Серия уроков "В мире квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Новая форма экзамена по алгебре в 9-м классе предполагает учитывать требования к математической подготовке учащихся, предъявляемые новым образовательным стандартом. По сравнению с традиционным экзаменом здесь усилены понятийный и практический аспекты. При выполнении заданий учащиеся должны продемонстрировать определённую систему знаний, владеть формально-оперативным алгебраическим аппаратом, уметь применять известные алгоритмы, находить и применять нестандартные приёмы рассуждений, математически грамотно записывать решения, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. [5] Поэтому именно уроки повторения дают возможность актуализации, обобщения и систематизации, ранее усвоенных знаний по блокам.

Серия уроков “В мире квадратных уравнений” (2-3 урока) проводится после повторения блока “Выражения и их преобразования”, “Линейные уравнения”. Выбранная форма наиболее эффективна на основе технологии уровневой дифференциации, технологии сотрудничества. В основе лежит групповая и индивидуальная деятельность школьников. В группы объединены сильные, средние и слабые учащиеся. На уроках присутствует взаимопомощь, проводится мониторинг знаний девятиклассников, что усвоили хорошо, что недостаточно; здесь же все недостатки корректируются, учитывается правильность оформления решений.

9 класс

Тема: Квадратные уравнения.

Серия уроков актуализации, обобщения и систематизации знаний.

Цели уроков:

  • Обобщить и систематизировать знания учеников по основным методам решения квадратных уравнений. Определить степень подготовленности школьников по данной теме к экзамену в форме ЕГЭ.
  • Развивать навыки решения квадратных уравнений, рациональных уравнений, уравнений с параметрами.
  • Воспитывать ответственное отношение к коллективной деятельности, самоконтроль и самокоррекцию.

Оборудование: карточки и конверты раздаточного материала; плакат с высказыванием М.А. Эйнштейна; стенд “Готовимся к экзамену”; стенд “Это интересно”.

Оформление класса:

На доске девиз урока:

“Друзья тебе всегда помогут,
Они с тобой, ты не один
Поверь в себя - и ты всё сможешь,
Иди вперёд и победишь!”

Над доской плакат с высказыванием М.А. Эйнштейна:

“Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать всегда”.

На стенде “Это интересно!” помещается историческая справка (подготовлена одним из учащихся ещё в 8-ом классе).

“Во втором тысячелетии до нашей эры египтяне и вавилонские мудрецы нашли способы решения неполных квадратных уравнений (х?±х) = а. Об этом свидетельствуют найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов).

Некоторые виды квадратных уравнений, сводя их решение к геометрическим построениям, могли решать древнегреческие математики. Приёмы решения уравнений без обращения к геометрии даёт Диофант Александрийский (III в). Способ решения уравнения вида ах? = в, способ решения полных квадратных уравнений Диофант изложил в книгах “Арифметика”, которые не сохранились.

Правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду ах?+вх = с, где а>о, дал индийский учёный Брахма Гупта (VII в). Общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду х? + вх = с, было сформулировано немецким математиком М. Штифелем (1487 – 1567г.г.)

В 1591 г. французский математик Франсуа Виет ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений, установил зависимость между корнями и коэффициентами уравнений”.

Ход 1-го урока

I. Организационный момент.

На предыдущем уроке был объявлен конкурс на лучшую шпаргалку по теме “Квадратные уравнения”. Все учащиеся разделены на группы (группы смешанные, то есть в них входят и сильные и слабые, и средние ученики). Материал для шпаргалки можно брать из учебников, справочников, конспектов в тетрадях. Эти авторские опорные конспекты должны быть оформлены на листах большого формата. Затем каждому ученику из “Сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе” Л.В.Кузнецова и др. даётся задание по одному примеру из первой или второй части по данной теме; и выбрать по одному примеру, по решению которого он хотел бы получить консультацию.

II. Актуализация и систематизация знаний.

Устная защита шпаргалок, составление идеальной шпаргалки (Приложение 1), оценивание работ по группам.

III. Переход от теории к практике.

Учитель, проходя по рядам, просматривает решённые примеры; учащиеся, решившие более сложные задания, выступают с решениями у доски, остальные записывают решения в тетрадях. Учитель следит за точностью и правильностью оформления решений. Можно выставить высокие оценки за решение сложных примеров.

Необходимо прорешать под руководством учителя или самим учителем рациональное уравнение методом введения новой переменной, целое уравнение, а так же уравнение с параметрами, если таковых не будет в выборе учеников. В зависимости от подготовленности класса на эту работу придётся потратить ещё один урок.

2-ой урок

Урок зачёт-практикум

I. Организационный момент.

В начале урока учитель предлагает каждому ученику оценить свою готовность к экзамену по данной теме на сегодняшний день.

II. Актуализация.

Устные упражнения (разминка)

1) Укажите в квадратных уравнениях коэффициенты

2-5у + 1 = 0; 3 – 2х2 - х = 0; у2 - 3 = 0; 3с2 = 0;

2- 5в = 0; х2 - х + 2 = 0;

Какие из этих уравнений имеют один корень, два корня, не имеют корней.

2) Замените равносильным ему приведённым квадратным уравнением:

2 + 2х – 2 = 0; 10х2 - 20х + 30 = 0; 1/2х2 – 3х + 1,5 = 0.

3) Решите уравнения:

х2 – 25 = 0; 5 = 2х2; х2 – 7х = 0; а2 = 0; = 11; – 2 = 0;

4) Решите квадратные уравнения по теореме, обратной теореме Виета:

х2 + 17х - 18 = 0; х2 + 9х + 18 = 0; х2 – 15х + 36 = 0.

5) При каких значениях m один корень уравнения равен нулю:

2 + х + (2m – 5) = 0

6) При каких значениях а квадратное уравнение имеет два корня:

х2 – 8х – 3а = 0

III. Зачёт-практикум (индивидуальная самостоятельная работа учащихся).

Учащимся раздаются конверты с заданиями и опросная ведомость (Приложения 2, 3). Учитель даёт комментарий по выполнению предлагаемой самостоятельной работы. Работа состоит из 6-ти блоков (записаны на доске).

1-ый блок Задание общего уровня на использование методов решения неполных квадратных уравнений.

2-ой блок Задания общего уровня на использование формулы корней квадратного уравнения или обратную теорему теореме Виета.

3-ий блок Задания общего уровня на использование алгоритма решения рациональных уравнений.

4-ый блок Задания, усложнённые на перенос основных знаний, на самостоятельный выбор метода решения.

5-ый блок Задания, усложнённые на перенос основных знаний с использованием метода введения новой переменной.

6-ой блок Задания повышенной трудности.

Инструктаж учителя.

Необходимо открыть конверты и ознакомится с работой. Все задания даны в двух вариантах. Задания оцениваются в баллах. В каждом блоке указано наименьшее число баллов, которые должен назвать учащийся, чтобы перейти к выполнению следующего блока, а так же даётся указание по методу решения.

Прорешав все задания I блока, учащиеся проверяют правильность выполнения и оформления у учителя, оценивают в баллах и ставят оценку в ведомости слева; если есть ошибки, то после пояснений учителя, такое же задание выполняют из 2-го варианта и ставят оценку в баллах справа, и так по всем блокам. Затем все оценки складывают и получают оценку за урок по следующим критериям:

1. n > 22 баллов “5”

2. 18 n 22 “4”

3. 10 n 17 “3”

Полученную оценку сравнивают с той, которую поставили себе в начале урока, делают выводы.

Самостоятельная работа.

Выдаются карточки с заданиями (Приложение 4).

IV Задание на дом массивом.

20 задач разного уровня сложности из сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9-ом классе. Учащиеся выбирают тот уровень сложности, который им по силам. На стенде “Готовимся к экзамену” помещается открытая ведомость (Приложение 5). Решил задачу, закрасил квадратик с номером задачи напротив своей фамилии.

Урок завершён, успехов вам!

Литература

1. Кузнецова С.Б., Суворова, Е.А. Бунимович и др. “Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9-ом классе” Москва, “Просвещение”, 2007.

2. Макаричев Ю.Н. и др. Алгебра: Учебник для 8 класса. Москва, “Просвещение”, 2002.

3. ГИН “Приёмы педагогической техники” Москва, “Вита”, 2001.

4. Мордкович А.Г. Алгебра: Учебник для 8 класса. Москва, “Мнемозина”, 2004.

5. Кузнецов Л., Суворова С., Рослова Л., “О новой системе государственной (итоговой аттестации по алгебре в 9-ом классе” Статья, 2005.