Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5–6 лет. Занятие по теме: "В гости к Азбуке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Итоговое занятие по обучению детей звукобуквенному анализу в старшей группе.

Цели:

  • Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха.
  • Познакомить детей с алфавитом.
  • Продолжать учить различать гласные и согласные звуки буквы.
  • Продолжать учить печатать буквы.
  • Закреплять умение находить место звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на части (слоги).
  • Закреплять умение составлять не сложные предложения по схеме.
  • Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал к занятию: Алфавит, набор букв для фланелеграфа, магнитная азбука, доска, мел, металлофон, схемы предложений, колокольчик.

Занятие проводится в зале или групповой комнате. Зал или групповая комната оформлена согласно сценарию, отображая отдельные части занятия: станция “Звуки и буквы”, остров “Ошибка”, город “Загадка”, лесная поляна, станция “Азбука”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в гости к Азбуке. Это сказочная страна и туда могут попасть только те дети, которые очень хотят научиться читать, и знают все буквы. А вы, ребята, знаете, буквы? (ответ детей)

Нам пора отправляться в путь. Сначала мы поедим на паровозике. Занимайте

Свои места. (Дети становятся друг за другом, имитируя паровоз) Мы отправляемся.

- Как гудит паровоз? (“Ту-ту”)

- Как стучат вагончики? (“Чух-чух-чух)”)

Наш паровоз прибыл на станцию “Звуки и буквы”. Давайте немного отдохнем и познакомимся с жителями этого городка.

- Как вы думаете, кто живет в этом городке? ( Буквы и звуки)

- Для чего нужны буквы? (Чтобы писать письма, сказки, стихи).

- Для чего нужны звуки? (Чтобы разговаривать с друзьями, с мамой).

- Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем, звуки произносим.)

- Какие бывают буквы? (Гласные и согласные.)

- Назовите гласные буквы. (А, О, И, У, Э, Ы, Е, Е, Я, Ю.)

- Почему их называют гласными? (Они поются.)

- Назовите, какие вы помните согласные буквы. (Дети называют.)

- Почему их называю согласными? (Они не поются потому, что мешает язык, губы, зубы.)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше. До следующей станции мы полетим на самолете. Занимайте места, в путь. (Дети имитируют самолет “У-у-у”). Внимание, внимание! Наш самолет терпит крушение на острове “

Ошибка”. Мы не сможем лететь дальше в страну Азбуки, пока не исправим здесь все ошибки. Вы мне поможете, ребята? Кто хочет попробовать первым? (Дети исправляют ошибки.)

1 задание: На фланелеграфе выставлены два ряда букв.

Д, Л, А, З, В. (1 ряд)

- Какая буква здесь лишняя? Почему? (А - гласная среди согласных)

А, О, У, Э, Ы, И, Р. (2 ряд)

- Какая буква здесь лишняя? Почему? (Р. - согласная среди гласных)

2 задание: На доске написаны слова с пропущенными буквами:

М…СКВА

ЯК…ТИЯ

ФЛ…Г

Н…РОД

Дети читают слова, печатают пропущенные буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, и теперь мы можем отправляться дальше. Заводите моторы. (Дети имитируют движения.) “Ж-ж-ж У-у-у” полетели. Следующая остановка у нас в городе “Загадки”. Наш самолет идет на снижение, приземляемся “Ш-ш-ш”. А здесь нас ждут загадки. Попробуем их отгадать?

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

- Сколько частей в слове “Радуга”? (Дети делят слово на части, сопровождая каждое слияние хлопком, при индивидуальных ответах используется металлофон. РА-ДУ-ГА – три части.)

На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдет –
Задом наперед. (Рак)

- Сколько частей в слове “Рак”? (РАК – одна часть.)

Снаружи красна, в нутрии бела,
На голове хохолок – зеленый лесок. (Редис)

- Сколько частей в слове “ Редис”? (РЕ-ДИС – две части.)

На ромашку у ворот опустился вертолет –
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)

- Сколько частей в слове “Стрекоза”? (СТРЕ-КО-ЗА – три части).

Воспитатель: Молодцы, ребята, и здесь вы хорошо справились с заданием. А дальше мы поедим на лошадках, но чтобы до них добраться, надо переплыть реку.

Физминутка:

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправляемся дальше за мной.

Воспитатель: Мы с вами переплыли речку, а теперь поскакали дальше на лошадках. (Дети имитируют езду на лошадках, прищелкивая язычками.) Ребята, давайте остановимся на этой полянке. Какие здесь интересные значки кругом нарисованы. Кто из вас знает, что они обозначают? (Это схемы предложений.) А кто из вас может придумать предложения по этим схемам?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, пожалуйста, вокруг, как здесь много бабочек. Они такие красивые. А вы не хотите немного побыть бабочками, а если согласны, закройте глаза.

Глазки закрываются,
Все в бабочек превращаются.

Полетели дальше. (Дети имитируют полет бабочек.) Мы прилетели в страну Азбуки, приготовились к обратному превращению.

Глазки закрываются,
Все в деток превращаются.

Вот, ребята, мы с вами и добрались до знаменитой страны Азбуки. А кто из вас знает, что такое Азбука? (Азбука это когда все буквы стоят по порядку.) Воспитатель:

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишнем,
Но для тебя они - ключи
Ко всем чудесным книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку!
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”.

Давайте, ребята, мы вспомним все буквы и прочитаем их по порядку. (Детивыполняют задание. Раздается звонок колокольчика.) Ребята, вы слышали звон колокольчика? Это заканчивается ваш первый урок, но скоро когда вы пойдете в школу, с его звона будут начинаться и заканчиваться все ваши уроки.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Понравилось ли вам сегодня занятие?

- Что больше всего понравилось?

- Хотите ли вы идти в школу?

- Почему?

- Зачем люди ходят в школу?