Структура органов ученического самоуправления в школе

Разделы: Внеклассная работа


Полноценное обучение невозможно без воспитания. Вопросы образования, воспитания подрастающего поколения волновали и волнуют педагогов всегда, так как “сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками”. Эта проблема особенно остро встает на рубежах столетий, поскольку связана с резким изменением отношения к человеку со стороны общества, государства. Как сделать так, чтобы успешно осуществлялся воспитательный процесс в условиях адаптации школьников и педагогов. Еще до открытия школы перед нами встал вопрос: С чего начать целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью полного их саморазвития и самореализации, с чего начать моделирование воспитательной системы в целом?

Конечно же с исследования межличностных отношений в коллективе воспитателей и воспитанников? Это оправдано тем, что наша школа 1 сентября 2003 года приняла более 1000 учеников и свыше 80 педагогов.

Здесь без помощи психологической службы просто не обойтись. В результате проведенного мониторинга психологического портрета современного учителя и ученика было выявлено, что наиболее эффективным методом педагогического воздействия является сотрудничество, сотворчество, содружество. Одним из основных направлений модернизации образования является подготовка личности к созидательному преобразованию окружающего мира. Известно, что современный выпускник не всегда способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Нужно учиться находить себе применение на рынке труда. Именно школа должна сформировать потребность в жизненном росте и самоактуализации, а пусковым механизмом процесса самопознания, самоорганизации и является школьное самоуправление. Изучив социальный заказ и результаты психологических и педагогических исследований, школа приступила к разработке воспитательной концепции, определила для себя цели, задачи воспитания, перспективы развития личностей воспитателей и воспитанников в условиях становления коллектива. Воспитательный процесс – это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на самовоспитание, самоопределение, самоорганизацию и самоактуализацию.

Самовоспитание – это осуществляемое человеком управление собственной деятельностью направленное на изменения своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самоопределение – это постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Одна из основных проблем образования и воспитания – это проблема гармонии педагогических воздействий, создание благоприятной образовательной среды.

Наиболее адаптивной формой управления сотрудничеством педагогов и учащихся мы избрали самоуправление. Его девизы: учимся работать, руководить и подчиняться, планировать работу и рапортовать о ее выполнении. Прежде, чем запустить механизм деятельности Совета Старшеклассников, ребятами совместно с педагогами разработано положение о Совете Старшеклассников. Сколько споров и дискуссий возникало при обсуждении проекта деятельности Совета, его структуры и отчетности. Так как большинству учащихся свойственно качество лидера, Совет решил осуществлять руководство через “правящие круги”, определив строго определенный круг обязанностей. У каждого правящего круга есть свой куратор-координатор из числа педагогического коллектива, управляющий процессом деятельности по различным направлениям. Перед педагогами и учащимися школы стоят общие задачи и осуществляется интеграция педагогического управления и детского самоуправления, которая в большей степени соответствует такому явлению, как сотрудничество.

Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и школьного самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.

Делегирование полномочий и ответственности сопровождается поддержкой педагогов, которые своими действиями создают условия для управленческой деятельности детей и оказывают содействие в реализации принятых органами самоуправления решений. Планирование, организация, подведение итогов многообразной деятельности заставляют детей и педагогов вступать в разнообразные отношения – постоянные, временные, периодические. Они возникают, складываются, развиваются, а иногда и разрушаются в процессе выполнения совместных дел. Они составляют костяк, основу всей структуры взаимоотношений.

Вся деятельность Совета старшеклассников осуществляется в 4 этапа:

– это выбор КТД;

– разработки выбранного дела;

– проведения КТД;

– сопоставление результата с замыслом.

Еще в октябре прошлого года, по инициативе ученического самоуправления, проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена “Копилка школьных праздников”. В эту копилку каждый ученик нашей школы мог внести свое предложение с названием школьных мероприятий. Так родилась циклограмма школьных праздников.

Ученическим Советом старшеклассников разработаны также правила поведения учащихся и положение о поощрениях школы № 2008.

Это все теоретическая, документальная деятельность. А та конкретная, которая видна в повседневной школьной жизни, Совет Старшеклассников постоянно фиксирует, делая видеозапись.

Итак, что же такое самоуправление? Самоуправление – это способ организации коллективной жизни. А тогда, спросите вы, что же такое соуправление. Современная наука и практика пытаются развести понятия – соуправление и самоуправление. Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому в начале надо строить соуправление – совместное управление вместе со взрослыми – это Совет школы, положение о существование которого закреплено в Законе РФ “Об Образовании”, которым, как правило, по Уставу школы, руководит директор образовательного учреждения. Совет школы не только не дает простор развитию самоуправлению, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограничена решениями педагогов и родителей. Ученые считают, когда дети научатся управлять сами, тогда и будет развиваться самоуправление.

Опираясь, на анализ научной литературы по проблеме самоуправления, мы пришли к выводу, что самоуправление и соуправление взаимосвязаны.

А как считаете ВЫ? Перед Вами анкета, на вопросы которой мы попросили бы Вас ответить.

Анкета-размышление

Инструкция. Уважаемые коллеги! Просим Вас отразить Ваше мнение на проблему организации самоуправления в ГОУ СОШ, подчеркнув одно из высказываний, которое Вам кажется верным.

1. Самоуправление – это актуально и востребовано.

2. Самоуправление – это не наш современный метод.

3. Самоуправление = Соуправление.

Какой тезис соответствует Вашему мнению. Отметьте любым отличительным значком.

1.

а) Дисциплина – это свобода.
б) Дисциплина – это неволя.

2.

а) Учит жизни не книга, а опыт.
б) Учит жизни не опыт, а книга.

3.

а) Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
б) Надо жить, каждый день давая себе отчет, что и как сделано???

Спасибо за сотрудничество!

И в заключение, хотелось бы сказать, что становление и развитие воспитательной системы процесс долгий и длительный. Но взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу в школе. Они прилагают все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости, чтобы школа стала “вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку”.

Положение об органе ученического самоуправления школы № 2008