"Учимся разгадывать и сочинять загадки"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с разными видами загадок и научить их правильно разгадывать и сочинять загадки.
  • Развивать воображение, внимание к предметам, способность группировать, творческие способности.
  • Прививать интерес к творческому процессу; приобщать к народным ценностям.

Задачи:

  • рассказать о зарождении загадок;
  • научиться выявлять особенности предметов, которые помогут в составлении загадок;
  • потренироваться в подборе сравнений по схожести и отличию между предметами.

Методы: проблемный, наглядный, словесный, игровой, поисково-эвристический.

Оборудование: оформленная доска, карточки с животными, звёздочки, изображение лейки, учебное пособие “Я читаю.” Ч. 2 / Под ред. Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусца. Самара. 2001.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Готовность к уроку, посадка.

2. Формулирование темы урока (2 мин.)

Учитель зачитывает загадку: Знает кто-нибудь из вас, Что такое ИКДАГАЗ?

Слово записано на карточке, которая показывается детям. Выслушиваются предположения учеников. Затем учитель досказывает окончание загадки.

Кто не знает, Пусть прочтет ИКДАГАЗ наоборот!

Открывается доска. В центре - слово загадки.<Рисунок 1>

3. Актуализация знаний (4 мин.)

Учитель: Что возникает в ваших головках, когда я произношу слово загадки? (предполагаемые ответы: веселье, интерес, сложность, проверка ума, желание непременно угадать, краткость, отгадка и т.д.)

Дети высказываются, учитель прикрепляет ответы на стрелочках к доске. <Рисунок 2>

Учитель: Это, действительно, все о загадке. Загадка – это поэтические замысловатое (скрытое) описание какого-либо предмета или явления природы, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на окружающий мир. Ведь нам гораздо интереснее видеть в столе четырех братцев под одной крыше или в морковке – красну девицу, запертую в темнице.

А для чего человек стремиться украсить предмет, сравнить его с другим? (чтобы было интересно жить, чтобы мир выглядел необычно, чтобы развивалось воображение людей.)

4. Проблемная ситуация (3 мин.)

Учитель: На самом деле отгадывать и тем более сочинять загадки – это дело непростое. Не каждый человек способен сразу понять, что под “мешком с иголками” подразумевается ёжик.

Ребята, когда я готовилась к нашему занятию, я столкнулась с одной проблемой: а всё ли я знаю о загадках? А у вас такого вопроса не возникает? Чего вы ждёте от этого урока? Что хотели бы узнать о загадке?

Дети отвечают на вопросы. Проясняется ряд проблем, которые должны быть разрешены.

Учитель: Вот мы и попытаемся сегодня ответить на наши вопросы, так сказать: приоткрыть завесу тайны над загадкой.

5. Рассказ учителя (2 мин.)

Учитель: Загадка очень древнее “изобретение” человека. Она родилась тогда, когда у людей ещё не было книг, и основным видом его деятельности была охота. Древний человек верил, что существует множество злых и добрых богов. И что эти злые боги могут спугнуть добычу, если заранее узнают, на кого будут охотиться. Поэтому охотники придумали тайный язык. Переговариваясь друг с другом во время охоты, они называли медведя Топтыгиным, зайца - Косым, сороку – Трещоткой.

Ребята, а как вы думаете, почему людям удалось придумать тайный язык? Что им помогло? (Люди заметили, что каждый предмет обладает определённым признаком, качеством; некоторые предметы схожи между собой, и их можно сравнить.)

Учитель: Верно, ребята. А чтобы не ошибиться в отгадке, нам необходимо хорошенько подумать и вспомнить, на что похож загадываемый предмет.

6. Работа с книгой “Я читаю.” С.13 (2-3 мин.)

  • Чтение теории.
  • Построение рассуждения.
  • Разгадывание загадок.

7. Игра (5 мин.)

Учитель: Сейчас, ребята, мы немножко поиграем. Я буду каждому из вас говорить слово, обозначающее предмет, а вы быстро должны назвать его отличительный признак, то есть ответить на вопрос какой? Например: снег (какой?) белый.

Мороженое, лимон, яблоко, пчела, комар, зеркало, мёд, перец, тигр, река, море, замок, ручка.

Учитель: А теперь мы посмотрим, как работает ваша фантазия. Я буду называть вам слово, а вы скажите мне, что оно напоминает. Например: паутина похожа на … кружево.

Ножницы, бусинка, лягушка, лампочка, луна, окна, зубы, расчёска, пальцы, туча, берёзка, змея, гриб.

После этого вида работы нужно обязательно похвалить детей.

Физкультминутка (не более 1 мин.)

Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат…

(дети прячутся за парты и высовывают ладошки как заячьи ушки)

Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

(дети выскакивают из-за парт и начинают скакать и прыгать)

8. Работа с книгой “Я читаю.” С. 14-15 (5 мин.)

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что загадки бывают очень разными. Например, загадки-рифмы: Всем зверюшкам и зверятам шепчет ветер: “Берегись! / С дерева недобрым взглядом, притаившись, смотрит …рысь”; шуточные загадки: Почему лев ест сырое мясо? (потому что не умеет его варить); загадки-путаницы; загадки-вопросы: Кто свой домик на спине носит?

С.14 проверит, умеем ли мы разгадывать разные виды загадок.

Молодцы! Отгадывать загадки умеете. А вот ваши сверстники из Самары ещё и сами их сочиняют. Давайте прочтём эти творения на С. 15 нашего учебника.

9. Творческое задание (4 мин.)

Учитель: Давайте сейчас вместе попробуем сочинить загадку про…<Рисунок 3>. Что это? На кого она похожа? (на слона). Где обычно лейка стоит? Для чего служит?

Теперь, объединив все эти признаки, давайте составим загадку.

Например: Маленький слон в чулане стоит, летом грядки водой поит.

Дети предлагают свои варианты загадки.

10. Итог урока (3 мин.)

Учитель: Понравился ли наш урок? Что нового узнали о загадке?

Вы сегодня все хорошо работали, поэтому заслужили картинки с изображением небесных звёзд. Они все красивые и разные, как вы. И живут в бесконечности. Я желаю, чтобы в дальнейшем ваш путь познания был бесконечно интересным.

Домашнее задание.

Каждому ученику в тайне от других даётся карточка с изображением животного, про которого он должен дома придумать загадку.