Литературное чтение по теме: "Яблонька" Е.Благининой

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с произведением, развитие навыков выразительного чтения, речи учащихся, дать дополнительные сведения о яблоне, развитие творческих задатков учащихся в стихосложении.

1 .Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е. Благининой “Яблонька” и будем учиться сочинять стихи.

Учитель: Е. Благинина замечательная детская писательница. Она родилась в деревне среди широких лугов и таинственных лесов. Когда маленькой Леночке было 8 лет, как вам, она начала писать первые стихи. Ее стихи рассказывают обо всем: о летнем дожде, о птицах, о землянике, о желтых осенних листьях, т.е. о родном крае, родной природе.

Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением “Яблонька”.

2. Первичное чтение стихотворения учащимися.

- Какие мысли, чувства у вас рождались, когда вы слушали стихотворение?

- Понравилось ли оно вам?

3. Повторное чтение

- Прочитаем еще раз стихотворение в полголоса и обратим внимание, как автор относиться к яблоньке.

(Называет “яблонька” (уменьшительно- ласкательное значение), от которого “глаз не отвести”)

  • Как вы понимаете выражение “глаз не отвести”? (Дерево очень нравится) - А почему? (Яблоня красива во время цветения)
  • А вы видели цветущую яблоню? (Рисунок 1)
  • Какого цвета у нее цветки? (Яблоня – фруктовое дерево семейства розоцветных с шаровидными сладкими или кисло- сладкими плодами. Бывает садовая, бывает дикая (лесная) яблонька)
  • А когда цветут деревья? В какое время года?

4.Задание

Посмотрите на картину и подумайте, с чем можно сравнить яблоньку?

  • облако
  • белоснежка
  • красавица

- Как вы думаете, для чего писатели, поэты используют сравнения в своих произведениях? (чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы вы могли легче представить описываемый предмет).

5.Физминутка.

Ветер веет нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.

6. Вернемся к стихотворению

- Как выглядит "дерево, когда отцветет?

- Как об этом говорит автор? - зачитайте.

(станет проще и бедней) - Что это значит? (осыпятся лепестки)

А меняются ли наши чувства, когда мы смотрим на опавшие лепестки?,(да, грустим, но не надолго)

- Почему? (зачитайте)

- А что является плодом яблони? (Рисунок 2)

7.Работа над орфограммой слова “ яблоки”

(Показ картинок)

Вам было дано домашнее задание поговорить с близкими о яблоне, о яблоках.

- Что интересного вы узнали? Что новое можете рассказать? (Высказывание учащихся)

Учитель: В Ростовской области произрастает более 20 сортов яблони. В зависимости от срока

созревания плодов сорта делятся на летние, осенние и зимние.

7а. Чтение стихотворения 3- й раза.

Что хотел автор сказать этим стихотворением? Идея?

( Чем лучше ухаживать, тем лучше плоды, тем больше урожай) (Рисунок 3)

8. Сегодня на уроке вы попробуете стать поэтами и сочинить свое стихотворение о яблоне весной.

На доске рифмы:

  • ... весна
  • ...ото сна
  • ...цветет
  • ...народ
  1. Подумаем, какое по смыслу слово можно связать со словом “весна”? (пришла, ушла, настала)
  2. Какое слово уточнит - какая весна? (ранняя, теплая, веселая)
  3. Какое слово по смыслу связано “ото сна”? (проснулась) кто?
  4. Что цветет? (яблонька)
  5. Украсим сравнением (белоснежка)
  6. Какие чувства испытывает народ, глядя на цветущую яблоньку? (радуется, любуется, удивляется)

Пришла веселая весна.
Сады проснулись ото сна.
Белоснежка- яблонька цветет -
Удивляет деревце народ.

9.Итог урока

  • Что узнали нового?
  • Что особенно понравилось в уроке?