Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" )

Разделы: Литература


Цели:

  • способствовать духовному развитию учащихся, развитию их творческих способностей;
  • развивать умение работать в команде;
  • воспитывать интерес к книге.

Ход игры

Звучит песня Б.Окуджавы «Пиратская лирическая».

Вступительное слово ведущего.

Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. «Остров сокровищ» - кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов.

А. Грин и К. Паустовский, Л. Кассиль и М. Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями.

Сегодня у нас особенный день: нас ожидает путешествие в удивительный мир «Острова сокровищ» и встреча с героями этой книги.

I. Разминка.

Команды получают шифровки:

ВАША
КОМАНДА
ДОСТОЙНА
ПОБЕДЫ
ААШВ
АДОМКАН
ЙНДОСАОТ
ПЫБЕДО

II. Визитная карточка.

Представление команд, конкурс эмблем – 10 б.

1 команда:

1-й: - Мы – «Корсары» - все вместе

2-й: - Морские пираты

3-й: - Не возьмут нас в плен солдаты

Все:

- Не боимся мы преград
Каждый из нас опасности рад

4-й:

- Слыхали мы:
На острове зарыл когда-то клад
Дружище Флинт

5-й: - Отважный был пират!

6-й: - 15 человек и мертвеца сундук!

Все: - Сокровища не выпустим из рук!

7-й: - Мне кажется, ещё одна команда ищет клад

8-й: - И с нами делиться они не захотят

Все:

- Ну что ж, посмотрим, кто сильней,
Ловчей, задорней и умней.

Песня первой команды.

Наш папа Стивенсон,
Известный всем писатель.
Да, да, писатель (2 р)
Был фантазёр великий
И большой мечтатель
Он всё на свете
Про корсаров знал.
Рассказал он о поисках клада,
О природе диковинных стран,
О Флинте и пиратах,
О шхунах и фрегатах,
О том, что дом наш – океан.
Мы – корсары, мы – волки морские,
Пусть свиреп и ужасен наш вид.
Задорные, лихие, покорны нам стихии.
Кто смел, тот в битве победит!

Читали Стивенсона классом мы внимательно,
Да, да, внимательно (2 р)
И отправляемся в мир знаний увлекательный.
Мы всё на свете узнаем и поймём,
Постараемся в поисках истин
Мы все вместе решенья найти,
Ответы на вопросы.
Минуем все торосы
И рифы на своём пути
Мы берём в путь желанья заветные,
Мы все вместе и одни за одного
И с песнею, и с дружбой
Найдём ответ мы нужный,
Хоть знаем – будет нелегко.

Песня второй команды.

Есть сегодня у нас причина –
Выйдет в море 6 «А» класс.
У причала ждёт бригантина,
Что на остров доставит нас.
Перед нами стоит задача,
Так прощай, наш родимый дом!
Мы охотники за удачей,
И сокровища мы найдём! (2 р)

Говорят, что остров сокровищ
Никогда и никто не найдёт,
Что там , кроме одних чудовищ,
200 лет никто не живёт.
Там давно уже клады не прячут,
Перерыли там всё подряд!
Мы охотники за удачей,
А удача – нам лучший клад. (2 р)

Где-то Сильвер угрюмый бродит,
Попугай на плече кричит…
Тот, кто ищет, клады находит,
А не тот, кто дома сидит.
И команда у нас не заплачет,
Не заноет, с пути не свернет.
Мы охотники за удачей,
Бригантину ведём вперёд. (2 р)

III. Конкурс знатоков (домашнее задание).

1. Скажите, Стивенсон был моряком или путешественником? Как родилась эта книга? (3 б) 1. Кто такие пираты? Когда они появились?

2. Что такое перед нами?

Ведущий вручает командам предметы. Вопрос: Какие события и какие герои имеют отношения к этим предметам?

3. Чёрная метка (3 б)

1) Чёрная метка – это вроде как повестка, - говорит Билли.

2) Первый раз чёрную метку вручает штурману нищий слепой. На ней написано: «Даём тебе срок до 10 часов».

3) Второй раз чёрную метку вручают Сильверу на острове пираты.

3. Пакет.

1) Обладатель пакета – Билли Бонс, штурман Флинта.

2) В пакете – карта острова сокровищ.

3) За ней охотится шайка пиратов, во главе которой стоит Сильвер.

4) Карта оказывается в руках Хоккинса, и мистер Трелони, и доктор организовывают экспедицию за сокровищами.

4. Что такое перед нами (3 б)

В ходе настоящего конкурса ведущий поэтапно даёт сведения о предмете. Если угадывается с первой попытки, команда получает три балла, если предмет узнан со второй или с третьей попытки, на командный счёт поступают соответственно либо два, либо один балл.

Этот предмет

1) Находился на палубе шхуны.

2) Был центром внимания всей команды.

3) Сослужил огромную службу Джиму и его друзьям.

(бочка с яблоками)

Этот предмет

1) Был одним из самых заветных желаний одного из героев в течение 3-х лет.

2) Хранился в табакерке доктора.

3) Это было первое, что попросил герой, когда увидел Джима Хоккинса.

(сыр)

Этот предмет

1) Был шести футов вышины.

2) Мог отразить нападение целого полка.

3) Его поставил Флинт много лет назад.

(частокол)

Этот предмет

1) Переходил из рук в руки.

2) Обладание им определяло судьбу всех оказавшихся на острове.

3) Его спрятал Джим Хоккинс в одной из бухт острова.

(шхуна)

5. Закончите фразу

1. В тишине морозного воздуха пронёсся звук, от которого кровь застыла у меня в жилах. Это было… (постукивание палки слепого по мёрзлой дороге) (1 б).

2. Из всех нищих, которых я видел на своём веку, это был самый ободранный. Единственной неизодранной вещью из всего его костюма был… (кожаный пояс с медной пряжкой) (1 б).

1. Торопливость его привлекла моё внимание, и я с одного взгляда узнал его. Это был трёхпалый человек с одутловатым лицом, тот самый, который приходил к нам в трактир.

- Эй, закричал я. Держите его! Это… (Чёрный пёс) (1 б).

2. Вдруг до меня донёсся страшный нечеловеческий крик. Сначала я испугался, но затем узнал голос… (попугая Капитана Флинта) (1 б).

IV. «Театр уж полон…», конкурс инсценировок (домашнее задание) – 10 б.

Инсценировать можно, например:

  • эпизод из главы IX «Порох и оружие» (разговор капитана со сквайром и доктором);
  • эпизод из главы XXII «Поиски сокровищ. Голос в лесу».

V. Конкурс юных художников и картографов (10 б).

Ведущий.

Вспомним эпизод, когда доктор и эсквайр открывают запечатанный конверт, в котором оказалась карта какого-то острова, с широтой и долготой, с обозначением глубин моря, с названием холмов, заливов и мысов. Именно эта карта станет причиной всех последующих событий.

Задание:

1) нарисовать карту острова;

2) дать пояснения.

VI. Музей восковых фигур.

Этот конкурс носит характер экспромта. Участникам предлагается по описанию внешности узнать героя, создать костюм, одеть и причесать одного из членов команды под выбранных персонажей. Представители команд одновременно выйдут на сцену и, «замерев на несколько секунд, составят галерею «восковых фигур».

Экскурсоводы представят своих героев (в виде тезисов сообщают сведения о герое).

Команда-противник должна угадать героя:

- это был высокий, сильный, грузный мужчина с тёмным лицом. Просмолённая косичка торчала над воротом его зачаленного синего кафтана. Руки у него были шершавые, в каких-то рубцах, ногти чёрные, поломанные, а сабельный шрам на щеке – грязновато-белого цвета, со свинцовым оттенком (штурман Билли Бонс);

- этот изящный, щёгольски одетый, в белоснежном парике, черноглазый, прекрасно воспитанный господин поразил меня своим несходством с деревенскими увальнями, посещавшими наш трактир (доктор Ливси).

VII. Конкурс капитанов.

1. Разминка (по 1 б)

1. Как назывался трактир родителей Джима? («Адмирал Бенбоу»)

2. Как называлось судно, на котором плавал Флинт? («Морж»)

3. Как назывался порт, из которого отправлялась «Испаньола» за сокровищами? (Бристоль)

1. Как называлась таверна, которой владел Сильвер? («Подзорная труба»).

2. Как называлась шхуна, на которой герои отправились за сокровищами?

3. Где сделала первую остановку «Испаньола», когда возвращалась с острова сокровищ? (в Испанской Америке)

Беседа с ведущим от лица героя

Узнать героя (по 1 б)

Кто это?

Смелый, уверенный в своей правоте, не испорченный жизнью, не раз спасавший своих друзей от смертельной опасности. (Джим Хоккинс)

1) Джим Хоккинс, Вам очень нравился Джон Сильвер. Вы даже решили, что лучшего товарища в морском путешествии не найти. Какое событие помогло Вам увидеть истинное Сильвера? (оказался свидетелем жестокой расправы с Аланом).

2) После страшной сцены убийства Вас охватил страх, который превратился в безумный ужас. Вы помчались не зная куда. Но тут Вас подстерегала другая опасность, и сердце вновь замерло от ужаса. Кого Вы увидели?

3) Как сложилась дальнейшая судьба Бена Ганна?

Кто это?

Коварный, вероломный, жестокий, но в то же время живучий и энергичный, сумевший обмануть пиратов и избежать наказания. (Джон Сильвер).

1) Итак, Джон Сильвер, во время похода к острову сокровищ Вам удалось всех обмануть. Команда относилась к Вам с уважением, доктор и сквайр считали Вас честным человеком, а почему подружился с Вами Джим Хоккинс?

  1. был увлекательным собеседником (рассказывал весёлые истории, много знал о кораблях);
  2. всегда радовался, когда заходил Хоккинс;
  3. умел польстить.

2) Но на острове Вы проявили свою жестокость. Джим оказался свидетелем, как Вы расправились с Аланом. Как Вы это сделали?

3) Как Вам удалось избежать виселицы?

VIII. Обобщение. Вопросы командам.

Доктор говорит Джиму: «Ты спасал нас от гибели несколько раз».

Что сделал Джим?

  • раскрыл заговор;
  • нашёл Бена Ганна;
  • спас корабль (3 б)
Зачем доктор Ливси приходит в стан пиратов, где его могут убить? (приходит дважды).
  • доктор отдал карту Сильверу;
  • предоставил пиратам крепость со всеми припасами;
  • во второй раз приходить лечить больных.

Ведущий.

Итак, мы понимаем, что приключения пиратов – это только внешняя сторона книги. Основная мысль её – это победа добра над злом, причём побеждает не грубая сила и коварство, а благородство доктора, смелость слабого, уверенного в своей правоте мальчика.

IX. Творческий конкурс.

Наше путешествие подошло к концу. Команды продемонстрировали свою эрудицию и творчество, умение работать в команде.

Оцените, что дала Вам литературная игра. Работу выполнить в форме синквейна.

X. Работа команды, выигравшей конкурс.

1. Литературная игра.

2. Интересная, развивающая.

3. Учит, увлекает, объединяет.

4. Объединяет команду, глубже знакомит с книгой.

5. Праздник.

Жюри подводит итоги.

Завершает игру танец пиратов.