Из опыта применения модульно-блочных технологий

Разделы: Физика


На рубеже XX–XXI века произошли радикальные изменения в жизни и сознании людей, которые привели к построению общества, нуждающегося в образованных, предприимчивых, способных ориентироваться в огромном потоке новой информации профессиональных кадрах.

В любой области промышленности в сферу деятельности вторглись компьютеры – незаменимые помощники и орудия труда. Идёт интенсивное внедрение новой техники, технологий, что ведет к увеличению производительности труда. Современная научно-техническая революция требует радикальных изменений и новых решений в вопросах образования в целом и в частности, в преподавании физики, являющейся одной из фундаментальных наук в построении нового мира.

Проводимая в стране модернизация образования как раз и предопределяет формирование целостной системы специальных знаний по предметам, умений глубокого анализа явлений, и самое важное, привитие потребности в постоянном пополнении знаний и как результат, приобретение опыта самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому, каждый из нас применяет свои, современные способы формирования системы научных знаний, дающие возможности интенсивного обучения.

Основой моей работы являются экспериментальные и теоретические исследования, проводимые как с целью подтверждения или закрепления изученного, так и поиск ответов на новые вопросы с использованием ранее полученных знаний. Впрочем, одно без другого невозможно, об этом я постоянно говорю ученикам: с одной стороны - полученные знания они должны уметь применять при выполнении экспериментов, решении качественных и расчётных задач, а с другой – уметь выполнять эксперимент и проводить исследования для получения новых знаний.

Конечно, кроме общих проблем, существующих в образовании, есть несколько, касающихся непосредственно преподавания физики – это, например, дефицит времени, отведенного на изучение физики в старших классах. Кроме этого, на данном этапе модернизации, поскольку пока ещё только ведётся работа по созданию научно-методических условий для введения профильного обучения на старшей ступени общего образования, существует некоторое несоответствие между обязательным минимумом содержания полного общего образования по физике и требованиями, предъявляемыми высшими учебными заведениями к абитуриентам при поступлении и дальнейшем обучении в высшей школе.

Учитывая эти факторы, каждый творчески работающий учитель понимает, что традиционная “классическая” модель обучения часто не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к образованию. Поэтому, каждый из нас применяет свои, современные способы формирования системы научных знаний по физике, дающие возможность интенсивного обучения.

Свою работу в старших классах (10-11) я провожу так, что, совершенствуя организацию учебной деятельности и уплотняя учебный материал, как можно больше времени оставляю на рассмотрение практического применения теории на примере решения задач и выполнении лабораторных работ. С этой целью при изучении курса 10-го и некоторых тем 11-го классов применяю модульно-блочные технологии.

Благодаря данной технологии обучения выделяю достаточное время для решения задач по всем темам в старших классах. Согласно тематическому планированию в 10-м классе, например, выделяю следующие модули, каждый из которых делю на соответствующие блоки:

1 модуль: Кинематика, 17 час. 2 модуль: Динамика, 19 час. 3модуль: Статика, 5 часов.
1 блок: 6 ч., Равномерное движение 2 блок: 11ч., Равноускоренное движение 1 блок: 7ч., Законы Нъютона 2 блок: 12ч., Силы в природе 1 блок: 5ч., Условия равновесия тел.1 2 блок: Закон сохранения энергии
4 модуль: Законы сохранения, 15 час 5 модуль: Основы МКТ, 21 час. 6 модуль: Термодинамика, 19 час.
1 блок: 6ч., Закон сохранения импульса 2 блок: 9ч., Закон сохранения энергии 1 блок: 8ч., Основные положения, понятия, определения 2 блок: 13ч., Газовые законы 1 блок: 12ч., 1-й Закон термодинамики. Кол-во теплоты 2 блок: 7ч., 2-й закон ТД, тепловые машины 2 блок:, Конденсаторы
7 модуль: Электростатика, 16 час. 8 модуль: Постоянный электрический ток, 21 час.  
1 блок: 10ч., Закон Кулона, напряжённость, потенциал 2 блок: 6ч., Конденсаторы, соединения конденсаторов 1 блок: Законы постоянного тока 2 блок: Ток в разных средах  

С учётом времени, выделенного на изучение раздела, один - два часа рассматриваю теоретический материал. При этом использую такие методы изложения темы, которые позволяют учащимся за более короткий временной срок усвоить требуемые программой знания. К таким методам отношу лекцию, сопровождаемую кратким конспектированием изучаемого материала учащимися в тетради, или рассказ учителя с элементами беседы.

В любом случае в начале изучения провожу беглый устный фронтальный опрос по формулировкам законов, формул, зависимостей, определениям, “настраивающий” учащихся на дальнейшее изложение материала. План лекции записываю до урока на доске. После компактного изложения материала отвечаю на вопросы учащихся, затем указываю вопросы, задачи и задания, в которых полученные знания находят своё отражение. Работу над ними я провожу на последующих уроках. Задавая вопросы по изученной теории, я требую полных содержательных ответов, включающих “проговаривание” определений, законов, формул, понятий.

Например, в 10-м классе на раздел “Динамика” отводится 19 часов. Весь раздел делю на два блока, соответствующие главам 3 и 4. За первый урок изучаю теоретический материал первого блока “Законы механики Ньютона” §§ 22-30, на втором уроке изучаю материал блока “Силы в механике” §§31-40.

На первом уроке краткий анализ письменной (контрольной работы) , сопровождающийся повторением основных вопросов раздела “Кинематика”. На доске записана тема и вопросы, на которые предстоит ответить в конце урока:

1) Что изучает динамика?

2) Какое движение называется движением по инерции?

3) Какую систему отсчёта называют инерциальной?

4) Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемы лишь в инерциальных системах отсчёта?

5) Сформулируйте первый Закон Ньютона.

6) Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и по направлению?

7) Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой?

8) Верно ли утверждение “силы есть, а ускорения нет”?

9) Как определяется равнодействующая, если на тело действует несколько сил?

10) Запишите третий, второй законы Ньютона.

11) Приведите примеры, когда тело можно считать материальной точкой.

Изложение материала в виде лекции с элементами беседы:

Механическое движение описывает кинематика, не объясняя физических причин его возникновения и изменения, отвечая лишь на вопрос “как движется тело?”. Динамика объясняет причины, определяющие характер механического движения, отвечает на вопрос, почему тело движется.

Для того, чтобы тело, находящееся в покое, изменило положение в пространстве, необходимо взаимодействие с другим телом.

Эксперимент 1.

Движение тележки в результате взаимодействия с рукой прекращается.

Две тележки скреплены пружиною и находятся в покое. Чтобы тележки не разъехались, привяжите их ниткой, если нить пережечь, тележки придут в движение.

Эти эксперименты доказывают, что для изменения положения тела необходимо взаимодействие тел.

Эксперимент 2.

С наклонного желоба без начальной скорости пускают шарик на разные поверхности: на песок; на ткань, на стол.

Что видим? Каждый раз шарик проходит до остановки большее расстояние. Если бы была абсолютно гладкая дорога, исключены внешние воздействия, тележка двигалась бы без остановки по инерции.

Принцип инерции:

Если на тело не действуют внешние силы, то оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Затем аналогично, с помощью экспериментов, приходим к формулировке второго и третьего законов Ньютона.

На втором уроке рассматриваем решение качественных и расчётных наиболее простых задач типа:

1. Как будет двигаться ракета, если на неё действует: а) постоянная сила; б) постоянно убывающая сила?

2. Почему суда (танкеры) , предназначенные для перевозки нефти, разделены перегородками на отдельные отсеки – танки?

3. На штативе укрепляются два демонстрационных динамометра. К верхнему подвешивается груз, на площадку нижнего ставится стакан с водой. Стрелки динамометров устанавливаются на нули, чтобы не учитывать вес груза и стакана с водой. После этого груз опускается в воду так, чтобы он не касался дна и стенок стакана. Каковы показания обоих динамометров?

На третьем уроке выполняем лабораторную работу: “Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости”.

Четвёртый и пятый уроки посвящаю решению более сложных задач следующего содержания: шарик, массой 500г. скатывался с наклонной плоскости длиной 80см, имея начальную скорость 2м/с. Определить, какую скорость имел шарик в конце наклонной плоскости, если равнодействующая всех сил, действующих на шарик, равна 10 Н. На шестом уроке провожу самостоятельную работу с программированными заданиями (тесты) , на последнем – седьмом уроке учащиеся выполняют трехуровневую контрольную работу. Начиная с более простых задач, все ребята имеют возможность выполнять все уровни. Полученная оценка соответствует количеству правильно выполненных заданий.

Подобный подход к изучению темы позволяет усваивать теоретический материал большинству учащихся, на соответствующем уровне, минимальный из которых соответствует “Обязательному минимуму содержания образования” (Приказ МО РФ № 56 от 30. 06. 99г. “О введении обязательных минимумов содержания общего среднего образования”) .

Кроме этого, некоторые, наиболее способные учащиеся (таких немного в обычном или гуманитарном классах) , имеют возможность получить более глубокие знания посредством решения более сложных задач и подготовкой дополнительных докладов по теме. Если для таких учащихся ещё проводятся и факультативные занятия, то они являются хорошо подготовленными к поступлению в престижные ВУЗы, где получают хорошие специальности.

Литература

1.Г. Г. Левитас: “Технология учебных циклов”.

2. В. В. Гузеев: “Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии”.

3. М. Е. Бершадский: “Понимание как педагогическая теория”.

4. В. В. Гузеев: “Основы образовательной технологии: дидактический инструмент”.

5. М. Е. Бершадский, Е. А. Бершадская: “Методы решения задач по физике”.

6. С. П. Бабин “Модернизация школьного физического образования”, “Педагогический поиск”. (Региональный научно-педагогический журнал №7, 2005).

7. М. Е. Тульчинский: “Качественные задачи по физике”.

8. Л. А. Кирик: “Самостоятельные и контрольные работы”; (7-11 кл.).