Кулинария в школе

Разделы: Технология


Я работаю в Мохсоголлохской средней школе Хангаласского улуса республики САХА (Якутия) 8 лет учителем обслуживающего труда у девочек. Начиная с5 класса, учащиеся более подробно знакомятся с правилами приготовления пищи. Основной задачей этого раздела является воспитание у девочек экономного, бережного отношения к продуктам питания, эстетическое воспитание, выбор профессии.

Мера воспитанности, цивилизованности и культуры человека, проявляется в том, как он удовлетворяет свои потребности. Одна из них – потребность в пище. Еда для человека давно перестала быть только способом поддержания жизни в ее биологическом смысле. Совместное принятие пищи – это не только насыщение, удовлетворение голода, но и общение людей, а сама еда в этом общении становится символом, знаком. Хлеб и соль несут в себе символическую нагрузку в культуре разных народов. С хлебом связаны представления о счастье и благополучии дома. С помощью соли у многих народов устанавливались дружеские отношения. В России соль с хлебом считались священным продуктом. Хлеб рассматривался как выражение милости, а соль – любви, она защищала от враждебных сил.

Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы готовить вкусную, питательную и здоровую пищу. Еда – это топливо на котором работает наш организм, а значит, разбираться в этом “топливе”, знать о нем необывательски, а грамотно, современно, научно, важно для каждого из нас, а особенно для молодых людей. Наше настроение, наша производительность труда находятся в прямой зависимости от правильного питания и отдыха. Питание это важное и непростое занятие, которое требует определенных знаний, навыков, значительной культуры. В правильно приготовленной пище должны содержаться все необходимые для организма человека питательные вещества. Знание химического состава продуктов, их калорийности и пищевой ценности дает возможность правильно проводить их тепловую обработку во время приготовления блюд.

Неумение готовить, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу, создает массу разных бытовых проблем, которые часто превращаются в крупные, неразрешимые проблемы, ломающие наш быт. Почти 85% опрошенных молодых людей, к достоинствам идеальных жен, назвали умение хорошо готовить пищу.

Многие девочки мечтают стать поваром, кулинаром, но, к сожалению, некоторые родители часто просто отмахиваются от их помощи на кухне, потому что самой сделать быстрее. Они и не подозревают, каково желание ребенка научиться готовить. Вот тут то и спасает родная школа, где они с удовольствием выполняют эту работу на уроках технологии. Учащиеся очень любят этот раздел в программе. Они все стараются никогда не пропустить эти занятия. Из моих выпускников 2004г десять девочек поступили в Якутский колледж Сервиса на технолога общественного питания, четверо поступили в кулинарное училище на повара-кондитера.

Очень приятно смотреть на них со стороны, когда они, приобретая практические навыки по приготовлению пищи, чувствуют себя маленькими хозяюшками большой семьи. Разрумяненные, с улыбкой на лице, с большой ответственностью подходят они к решению любых вопросов: сервировке стола, подготовке рабочего места для приготовления пищи, санитарно-гигиеническим требованиям при приготовлении пищи, выполнению правил техники безопасности и последовательности выполнения технологии приготовления того или иного блюда. С большим интересом слушают тему “Культура поведения за столом” и даже этому учат иногда своих родителей.

На уроках девочки широко привлекаются к самообслуживанию. За два спаренных урока они выполняют различные обязанности по приготовлению пищи, уборке посуды, учатся рациональному использованию времени. Некоторые из них честно признаются, что дома они этого не делают: иногда не хотят, или просто не разрешают родители.

Трудовая деятельность на уроках кулинарии предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять её в условиях коллективного взаимодействия. Приходя в 5 классе робкими новичками в кабинет технологии, ничего не зная о кулинарии, к 7 классу у них уже проявляется огромное желание приготовить аппетитные блюда по какому-нибудь рецепту. Многие из них уже очень хорошо умеют организовать рабочее место, внимательно читают технологические карты по приготовлению блюд, стараются не пачкать вокруг себя, а главное приступают к работе в отличном настроении и вкладывают всю свою положительную энергию в приготовление разных блюд. В 8классе у девочек появляется желание приготовить блюда по их домашним, семейным рецептам, которыми они с удовольствием делятся на уроках кулинарии. Изучая этикет в культуре застолья они с удовольствием заполняют тесты, а при подсчете баллов делают для себя нужные выводы.

Для того, чтобы уроки были ярче и больше запоминались я готовлю к уроку технологические фото – карты: т.е. фотографирую детей на уроках во время их работы, а потом из этих фотографий составляю книжки – раскладушки. Девочки очень любят работать по ним, стараются попасть в кадр. Они же знают, что по этой карте будут учиться другие классы и не один год.

В 2005 году я предложила 8 “а” классу принять участие в кулинарном конкурсе объявленном газетой “Она+”. Они согласились и были награждены ценными подарками, так как их рецепты очень понравились. Девочки были просто счастливы, когда увидели свое фото в газете. Думаю, что они не остановятся на достигнутом, и примут еще не один раз участие в конкурсах.

В декабре 2006года в газете “Она +” проходил конкурс “Сладкая жизнь” где приняли участие учащиеся 9 “В” класса. По объявленным 29 декабря 2006г итогам конкурса девочки заняли 3 место. Они награждены чудесной тортовницей за рецепт приготовления сладкого пирога из дрожжевого теста.

Изучение раздела “Кулинария” показало, что при обучении учащихся приготовлению пищи на основе традиционной функциональной значимости имеет привитие и закрепление умений и навыков по выполнению таких работ как приготовление пищи, организация рабочего места и времени, умение экономно и рационально использовать продукты питания, а также усваиваются знания техники безопасности.

Приготовление пищи по несложным рецептам дает возможность развития мастерства, творчества в ходе обучения, а также способствует ориентации в выборе профессии.

Приложение