Урок математики в 5-м классе по теме "Формулы"

Разделы: Математика


Образовательная цель: Выяснить, как учащиеся усвоили формулы; закрепить знания учащихся по изученной теме и умение применять полученные знания на практике.

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности учащихся через решение практических задач; умение выбирать правильное решение.

Воспитательная цель: организация совместной учебной деятельности в группе, терпимости по отношению друг к другу и желание помочь другим.

Тип урока: повторение и обобщение.

Форма урока: деловая игра.

Оборудование: оценочные листы; задания группам (“кухня”, “ремонт пола”, задача по охране труда, задача по организации праздников для посетителей; вопросы для экзамена на акционера); карточки для повторения формул; сертификаты акций; цветные полоски для рефлексии; плакат с названием кафе; ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Формулировка темы урока, цели урока.

Знакомство учащихся с этапами урока по оценочным листам.

Рефлексия до урока: учащиеся выбирают цветные полоски и отдают учителю (цветовая рефлексия настроения).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем не просто учениками 5 класса, а членами ОАО – открытого акционерного общества. Работать будем в группах, отдельные этапы урока оцениваются Вами и оценки фиксируются в оценочных листах.

Оценочный лист.

Вид работы Катя Ира Коля Илья  
1. Название игры          
2. Тест на покупку акций          
3. Ремонт помещения          
4. Составление меню          
5. Задачи          
6. Экзамен на акционера          
7. Формулы          
Итого:          

III. Проверка знаний учащихся.

1. Вопрос: Какие предприятия есть в нашем селе Невон? (ООО “Невонское”, ОАО “Невонстоун” и т. д.).

2. ОАО – открытое акционерное общество, объединяющее группу людей, которые на свои средства приобретают предприятия, а взамен получают акции – ценные бумаги. Прибыль (дивиденды), владелец акций получает в зависимости от их количества. Каждое акционерное общество имеет своё название. Как будет называться наше ОАО вы узнаете, если по своим ответам на мои вопросы найдёте в таблице ответов соответствующие буквы и составите из них слово.

Задача. В Англии существует предание о битве между воином и страшным драконом. Три дня и три ночи воин боролся с ним, теряя иногда силы и надежду победить. Лишь на четвёртый день он одолел дракона. Руки и тело воина были жестоко изранены клыками и когтями, кровь стекала на землю. И тогда Бог освятил пятна пролитой крови. На этом месте выросли цветы. Что это за цветы?

На доске примеры на распределительное свойство и таблица ответов.

1) 85 x 137 - 75  x 137 =

2) 78  x 214 – 78  x 204 =

3) 65  x 21 + 21  x 35 =

4) 618  x 34 – 518  x 34 =

5) 15 + 15  x 7 =

6) 0  x 164  x 7 =

1370 780 5005 2100 3400 120 330 0 1148 210 14800 1645
Л Н Е А Ш Ы К Д Я М В П

У учащихся получились ответы, соответствующие буквам Л, Н, А, Ш, Ы, Д в таблице, из которых составляется слово. Наше кафе называется “Ландыш” (вывешивается плакат с названием кафе и рисунком ландыша).

3. Кто может стать акционером.

Вступить в ОАО может каждый, купивший акции предприятия.

Тест на покупку акций со взаимопроверкой. С 1 по 4 задания – ответы “да”, “нет”; 5 и 6 задания – на выбор ответа. (3, 4, 5, 6 задания прикреплены к доске).

1. Запись какого-нибудь правила с помощью букв называется формулой.

2. Если площади фигур равны, то фигуры равны.

3. 100 м2= 1а.

4. Равенство V = s  x t называется формулой пути.

5. Вырази m из формулы: а = 150 m +1

а) m = (а – 1) 150

б) m = 150 (1 – а)

в) m = (а + 1) 150

г) m = 150 (а – 1)

д) m = 150 (а + 1)

6. Периметр квадрата равен 44. Найдите площадь квадрата.

а) 1936; б) 121; в) 484; г) 88

Проверили тест, выставили оценки в оценочные листы: 6, 5 правильных ответов – “5”; 4 ответа – “4”; 3 ответа – “3”; 2 ответа – “2”.

4. Вопрос: Чтобы дела в ОАО пошли в гору, что надо предпринять хозяевам кафе? – заслушиваем мнения учащихся.

Ремонт помещения.

Кухня. Какое количество кафельной плитки необходимо для покрытия стен кухни, если размеры плитки: длина 22 см., ширина 15 см., а площадь всех стен 330000 см?. Во сколько обойдётся покупка, если каждая плитка стоит 10 рублей?

Ремонт пола. Линолеум был повреждён в одном месте в виде прямоугольника в 65 см?. У плотника остался кусочек линолеума в виде квадрата площадью 64 см?. Плотник его разрезал, как показано на рисунке и заделал повреждение. Оказалось, что 64 см? хватило, чтобы заделать повреждение в 65 см?. Правда ли это?

Учащимся выдаются листы бумаги в клетку с начерченными фигурами и линиями разреза, ножницы. Учащиеся проверяют на практике путём наложения разрезанных частей квадрата на соответствующие части прямоугольника и делают вывод.

IV. Физминутка.

V. Устный счёт “Составление меню”.

Задания для устного счёта вывешиваются на доске. Ответы устного счёта являются стоимостью отдельных блюд меню. Так же вывешивается плакат “Меню”. Стоимость блюд в рублях дописывается на доске после каждого примера.

МЕНЮ

Торт –
Булочка –
Блинчики –
Кофе –
Мороженое –

1. Найдите числа ребуса: aa + b = bcc (99 + 1 = 100) (торт)

2. В выражении 4 + 32 8 + 4 x 3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось 28. 4 + (32 8 + 4) x 3 = 28 (мороженое)

3. Уравнение:

x + 2x + 18 = 33

3x = 15

x = 5 (кофе)

4. Есть две сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо поджарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина поджаривается 1 мин. За какое наименьшее время это можно сделать? (за 4 мин.) - (булочка)

5. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш? (8 граней) – (блинчики)

VI. Задания группам по охране труда работников кафе и организации праздников для посетителей.

1. Задача. Посчитайте, сколько километров за рабочий день в 6 часов пройдёт официантка, если её скорость V = 8 км/ч.

2. Задача. В кафе столы поставлены таким образом, как показано на рисунке. Запишите буквенное выражение, соответствующее площади столов и найдите её.

m = 102

n = 25

p = 51

q = 57

VII. Закрепление. Экзамен на акционера.

Группам выдаются вопросы, на которые учащиеся отвечают на отдельном листочке.

1. Натуральный обмен одной вещи на другую без денег. (бартер).

2. Слово, которое в переводе с французского буквально означает “весы”. (баланс).

3. Тот, кто даёт деньги в долг. (кредитор).

4. Разорившийся предприниматель. (банкрот).

5. Прибыль, полученная на каждую акцию. (дивиденды).

VIII. Подведение итога урока.

1) Сегодня на уроке мы применяли различные формулы для решения наших практических задач в ОАО. Проверим знание формул. На доске вывешиваются карточки, на которых формулы поделены на левые и правые части и правые части перемешаны и пронумерованы. Учащиеся называют соответствующие пары номеров.

2) Выставьте, пожалуйста, все оценки в оценочные листы и сдайте их.

3) Мы повстречались на уроке со многими профессиями: предпринимателя – акционера, плиточника, столяра, официантки, повара, кассира. Во всех профессиях нужна математика, смекалка.

Поэтому верны слова русского учёного М. В. Ломоносова: “Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.

4) Вручение каждому ученику сертификата акции и небольших шоколадок, приобретённых на дивиденды от хорошей работы на уроке.

Сертификат акции
№__________________
Настоящим подтверждается, что
Ф. И. учащегося
является владельцем одной полностью оплаченной обыкновенной именной акции ОАО кафе “Ландыш” на общую сумму __________ рублей.
Сертификат выдан: <  > _ _ _ _ _ _ 200_ _ года
Президент правления ОАО:
п. Невон

5) Рефлексия в конце урока.

Учащиеся выбирают полоски бумаги, понравившегося цвета.

  • Красный цвет – радостное настроение;
  • Жёлтый цвет – приятное настроение;
  • Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное настроение;
  • Чёрный цвет – плохое, унылое настроение;
  • Белый цвет – затруднение в ответе.

После урока учитель сравнивает количество полосок по всем цветам, выбранным учащимися в начале и конце урока.