемых “изменников” - горцев.

Анализ сцены гибели Сашки (гл.25-2б) по вопросам, записанным на доске. Гибель Сашки писатель дает через прием контраста. Вопрос: а) Как автор предупреждает нас о близящейся трагедии? О: Контраст мирной природы и войны, людей. Возвратившись из подсобного хозяйства, дети видят разоренную колонию. Стоит неживая тишина. Доносится колокольный звон, как на похоронах. Кузьменыши нашли портфель, но нет директора; “значит, случилось не менее, чем катастрофа”. В панике дети бегут пб кукурузному полю, преследуемые всадниками. Зарывшийся в ямку Колька потерял Сашку. Но вот все позади. Страхи ночи вспоминаются как дурной сон. “Происшествие с всадником не воспринималось так страшно, как вчера. Уж очень было голубо и мирно. Не верилось, что в такое утро может происходить хоть какое-нибудь зло”.

На фоне грамзаписи Глинка “Орфей и Эвридикта” учащийся читает наизусть сцену распятие Сашки (гл.26)

Со слов: “ И Колька сделал еще несколько неуверенных шагов... Но ни кого рядом не было”

В: б) Как показаны страдания Сашки?

О: -11-летний мальчик висел, нацепленный под мышками на острие забора, разорванный живот набит початками кукурузы. На штанинах сгустки крови и Сашкина требуха, трава под ногами была сплошь одним загустевшим студнем . Зверская, чудовищная смерть ребенка, к тому же безвинного. В: в) А как показаны страдания Кольки? Почему мы видим эту сцену глазами

Кольки?

О: - Смерть Сашки дана глазами Кольки. Колька любит брата, ему непонятна жестокость чеченцев. Эта изуверская смерть потрясает Кольку настолько, что никакое действие не в силах заглушить боль утраты.

Именно обилие глаголов, однородных членов предложения показывает глубину потрясения мальчика, его горя (часть его души убита вместе с Сашкой):-Приведите примеры:

О: ему вдруг стало холодно и больно, не хватало дыхания; все оцепенело в нем ”; “не смог стоить, а опустился на траву, не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз”; “заорал, завыл, закричал”; “он кричал на всю деревню, на всю •' долину; окажись рядом хоть одно живое существо, оно бы бежало в страхе, заслышав этот нечеловеческий крик”. У: Теперь мы послушаем внутренний монолог Кольки.

Учащийся читает наизусть разговор Кольки с умершим братом (гл.27) на фоне музыки.

Со слов: “ Вот небось сам слышал, как солдаты”.-кончая предложением: “Разве нельзя сделать, чтобы никому не мешал ?”

У: Разговор Кольки с умершим Сашкой дан в форме внутреннего монолога. Выходило, что Колька без самого себя. “Я был твоими руками и ногами в жизни, а ты моей головой. Теперь у нас с тобой голову отсекли, а руки и носи оставили. А зачем оставили-то?”

У: Для чего использует автор прием внутреннего монолога? О: Прием внутреннего монолога позволяет войти внутрь души человека. Умер не только Сашка, но и прежний Колька. Даже Регина Петровна, любимая обоими детьми, оказалась за пределами сегодняшней жизни Кольки. В: д) Почему прощальный разговор Кольки с умершим Сашкой так сильно воздействует на читателя?

О: Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. От увиденного как не помутиться рассудку! - Но поддастся ли мальчик озверению или сохранит сердце? Ответит насилием на насилие? Нет! Он слышит в ночи голоса бойцов, которые едут убивать чеченцев, и беседует с воображаемым убийцей: “ Нас привезли сюда жить.... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы. с Сашкой тоже чтобы жили?”

Мудрость и удивительная человечность Кольки: посмотреть в глаза убийцы и спросить: “ Зверь он или человек?”

В: Ребята, как вы думаете, почему тело Сашки Колька не похоронил, как это вроде бы полагалось, а отправил в горы?

О: Колька заплакал, отправляя Сашку в железном ящике под вагоном далеко в горы. Как несовместимы горы, долины в лучах восходящего солнца и смерть , людей, так и несовместимы понятия “дети” и “смерть”.

В: Почему Колька породнился с чеченским мальчиком Алхузуром? • О: Чеченский мальчик Алхузур - один из немногих спасся от депортации или расстрела. Одинокий, неприкаянный сын войны, лишивший его крыши и родителей, а в придачу- права жить в родном краю - выходил больного Кольку. Ребенок оказался гуманнее взрослых, устроивших страшную бойню. Он '" разделил с Колькой все опасности, спас от расстрела, когда его сородич чеченец

пытался убить Кольку. Русский Колька и чеченец Алхузур стали побратимы,. два изгоя в родной стране. “Они? были связаны одной судьбой” так же, как и ¦ “изменники” - чеченцы, которых за 10 минут лишили крова. “Изменники” -

Песня И.Талькова “ Я мечтаю вернуться с войны”. (Звучит, когда учитель подводит итог урока).

Вывод: Живы те, кто, как Виктор Иванович, гордится своей расправой над чеченцами, до сих пор не поняв жестокости содеянного.

За ошибки взрослых платят дети: зверски убит Сашка, осиротел Алхузур. Одна судьба у всех, кто пережил кавказскую трагедию: скитаются по детприемникам русские, чеченцы, крымские татары, немцы; сломаны жизни детей и взрослых. До сих пор звучит эхо сталинских репрессий, отзываясь болью в сердцах людей. Как 40-ым так и 2000-ым созвучны слова Регины Петровны: “Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди”.

Не умом, а сердцем поняли эту истину Алхазур и Колька, став братьями не по крови, а по духу- по удивительной человечности. Именно дети ставят точку в цепи насилий и преступлений, судят жизнь по высшим меркам человечности.

Нам с вами жить на этой земле, нам отвечать за ее настоящее и будущее. К нам обращается автор своей повестью А.Приставкин, призывает людей, к человеческим отношениям, к мужеству в борьбе с произволом, равнодушием, жестокостью. Совесть художника требует не забывать уроков прошлого, в большом и малом быть человеком!