Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока

Цель урока:

Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова.

Задачи урока:

  • Повторить жанровые особенности басен.
  • Развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.
  • Развивать творческие способности учащихся.

ТСО: мультимедийная установка.

Ход урока

1. Повторение. Жанр басни.

2. Работа с эпиграфом к уроку.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни сам не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами русского, советского поэта?

- Почему крыловские слова названы “крылатыми”?

3. Викторина.

1) Продолжите крылатые слова.

  • “Ты всё пела? Это дело…”
  • “Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…”
  • “А вы, друзья, как не садитесь…”
  • “Кукушка хвалит петуха …”
  • “Чем кумушек считать трудиться…”
  • “А ларчик просто…”
  • “У сильного всегда…”
  • “Слона - то я и не ….”
  • “А Васька слушает да …”
  • “Когда в товарищах согласья нет…”

2) Из каких басен эти строчки?

“Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень сам я посудить, твоё услышав пение, велико ль подлинно твоё умение?”

“Лягушка на лугу увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была”.

“Очков с полдюжины она себе достала; вертит очками так и сяк…”

“Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом”.

“ А ты, красавица, божусь, лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, чтоб начала ты снова…”

“Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье моё с песком и илом?”

“Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!”

“Ведь это дереву вредит,- …,- коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.

“Чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней….”

“Спой, светик, не стыдись!”

“А только воз и ныне там!”

4. Инсценировка басен И.А.Крылова.

5. Словарная работа. Подберите антонимы к следующим словам:

глупость, ограниченность –
беззащитность –
хитрость –
жестокость –
скромность –
вежливость –

Ключ. Проверь себя:

глупость, ограниченность – ум

беззащитность – наглость

хитрость – простодушие, наивность

жестокость – доброта

скромность – развязность

вежливость – грубость

6. Домашнее задание. Попробуем сочинить басню (задание для желающих).

7. Рефлексия.

Что я узнал нового сегодня на уроке? Что было для меня интересного?

Презентация