Развитие мыслительных операций у младших школьников на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся.

По мнению психологов, развитие мышления в процессе обучения - это формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций, лежащих в основе любого из них. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

Развитие мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

В современной школе учителя много внимания уделяют содержанию учебного материала и мало работают над тем, чтобы научить детей приемам мыслительной деятельности. Задача развития мышления школьников решается вместе с усвоением программного материала и часто не выделяется как самостоятельная.

В процессе преподавания основная часть учебного материала представлена в вербальной форме, что требует определённого уровня развития вербально-логического мышления. Поэтому эффективность обучения во многом зависит от уровня развития аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать.

С помощью мыслительных операций происходит осмысление, усвоение учебного материала, а также применение знаний учащимися

У детей младшего школьного возраста мыслительные операции находятся в процессе формирования. Развивать и совершенствовать мыслительную деятельность можно на уроке, используя для этого учебный материал школьной программы.

Содержание учебного материала по русскому языку имеет свою специфику: на нём дети учатся вслушиваться, вдумываться, вчитываться в каждое слово, понимать его лексическое значение и структуру, строить предложения, создавать тексты и правильно говорить.

В данной статье предлагаются задания на развитие мыслительных операций, составленные в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку 3 класса. Систематически выполняемые на уроках в каждой теме, они помогут преодолеть трудности в обучении.

Развивающие задания способствуют включению в сознание ребёнка учебных задач и формированию простейших мыслительных навыков таких как: умение ставить вопросы, устанавливать закономерности, делать умозаключения. С другой стороны развитие мыслительных операций способствует формированию навыков самостоятельной работы и повышению грамотности учащихся.

В начале изучения темы помогают включаться в проблему и активизируют желание узнать новое вопросы, которые задают сами учащиеся о том, что они знают и чего не знают по данной теме. Те вопросы, на которые пока не нашлось ответов, записываются на доске.

Представленные ниже задания, в которых используется практический учебный материал, помогают формированию орфографических навыков по конкретной теме, являясь вместе с тем средством развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, анализ и синтез, классификация и конкретизация.

Тема: Правописание слов с безударной гласной в корне

На развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:

1) Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Лиса, бобры, пчела…

Гроза, дожди, снега…

Стоять, смотреть, просить…

2) К каждому общему понятию подберите одно частное (любое) с безударной гласной в корне слова.

Растения-…

Животные-…

Имена существительные-…

Имена прилагательные…

Глаголы…

3) Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово с ударным гласным. В слове коврик гласный о ударный. Поэтому оно является…(проверочным)

б) В словах: лесная, кормушка, зверята, малыш есть безударные гласные в корне, которые надо проверять. Значит, чтобы написать слова верно, надо…(подобрать проверочное слово)

На сочетание операций анализа и синтеза:

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Инзелкас - слезинка.

Тоцвек - цветок.

Загор - гроза.

Ратоп - тропа.

Бирг - гриб.

2) Запишите из слов каждой строчки сначала проверочные слова, а потом проверяемые. Выдели корень.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.

3) Исправьте ошибки.(текст на доске).

В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рекой весёлое солнце.

На развитие классификации:

1) Распредели слова в две группы, подбери проверочные слова.

Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать.

2) Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Проверь гласную любым из двух способов.

Х лмы, т..жёлый, св..стит, св..тлячок, пож..лтел, л..сток, л..дяной, б..рега.

На развитие конкретизации:

1) Выпиши только те слова, в которых нужно проверить гласную в корне слова.

Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода.

2) Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

На развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:

1) К каждому общему понятию припишите частное с парной согласной.

Явления природы

Птицы

Животные

Имена прилагательные

Имена существительные

2) Для слов каждой строки подберите слово с общим значением.

Чиж, дрозд, голубь, ястреб

Дождь, снег, лёд

Ландыш, камыш, арбуз

Тетрадка, книжка, скрепка

3) Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что парные согласные на конце или в середине слова надо проверять, так как согласные звук и буква могут не совпадать. В словах пруд, лес, робкий, трубка есть парные согласные. Значит, чтобы написать эти слова верно, надо

б) На конце слов нос, воз, дуб, суп, рукав, жираф пишутся согласные, парные по звонкости- глухости. В словах нос, суп, жираф звуки с, п, ф соответствуют написанным буквам, а в словах воз, дуб, рукав на месте тех же звуков пишутся буквы з, б, в. Делаю вывод: звуки с, п, ф на конце слова перед их написанием надо проверять.

На сочетание операций анализа и синтеза

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

Рыбка - быкар.

Сказка - казаск.

Гибкий - бийгик.

Столб - лтобс.

Река - кеар.

2) Спишите, исправив ошибки. ( текст на доске)

У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые ,когти цепкие. Ласков Васька да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё сказки говорит.

По чистому снегу бежит мышка. За мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря.

3) Подбери к каждому слову родственные слова с парной согласной.

Берёза -

Морковь -

Морозит -

Рыба -

4) Подбери к именам прилагательным антонимы.

Тяжёлая ноша, чёрствый хлеб, частый лес, горький запах, неуклюжий котёнок, далёкий путь, шершавая доска, смелый мальчик, высокий забор.

На развитие классификации

1) Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подумай и распредели слова с орфограммой на две группы.

Краси зимний наря леса. На лапах елей лежит сне . На тонкой берё ке сверкает иней. Молодые ли ки и ду ки качают замёр шими ве ками.

2) Распредели слова на три группы, найди лишнее:

автобус, огород, шарф, сапог, степь, сугроб

На развитие конкретизации

3) Выпиши все слова с согласными в слабой позиции. Напиши проверочные слова.

Мы шли в лес по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках. Заметит сойка человека или собаку и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.

4) Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать о способах проверки парных согласных.

5) Подберите и запишите однокоренные слова с парными согласными в слабой позиции.

Шапочка, снега, кошечка, тетрадочка, робок, ягода, кружок, шишечка, пасти, просить, косить, скользить, берёзонька.

Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной в корне

На развитие таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение, были предложены следующие задания:

1) К каждому общему понятию подберите частное. (с непроизносимой согласной).

Имена прилагательные -

Имена существительные -

Слова из словаря -

Слова, в которых непроизносимые согласные предполагаются, но не пишутся

2) Для слов каждой строки подберите общий признак.

Бескорыстный, гигантский, доблестный -.

Солнце, счастье, сердце -.

Ужасный, опасный, напрасный -.

3) Сделайте выводы на основе имеющихся данных.

а) Известно, что слова с непроизносимыми согласными надо проверять. В словах звёздный, счастливый, известный есть непроизносимые согласные. Значит, чтобы эти слова написать верно, нужно…

б) В сочетании согласных при изменении слова вкусный - вкусен, непроизносимый согласный не слышится. Значит…

На сочетание операций анализа и синтеза:

1) Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее.

Солнце - цолнес.

Тростник - росткнит.

Сердце - рецсед.

Грустный - снугрыйт.

Друг - гурд.

2) Запишите ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.

Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред. Водное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Белая бабочка. Занимающий много места.

3) Спиши текст без ошибок. (текст на доске).

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под моё окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашей местности. Одна из них радостно свистнула. Она увидела на ниточке под окном вкусное сало.

4) Спишите, исправив ошибки.

Серьёзные ребята получили радостное известие. Всюду звенят детские голоса. В школу приехал известный писатель. Он будет читать свои интересные рассказы. Счастливые школьники собрались на местный праздник.

На развитие классификации

1) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными. Выпиши их в 1 столбик, а во 2 столбик запиши проверочные слова.

Что?. матери лучше чего? греет. Человек трудолюбивый – самый какой? Работа веселит что?.

2) Запиши слова в два столбика, обоснуй свой вариант:

звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуй, солнце, известный, чудесный, местный, опасный.

На развитие конкретизации

1) К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными и наоборот.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

2) Составьте вопросительное предложение, чтобы узнать, в каких случаях непроизносимая согласная не пишется?

В предложенные задания включено достаточно большое количество слов с безударной гласной, парной согласной и непроизносимой согласной в корне, что способствует совершенствованию словаря и воспитанию языкового чутья учащихся.

Систематическое использование на уроках русского языка заданий, развивающих мыслительные операции, помогает формированию навыков самостоятельности, орфографической зоркости, повышению грамотности и интереса к учёбе.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Рубинштейн С.Л.О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Психическое развитие младших школьников /Под ред. Давыдова В.В./. М.,1990
  4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.,2001.
  5. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. М., 1989