Внеклассное мероприятие "От развлечения к знаниям"

Разделы: Внеклассная работа


Цели :

  1. Активизация деятельности учащихся.
  2. Развитие творческого интереса к математике.
  3. Развитие кругозора учащихся.
  4. Сближение и необходимое сотрудничество учащихся через совместный поиск решения математических задач.

Оборудование.

  1. Класс оформлен шариками, сооружен трон.
  2. На доске плакаты с названием этапов игры и их девизами.
  3. Портреты ученых математиков.

Класс разбивается на две команды, выбирается капитан, название команды, придумывается эмблема.

Капитанам команд дается домашнее задание.

  1. Изучить биографии ученых – математиков по списку.
  2. Подготовить рисунки двух пословиц, содержащих числа.

Ход игры

Сценка. (Принцесса, король, министр)

П. Скучно мне! Грустно! Я плачу, у меня цвет лица портится. Я худею (Обращается к королю) Батюшка, вы король или не король? Я принцесса или не принцесса?

К. Принцесса, голубушка, принцесса. Ну не плачь, сердце кровью обливается. Хочешь на “Самую обаятельную и привлекательную” сходим?

П. Батюшка, самая обаятельная и привлекательная - это я. Веселиться хочу!

К. (Кричит) Дочь веселиться хочет! Позвать сюда министра!

М. Слушаю, ваше величество.

К. Дочь скучает. Придумай, чем развлечь ее.

М. Можно турнир эрудитов провести. Сейчас модно.

К. А где мы эрудитов возьмем и как узнаем, что они таковы?

М. Мы их в соседнем клубе “Что, где, когда?” выпишем и протестируем.

К. Ну давай же это сделаем скорее!

Министр раздает задание для тестирования.

Тест (одинаковый для обеих команд).

1. Кто сказал “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит?”

a) Ломоносов

b) Соболев

c) Чебышев

2. Кто сказал “Пройдет немного времени, и неудачники не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни на транспорте?”

a) Ломоносов

b) Соболев

c) Чебышев

Король и принцесса занимают трон и ждут выполненных заданий.

Министр (после проверки тестов). Подтверждаю, что к нам на турнир прибыли эрудированные ребята.

Король. Повелеваю турнир начать.

Турнир проходит по этапам.

1 этап. Разминка.

“Мчится стремительно век,
Нужен и в жизни разбег,
Не позабудь -
Жизненный путь
Тоже зависит от старта”

Командам предлагается ответить на вопросы. Кто больше даст правильных ответов за 3 минуты.

Вопросы разминки.

1 команда:

  1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики, математики? (дробь)
  2. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом Доме США? (овальную)
  3. Какие существуют математические созвездия? (треугольник, южный треугольник, циркуль)
  4. Как называется направленный отрезок? (вектор)
  5. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (перпендикуляр)
  6. Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр? (28)
  7. Сотая часть числа? (процент)
  8. Математик, именем которого названа теорема о корнях квадратного уравнения. (Виет)
  9. Какую часть числа составляют 25%? (четвертую)
  10. В каком европейском городе есть улица Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника? (Амстердаме)
  11. 12 в квадрате. (144)
  12. Масса Царь-пушки Московского Кремля. (40 тонн)
  13. Наименьшее натуральное число. (1)
  14. Ученый, открывший теорему об углах при основании равнобедренного треугольника. (Фалес)
  15. Квадрат какого числа равен 25? (5 и -5)
  16. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулось 4 человека? (2)
  17. Сколько букв в слове “диагональ”? (9)

2 команда:

  1. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (угол)
  2. Как было названо военно-историческое кольцо? (блокада)
  3. Некоторые мужские имена имеют математическое происхождение. Какие? (Константин - постоянный)
  4. Что является графиком квадратичной функции? (парабола)
  5. Целое число килограмм в пуде. (16)
  6. Наибольшая хорда в окружности. (диаметр)
  7. Что определяет положение точки на плоскости? (координаты)
  8. На какой угол поворачивается солдат при команде “кругом”? (180)
  9. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (ромб)
  10. Прямая, имеющая одну общую точку с окружностью. (касательная)
  11. Высота пирамиды Хеопса. (146 м)
  12. 11 в квадрате. (121)
  13. Наибольшее натуральное число. (не существует)
  14. Ученый, открывший теорему о вертикальных углах. (Фалес)
  15. Модуль какого числа равен 8? (8 и -8)
  16. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
  17. Сколько букв в слове “медиана”? (7)

2 этап. Угадай игру

Командам предлагается за меньшее число подсказок угадать о какой игре или игрушке идет речь

1 команда.

Что за игрушка?

  • Год рождения игрушки – 1972.
  • Ее изобретатель - архитектор.
  • Он – преподаватель вуза.
  • Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет.
  • Эта игрушка – наглядное пособие по алгебре.
  • Внешний вид ее – правильный многоугольник.
  • Игрушка состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков 6 цветов.
  • Игрушка носит имя автора.

(Кубик Рубика)

2 команда.

Что за игра?

  1. Историк ХХ века Роуз сказал: “Эта задушевная игра – беседа без слов”
  2. Источник множества интересных математических задач.
  3. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
  4. Родина игры – Индия, возраст – 15 столетий, имя изобретателя – неизвестно. Древнее название - “Чатуранга”.
  5. Это дворцовая жизнь в миниатюре. (Шахматы)

3 этап. Геометрический.

Пускай мы Пифагорами не станем! А вдруг!”

Командам предлагается разгадать геометрический чайнворд.

4 этап. Исторический.

“У людей, усвоивших великие принципы математики одним органом чувств больше, чем у простых смертных”. Ч. Дарвин

Команды по очереди берут карточку, и они должны угадать, о каком ученом идет речь.

  1. Ученый, который в семилетнем возрасте вывел формулу для вычисления суммы первых 100 натуральных чисел.
  2. Этот ученый погиб от руки римлянина, но перед смертью успел сказать: “Отойди, не трогай мои чертежи!”
  3. Его имя носит прямоугольная система координат.
  4. Этот ученый был четыре раза подряд олимпийским чемпионом по кулачному бою.
  5. Советский ученый, чьи учебники используются в старших классах и сейчас.
  6. Этот ученый использовал в своем открытии кухонную принадлежность – решето.
  7. Он много сделал в математике, по его прославили… круги.
  8. В основе всех современных учебников по геометрии лежали его знаменитые “Начала”.
  9. За доказательство теоремы, носящей его имя, была объявлена большая награда, но, увы… до сих пор она не доказана. Наверное, ждет Вас. О ком речь?

Сценка.

1 ученик. После того, как я прослушал доклады о применении математики в нематематических областях, я придумал, как можно изображать графики пословиц и поговорок. Назови мне одну из них.

2 ученик. Пожалуйста. Как аукнется, так и откликнется

1 уч. Возьмем две оси. Горизонтально - ось ауканья, а вертикально – ось отклика. Отклик равен ауканью. Графиком будет биссектриса координатного угла. (Чертит на доске).

2 уч. А как построить график высказывания Козьмы Пруткова “Чем скорее поедешь, тем скорее приедешь”?

1 уч. Он будет напоминать график обратной пропорциональности. (Чертит на доске)

5 этап. Изобразительный.

“В математике есть своя красота как в живописи и поэзии” Н. Е. Жуковский

Командам предлагается изобразить графически пословицы “Светит да не греет”, “Ни кола, ни двора”.

Капитаны команд показывают свои рисунки к пословицам и предлагают соперникам угадать, какая пословица изображена.

Командам предлагается жестом и мимикой изобразить прибор, которым измеряют углы, а другой команде нужно его угадать. Второй команде – показать термометр.

6 этап. Сладкий.

“Ситуации в жизни такие - бывают сложные, либо простые”

Задание. Угадайте, сколько конфет “горошка” в стакане. Кто точнее назовет число горошин, тот выиграл и получает сладкий приз - эти конфеты.

7 этап. Логический.

“Только в труде знанья приходят к тебе”.

  1. Одна из школьных “проблем” - очередь в буфете во время большого перерыва. Сколькими способами могут расположиться девочки вашего класса (7 человек) в очереди? Смогут ли они реализовать все воможные варианты расположения очереди за все годы обучения в школе? Всего в учебном году - 34 рабочие недели, занимаемся - 6 дней в неделю, 11 лет учебы.
  2. Логические задачи. (Переложите спички)

1 команда. Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

2 команда. Переложите 2 спички так, чтобы получилось 10 квадратов.

Обеим командам предлагается вспомнить, как можно больше математических слов на букву П. (Задание выполняется на листочках, затем по очереди команды читают, кто назвал слово последним, тот и выиграл).

Подводятся итоги всех этапов турнира, жюри объявляет победителя, король и принцесса вручают сладкие призы, читают стихотворения.

Математика, как вдохновенье,
Трезвость мысли и страсти накал.
Как в поэзии, в трудном борении
Нахожу те слова, что искал.
Математика – проза и скука?
Математика – скука и лед?
Нет! Прекрасная эта наука!?