Межпредметный проект "История Великой Отечественной войны в истории моей семьи"

Разделы: Внеклассная работа


Применение проектной технологии в учебной и деятельности позволяет строить обучение на активной основе, в соответствие с личными интересами учащегося, расширив рамки любого предмета. Дает возможность овладеть множеством приемов работы в сообществе, показать применимость полученных на уроках умений в жизни. Осваивать способы деятельности, способствующие самостоятельности в познавательном процессе, формировать ключевые компетентности, коммуникативную и информационную.

Общепризнанно, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы имеет низкую эффективность. Хотя, на мой взгляд, опыт реализации множества творческих проектов опровергает эту точку зрения, все-таки более эффективными являются межпредметные проекты.

Одним из таких успешных проектов стал межпредметный проект “История Великой Отечественной войны в истории моей семьи”

Учебный предмет: Русский язык, литература, история, внеклассная работа.

Участники: ученики 7 класса

Цели:

  1. Развитие познавательной активности при изучении литературы, посвященной Великой Отечественной войне
  2. Воспитание чувства уважения к своей семье, к истории своего народа.
  3. Формирование чувства ответственности перед историей за неразрывность связи поколений.

Предполагаемый продукт:

  • Сборник творческих работ учащихся ( портретные очерки, рассказы на основе услышанного, стихи, синквейны и т.д)
  • Сборник исторических материалов “Портрет поколения Великой Отечественной Войны” ( биографии, письма, фотографии, другие документы)

Препятствия

Дети размышляли о проекте и препятствиях, возникших при его реализации:

Витя Р. Этот проект нужен и важен. Мы должны больше узнать о своих родных, о той войне, пока еще есть,у кого спросить

Никита П. Этот проект очень важен, потому что без него события тех лет будут для нас далекими и книжными. Скоро очевидцев не останется, и мы не будем знать, как это было, что чувствовали люди, какими они были, информация будет потеряна навсегда

Ксения О. Мне нравится этот проект, я узнала много про жизнь моего любимого деда. Если бы не было проекта, я бы не спрашивала. И еще я увидела фотографии своих прабабушек и прадедушек. Несколько вечеров вспоминали, они были большой и дружной семьей. И все работали, даже мой дед, а он ведь был совсем маленьким.

Вика К. Мне негде взять материалы. Прабабушки и прадедушки нет в живых, а родители ничего не знают. Как Иваны, не помнящие родства.

Наташа Ж. Мне было трудно выполнять этот проект. Не надо ворошить прошлое, если воспоминания приносят боль. Старые люди плачут.

Оля Ж. Мы не хотим тревожить себя. Мы не хотим чувствовать боль, даже боль чужой души. Когда смотришь боевики, не жалко и не задумываешься. А простой рассказ старушки расстраивает. И они сами плачут и у тебя на душе кошки скребут.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Урок Цитата урока Содержание урока Результат
Урок русского языка Типы речи. Рассуждение “Все мы рано или поздно оказываемся в жизни перед чертой, требующей от нас мужества выбора”

Ч. Айтматов

Поведение людей в экстремальных ситуациях. Война.

Позиции: Ответственный человек. Жертва

Мини-сочинение
Урок литературы по рассказу В. Белова “Мальчики” “Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им забыть.”

А. Лиханов

“Душа в разрезе” мальчишек и девчонок военного времени Взять интервью у бабушек и дедушек.

Оформить интервью для школьной газеты

Урок истории “Иваны, родство помнящие” “У войны не детское лицо” Генеалогическое древо семьи. “Поколение, опаленное войной” Собрать исторические документы, фотографии, письма

Основной этап

Урок истории “Военный путь моего деда” “И я прошел по той войне” Изучение боевого пути фронтов и дивизий, в которых воевали родные Проследить фронтовой путь своего деда на карте, изучить исторические маитериалы
Урок русского языка Р/р Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.

В.Гиляровский

Интервью с очевидцем. Оформление интервью
Урок русского языка. Р/р   Рассказ на основе услышанного. Композиция. Обрамление Сбор материала.

Написание рассказа

Урок русского языка. Р/р   Автобиография. Биография Написание биографии бабушки, дедушки
Литературная гостиная ”Строка, опаленная войной” “Честь, совесть, долг, порядочность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.”

Б.Васильев

   

Итоговый этап.

  • Урок-отчет.
  • Внеклассное мероприятие ”Портрет военного поколения”.

Несмотря на то, что проект имеет яркую воспитательную направленность, всеми учителями, участвующими в нем, замечено, что и формирование учебных умений, знаний было более успешным, осмысленным, личностно значимым.

Так, при освоении интервью как метода социологического исследования и как публицистического жанра, достаточно сложного для изучения, ребята составили несколько советов для начинающих корреспондентов:

  • Хорошо, когда корреспондент знает особенности собеседника, когда тот ему хотя бы немного знаком. Узнайте о своем респонденте самые важные страницы биографии заранее.
  • Сначала постарайтесь разговорить, расположить собеседника к себе. Дайте ему почувствовать, что он – главный. Начинать интервью надо с ничего не значащих, общих вопросов. Таких, чтобы ответ был не односложный.
  • Ведите беседу. Произносите короткие фразы или вопросы, выражающие ваше отношение к услышанному, помогающие собеседнику продолжать рассказ, например: ”Правда?”, “А что же дальше”, “А вы что”
  • Задавайте прямые вопросы;
  • Умейте внимательно слушать, вдохновляя рассказчика;
  • При оформлении интервью сообщите сначала о собеседнике необходимые сведения, а затем оформляйте диалог.

Для написания рассказа на основе услышанного, учащиеся составили памятку:

1. Продумай композицию рассказа.

Не забудь про обрамление, цель которого сообщить о том, откуда автор знает эту историю, когда и при каких обстоятельствах был услышан рассказ, как вели себя при этом рассказчик и слушатели. В обрамлении сообщается главное о герое: кто он, чем занимается, иногда описывается его внешность, манера говорить, другие его особенности.

2. Обработай рассказанное.

Необходимо отсечь ненужные подробности и детали. Продумай и опиши мотивы поступков героя, ведь он мог этого не объяснить как само собой разумеющееся.

3. Позаботься о выразительности рассказа.

Подбери яркие сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.

На итоговом этапе ребята проявили свои творческие таланты как авторы-исполнители, вокалисты,чтецы.

Урок-отчет.

Тема: Память возрождает жизнь.

Цели:

  • Оценить успешность проекта
  • Развивать умение вести диалог
  • Воспитывать чувство уважения к истории своей семьи как частице истории Родины.

Ход урока

Ученица исполняет песню из кинофильма “Офицеры”

Учитель.

От героев былых времен
Не осталось порой имен
Те, кто приняли смертный бой
Стали просто землей, травой
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним …

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…

Правда ли это? Так ли помнят в каждой семье “поколение, опаленное войной”. Становится порой страшно, что “память –дождь” скоро иссякнет.

История

события

факты

даты

Литература

Чувства

Мысли

Переживания

размышления

1 ученик.

Конечно, историки могут подсчитать число убитых и количество сожженных деревень, количество дивизий, участвовавших в сражении, писатели и поэты могут попытаться донести до нас мысли и чувства людей, но никакая книга не заменит нам рассказа тех, кто выжил в ту войну.

2 ученик.

Каждый из них, не забывший о долге, даже ребенок – это герой. Великая Отечественная война была вершиной мужества. Еще живут на свете люди, которые преподали урок мужества всему человечеству, еще можно взглянуть в их глаза и услышать их бесхитростные рассказы о тех временах. Только так мы можем научиться

  • со-страдать,
  • со-чувствовать,
  • со-переживать.

3 ученик

Только так мы можем научиться мужеству жить. Еще можем, еще не поздно это сделать.

4 ученик

И мы попытались это сделать. Мы хотели, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящими будущим. Нельзя забывать ни горя, ни радости, ни слез, ни трудностей уходящего поколения.

5 ученик

Уходит жизнь - приходит память
И память возрождает жизнь.

Группа “социологов”

  • сообщает результаты опроса:
  • 33% участников проекта никогда не говорили со своими бабушками и дедушками об их жизни;
  • 18% родителей ничего не смогли рассказать о своей семье в годы войны;
  • 85% бабушек и дедушек в годы войны были детьми, их воспоминания связаны с трудным военным детством;
  • 6% учеников не нашли интересующей нас информации - связь времен в этих семьях потеряна;
  • 7 % участников проекта слушали рассказы очевидцев боевых действий, для этого некоторым пришлось беседовать по телефону или ехать в другие города и села, чтобы взять интервью;
  • основные трудности и препятствия, возникшие при реализации проекта:
  • не хотят взрослые
  • никто ничего не помнит
  • очевидцев уже нет
  • очевидцы живут далеко
  • не хотим тревожить себя тяжелыми воспоминаниями

Учитель

Ключевые слова нашего урока: война и память

Мы зарастаем памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы - память по утрам поют,
И ветер - память по ночам гудит,
Деревья - память целый день лепечут.
Но в нашей памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память - снег летит и пасть не может.

Учащиеся класса выступают со своими стихами, синквейнами.

Ученик.

Ольга Берггольц написала: Опять война, опять блокада.

А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
И может показаться: правы,
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - не права

Ученики рассказывают о боевом пути своих дедов, бабушек , а также истории, услышанные от своих близких трудовых буднях в тылу,о военных событиях, участниками которых были их родные.

Ученик

Каких несчастий и какой тоски
Вкусило ваше пасмурное детство
Росли в жестоких играх босяки
Весь тыл отцовский получив в наследство.

Учащиеся рассказывают о своих родных, которые во время войны были детьми.

Учитель

Константин Симонов сказал: О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли.

Мы должны понимать, как сказал участник войны, писатель Борис Васильев, что “честь, совесть, долг, порядочность, надежность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить”

Думаю, что мы убедились в правильности этих слов сами, реализуя наш проект.