Организация предметной недели физики в разнопрофильных классах лицея

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Закон РФ “Об образовании” способствует развитию и углублению процесса профилизации, т.к. закрепляет вариативность и многообразие образовательных программ.

Сегодня данная проблема приобретает особый смысл и актуальность. Не вызывает сомнений, что именно профильное обучение может и должно выступать средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда создаются условия для образования в соответствии с интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В современной системе школьного образования существует один очень действенный путь реализации профильного обучения, который наряду с углублённым изучением предмета, позволяет активно вовлекать учащихся в мир познания данной дисциплины. Это организация различных творческих заданий, которые учащиеся выполняют во внеучебное время. Эти задания могут быть нацелены как на индивидуальную, так и на коллективную деятельность и требуют для выполнения различное время.

Из большого разнообразия внеклассной работы одной из форм, наиболее эффективно развивающих творческие способности и познавательный интерес учащихся, является подготовка и участие ребят в проведении предметной недели. Это позволяет учащимся и учителю создавать в лицее единую систему классно-урочной и внеурочной деятельности.

Как учитель, использующий в практике своей работы технологию метода проектов, одной из форм которой является ежегодное проведение в рамках “Одиссеи разума” предметной недели - “Недели физики”. Заранее составляется программа, в которой учитываются интересы старших и младших лицеистов, а также предлагаются мероприятия не только для физико–математических классов, но и для гуманитарных. Там ребята могут продемонстрировать свои знания по предмету, а также проявить свои художественные, литературные и актёрские способности. Мероприятия подготовлены т.о., чтобы как можно большее количество ребят могло проявить себя. Изначально “Неделю…” готовил и проводил учитель, но сейчас подготовку, выполнение и оценку проводят школьники, а учитель выступает в роли руководителя - координатора. Обычно данное мероприятие проводится во второй четверти, поэтому некоторые мероприятия соответствуют учебному плану.

При проведении предметной недели учитель ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия.
  • Отработка и применение во внеучебной игровой обстановке полученных в ходе школьных занятий умений и навыков.
  • Создание ситуаций неформального общения преподавателя и учащихся. Видение в педагогах не только добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию.
  • Воспитание устойчивого интереса к физике.
  • Обучение работать самостоятельно.
  • Формирование уверенности у учащихся в себе. Создание ситуаций успеха для учащихся.

Как пример, хочу привести план проведения недели физики

1 классы – Урок – чудо (краткое знакомство с предметом, демонстрация занимательных опытов, объяснение явлений). Проводят 11 физ. – мат. класс

7 классы – Конкурс ребусов, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов (учитывается тематика, красочность). Оценивают жюри – 9 класс.

8 классы – Урок – защита творческого проекта “Тепловые двигатели”

9 классы – Брей – ринг “Физика и мы”. Проводят и оценивают 10 физ. – мат. класс

- Конкурс стен. газет (учитывается тематика, красочность). Оценивают 11 класс

- Экскурсия в планетарий.

10 классы – Творческий конкурс – защита творческого проекта “История физики в датах и открытиях” (хронологический обзор – театрализованная игра).

11 классы – Урок – спектакль “Нобелевские лауреаты по физике”

- Конкурс сообщений “Нобелевские лауреаты по физике”

- Экскурсия в дом – музей радио им. Попова А.С.

Такое живое участие всех учащихся, помогает лучше усвоить материал, учит применять знания, полученные на уроках на практике, развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Позволяет раскрыться художественным и актёрским талантам всех учеников, т.к. мероприятия проводятся в разных формах и используются различные методы. Учитель, работая в составе творческой группы по теме “Использование метода проектов в преподавании физики, химии, информатики в разнопрофильных классах лицея”, особое внимание уделяет защитам проектов учащихся. При подготовке к защите и непосредственно при выступлении ребята демонстрируют свою уникальность ума, компетентность, творческий подход, инициативность, саморегуляцию своей деятельности, формируют познавательную мотивацию. Также интересен “Урок – Чудо” для “новоиспечённых” лицеистов. Как показывает опыт работы, учащиеся запоминают этот урок и увиденные опыты на всю жизнь, и важен тот факт, что проводят опыты старшие лицеисты. Это формирует у младших уважение к старшим, таким умным и знающим, разбирающимся в сложных вопросах. Вызывает у младших стремление подражать старшим. В свою очередь старшие начинают вести себя уверенно, проявляя компетентность и социальную зрелость, ответственно подходя к делу. И такое чудесное превращение, конечно, не может вызвать у педагога никаких других чувств кроме радости. Ничто не может заменить живое общение учителя и ученика, старшего и младшего и, конечно формирует чувство жизненной успешности человека, любовь к предмету.

Результатом проведения недели является ежегодный рост числа желающих участников, улучшается успеваемость учащихся, это даёт толчок увеличения интереса к предмету и становления профессиональной и жизненной успешности человека.